• Главная страница
  • » Статьи
  • » Совершенствование нормативно-правового регулирования обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации

Совершенствование нормативно-правового регулирования обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации

7138

Проблемы обеспечения качества медицинской помощи являются в настоящее время одними из ключевых в здравоохранении. Авторами разработан и направ­лен на рассмотрение в комитет по охране здоровья Государственной Думы РФ проект федерального закона "Об обеспечении качества медицинской помощи в Российской Федерации". Предлагаем читателям ознакомиться с законопроек­том, высказать свое мнение относительно необходимости принятия подоб­ного закона и свои пожелания.

Целесообразность принятия федерального закона "Об обеспечении ка­чества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации" продиктована, на наш взгляд, следующими причинами.

Во-первых, несмотря на то что задача предоставления населению РФ качественной медицинской помощи является определяющей в отечествен­ном здравоохранении и качество медицинской помощи (далее - КМП) должно постоянно повышаться, ни один из действующих медико-социальных законов в России не декларирует качество как основную харак­теристику медицинской помощи.

В России на законодательном уровне не закреплено, что такое КМП, что включает в себя его обеспечение, что влияет или может влиять на качество, не определены субъекты обеспечения КМП, а соответственно и полномо­чия в этой сфере. В итоге не сформирован системный подход к вопросам нормативно-правового регулирования в данной области, не определены четкие постановочные задачи для органов управления здравоохранением и медицинских организаций, так что планирование работы в области обе­спечения качества либо отсутствует, либо носит случайный характер.

Во-вторых, в настоящее время в здравоохранении РФ сформирована сложная и достаточно сильная система контроля КМП. В этой связи следует отметить удачный и весьма своевременный закон, принятый Законодательным собранием Санкт-Петербурга, - от 22.12.2008 № 750-142 "О контроле качества медицинской помощи в Санкт-Петербурге", ряд положений кото­рого нашли свое отражение и в предлагаемом законопроекте.

Между тем у значительной части медицинского сообщества страны сформировалось мнение, что обеспечение качества - это и есть, прежде всего, контроль. Контроль является необходимым, но далеко не единствен­ным и не самым главным компонентом системы обеспечения качества. Раз­вивая только систему контроля, мы, так или иначе, будем делать акцент на выявлении, а не на предупреждении недостатков, что противоречит об­щепринятой в мире теории качества.

Известно, что задача обеспечения КМП многокомпонентна. В этой свя­зи необходимо не только законодательно закрепить данную многокомпонентность, но и показать обеспечение КМП в России как систему, тогда бу­дут ясны и механизмы его управления.

В-третьих, в обществе сложилось устойчивое мнение, что КМП зависит, прежде всего, от тех, кто ее оказывает, т. е. от медицинских работников. Од­нако это далеко не так, что особенно заметно на фоне объективно нараста­ющих требований технологического перевооружения отрасли. В результате ответственность органов власти, во многом влияющих на обеспечение КМП, неоправданно занижена. Необходимо на законодательном уровне опреде­лить полномочия в области обеспечения качества между уровнями власти.

В-четвертых, крайне важно формирование правовых механизмов, обе­спечивающих повышение КМП в частной системе здравоохранения. В на­стоящее время в частном здравоохранении данные механизмы, за исключе­нием упомянутых выше контрольных и надзорных со стороны государства, практически отсутствуют.

И, наконец, вопросы улучшения качества в здравоохранении требуют законодательного закрепления в связи с поставленной задачей инноваци­онного развития отрасли. Необходимо формирование соответствующих правовых условий, способствующих повышению КМП на всех этапах ее ока­зания.

Законопроект предлагает следующее:

• рассматривать обеспечение КМП как конкретную систему, включаю­щую в себя вполне определенные компоненты;

• определить субъекты обеспечения КМП. Должно быть ясно, кого кон­кретно касается данный закон и его положения;

• определить полномочия в области обеспечения качества между уров­нями власти;

• определить принципы формирования критериев КМП на определен­ной территории, в определенной медицинской организации, у опреде­ленного врача, определенному больному;

• четко определить, что включает в себя качество ресурсов в здравоох­ранении и от кого оно зависит, при этом максимально ясно должна быть показана ответственность органов власти за данный компонент систе­мы обеспечения качества;

• законодательно закрепить механизм страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Как известно, данный ин­струмент в отечественном здравоохранении, в отличие от большинства развитых стран, сегодня не имеет развития;

• законодательно закрепить, что все требования по обеспечению КМП, а не только в части его контроля, обязательны и для частной системы здравоохранения;

• законодательно закрепить обязательное участие частных медицинских организаций в саморегулируемых организациях как внутренний меха­низм обеспечения КМП в частном секторе;

• законодательно уполномочить государственный орган по надзору и контролю в сфере здравоохранения вести реестр саморегулируемых медицинских организаций и контролировать их деятельность;

• определить полномочия по финансовому обеспечению КМП.

В представленном законопроекте не раскрываются положения, доста­точно подробно изложенные в других законодательных актах. Например, права пациента детально отражены в Основах законодательства Россий­ской Федерации об охране здоровья граждан, законопроект предлагает конкретизировать и закрепить дополнительные механизмы реализации и обеспечения данных прав.

Авторы понимают все издержки предлагаемого законопроекта с юри­дической точки зрения. Однако мы убеждены, что идеология медицинских законов должна формироваться, прежде всего, специалистами в сфере здравоохранения, а когда указанная идеология сформирована, необходи­мо качественное юридическое обеспечение.

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением в меди­цинских организациях Российской Федерации деятельности по обеспечению качества медицин­ской помощи, оказываемой гражданам, устанавливает задачи и принципы обеспечения качества медицинской помощи, определяет полномочия субъектов обеспечения качества медицинской по­мощи.

2. Целями настоящего Закона являются:

- обеспечение в Российской Федерации права граждан на охрану здоровья путем улучшения качества медицинской помощи на основе постоянного совершенствования ресурсной и техно­логической оснащенности здравоохранения, эффективного управления оказанием медицин­ской помощи, предупреждения и устранения причин несоблюдения медицинских технологий, неэффективного использования кадровых, материально-технических, финансовых и инфор­мационных ресурсов здравоохранения и медицинского страхования;

- наиболее полное удовлетворение потребностей населения Российской Федерации в качествен­ной медицинской помощи;

- совершенствование правовых гарантий обеспечения качества медицинской помощи в Россий­ской Федерации;

- осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи уста­новленным требованиям, правилам, порядкам, регламентам, стандартам медицинской помо­щи, нормативным правовым актам, устанавливающим критерии качества, содержание и объ­ем медицинской помощи.

3. Обеспечение качества медицинской помощи осуществляется в соответствии с Конститу­цией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан, иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нор­мативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнитель­ных органов государственной власти, нормативными правовыми актами муниципальных обра­зований.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

  • качество медицинской помощи - система критериев, позволяющих определить качество ока­зания медицинской помощи на определенной территории, в определенной медицинской орга­низации, у определенного врача, отдельному больному;
  • контроль качества медицинской помощи - деятельность по проверке, оценке и анализу соот­ветствия качества оказываемой медицинской помощи установленным требованиям, прави­лам, регламентам, порядкам, стандартам медицинской помощи и нормативным правовым ак­там, устанавливающим критерии качества, содержание и объем медицинской помощи;
  • критерии качества медицинской помощи - требования и показатели, позволяющие опреде­лить качество медицинской помощи на определенной территории, в определенной медицин­ской организации, у определенного врача, отдельному больному;
  • медицинские организации - организации независимо от форм собственности, осуществляю­щие медицинскую деятельность в соответствии с действующим законодательством;
  • медицинская помощь - комплекс профилактических, диагностических, лечебных, реабилита­ционных, протезно-ортопедических, зубопротезных и связанных с ними организационных мероприятий, проводимых медицинскими работниками пациентам с целью сохранения, прод­ления и повышения качества их жизни, сохранения и улучшения состояния их здоровья;
  • медицинские технологии - совокупность методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации, с помощью которых данные методы осуществляются;
  • обеспечение качества медицинской помощи - деятельность, направленная на выполнение тре­бований к качеству медицинской помощи на определенной территории, в определенной меди­цинской организации, у определенного врача, отдельному больному;
  • оценка качества медицинской помощи - методика оценки качества выполнения медицинской помощи на основании утвержденных критериев;
  • потребность в медицинской помощи - потребность в профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных, протезно-ортопедических, зубопротезных и связанных с ними организационных мероприятиях, проводимых медицинскими работниками пациентам с це­лью сохранения, продления и повышения качества их жизни, сохранения и улучшения состоя­ния их здоровья;
  • система обеспечения качества медицинской помощи - система мер, реализация которых на­правлена на выполнение требований к качеству медицинской помощи на определенной терри­тории, в определенной медицинской организации, у определенного врача, отдельному больному;
  • специалист по контролю качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения - врач, имеющий специальную под­готовку в области контроля качества медицинской помощи.

Статья 3. Система обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации

Система обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации включает меры:

  • по обеспечению прав пациента;
  • обеспечению прав медицинских работников;
  • обеспечению качества ресурсов здравоохранения Российской Федерации;
  • обеспечению качества медицинских, организационных, финансово-экономических и иных технологий, используемых в медицинских организациях Российской Федерации;
  • предупреждению, профилактике заболеваний, развитию здоровьесберегающих технологий;
  • планированию деятельности по обеспечению качества медицинской помощи и определению ее критериев на определенной территории, в определенной медицинской организации, у опре­деленного врача, отдельному больному;
  • мотивации работников здравоохранения;
  • контролю качества медицинской помощи;
  • саморегулированию и самоконтролю;
  • обеспечению надлежащих условий оказания медицинской помощи.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения качества медицинской помощи

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения качества медицинской помощи относятся:

  • принятие законов в области обеспечения качества медицинской помощи в Российской Феде­рации;
  • осуществление контроля за исполнением настоящего Закона и других законов в области обе­спечения качества медицинской помощи;
  • осуществление государственной политики Российской Федерации в области обеспечения ка­чества медицинской помощи;
  • разработка и принятие требований, регламентов, порядков, правил, а также иных норматив­ных правовых актов, регулирующих деятельность по обеспечению качества медицинской по­мощи в Российской Федерации и осуществление контроля за их выполнением;
  • финансовое обеспечение мер по обеспечению качества специализированной, в т. ч. высоко­технологичной (дорогостоящей), медицинской помощи;
  • анализ деятельности в сфере обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации;
  • разработка и реализация программ и проектов с целью повышения качества медицинской по­мощи в Российской Федерации;
  • разработка и реализация мер, направленных на усиление мотивации медицинских работни­ков федеральных медицинских учреждений к повышению качества оказываемой ими меди­цинской помощи;
  • иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения качества медицинской помощи

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения качества медицинской помощи относятся:

  • принятие законов в области обеспечения качества медицинской помощи в субъекте федера­ции;
  • осуществление контроля за исполнением настоящего закона и других законов в области обе­спечения качества в субъекте федерации;
  • осуществление государственной политики в сфере обеспечения качества медицинской помо­щи в субъекте федерации;
  • разработка и принятие требований, регламентов, порядков, правил, а также иных норматив­ных правовых актов, регулирующих деятельность по обеспечению качества медицинской по­мощи в субъекте федерации и осуществление контроля за их выполнением;
  • финансовое обеспечение мер по обеспечению качества специализированной медицинской по­мощи, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения субъекта федерации;
  • анализ деятельности в сфере обеспечения качества медицинской помощи в субъекте федера­ции, разработка и реализация мер по его совершенствованию;
  • разработка и реализация программ и проектов с целью повышения качества медицинской по­мощи в субъекте федерации;
  • разработка и реализация мер, направленных на усиление мотивации медицинских работни­ков государственных учреждений здравоохранения медицинских учреждений субъекта феде­рации к повышению качества оказываемой ими медицинской помощи;
  • иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законода­тельством субъекта федерации.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения качества медицинской помощи

К полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения качества медицин­ской помощи относятся:

  • принятие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по обеспечению каче­ства первичной медико-санитарной помощи в муниципальных медицинских учреждениях, и осуществление контроля за их выполнением;
  • финансовое обеспечение мер по обеспечению качества первичной медико-санитарной помощи;
  • анализ деятельности в сфере обеспечения качества медицинской помощи в муниципальных медицинских учреждениях, разработка и реализация мер по его совершенствованию;
  • разработка и реализация программ и проектов с целью повышения качества медицинской по­мощи в муниципальном здравоохранении;
  • разработка и реализация мер, направленных на усиление мотивации медицинских работни­ков муниципальных медицинских учреждений к повышению качества оказываемой ими ме­дицинской помощи;
  • иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законода­тельством субъекта федерации, нормативными правовыми актами органа местного само­управления.

Статья 7. Принципы осуществления государственной политики в сфере обеспечения каче­ства медицинской помощи

1. Государственная политика в сфере обеспечения качества медицинской помощи осуществля­ется в соответствии со следующими принципами:

  • главенствование интересов пациента и его законных представителей при оказании медицин­ской помощи;
  • удовлетворенность пациента и его законных представителей качеством медицинской помощи;
  • обязательность обеспечения качества медицинской помощи при ее оказании в соответствии с требованиями настоящего закона, иными федеральными законами, а также принятыми в со­ответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными право­выми актами муниципальных образований;
  • доступность и своевременность качественной медицинской помощи для населения;
  • непрерывность процесса повышения качества медицинской помощи;
  • инновационный характер развития медицинской помощи;
  • системность, комплексность и взаимосвязь всех компонентов обеспечения качества медицин­ской помощи;
  • максимально возможная безопасность для пациента при получении медицинской помощи.

2. Реализация государственной политики Российской Федерации в области обеспечения каче­ства медицинской помощи направлена:

  • на наиболее полное удовлетворение потребностей населения в качественной и доступной ме­дицинской помощи;
  • повышение ресурсной и технологической оснащенности медицинских организаций;
  • эффективное использование кадровых и материально-технических ресурсов здравоохране­ния и медицинского страхования;
  • повышение качества подготовки медицинских кадров;
  • уменьшение частоты случаев оказания медицинской помощи с нарушениями установленных требований, негативно влияющими на состояние здоровья пациента;
  • разработку и реализацию медицинских, организационных, финансово-экономических и дру­гих мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего качества медицинской помощи.

Статья 8. Субъекты обеспечения качества медицинской помощи в здравоохранении Рос­сийской Федерации

Субъектами обеспечения качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Фе­дерации являются:

  • органы государственной и муниципальной власти в пределах установленных действующим законодательством полномочий;
  • государственные внебюджетные фонды в пределах установленных действующим законода­тельством полномочий;
  • уполномоченные в соответствии с действующим законодательством органы надзора и контро­ля в сфере здравоохранения;
  • медицинские организации;
  • саморегулируемые организации в сфере здравоохранения;
  • образовательные медицинские организации;
  • медицинские работники;
  • профессиональные медицинские ассоциации;
  • страховые медицинские организации;
  • пациенты;
  • общественные организации пациентов.

Статья 9. Критерии качества медицинской помощи

1. Критерии качества медицинской помощи на определенной территории включают:

  • показатели здоровья населения, проживающего на соответствующей территории, и его удо­влетворенности качеством оказываемой медицинской помощи;
  • показатели деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь на­селению соответствующей территории;
  • требования, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Законом и при­нятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов федерации, органов местного самоуправления в области качества медицинской по­мощи.

Критерии качества медицинской помощи на определенной территории в соответствии с дей­ствующим законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними норма­тивными правовыми актами устанавливают государственные (муниципальные) органы исполни­тельной власти.

2. Критерии качества медицинской помощи в определенной медицинской организации вклю­чают:

  • показатели здоровья населения, получающего медицинскую помощь в данной медицинской организации, и его удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи в дан­ной медицинской организации;
  • показатели деятельности медицинской организации по оказанию медицинской помощи;
  • требования, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Законом и при­нятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в области качества меди­цинской помощи.

Критерии качества медицинской помощи для подведомственных медицинских организаций в соответствии с действующим законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами устанавливают государственные (муниципальные) орга­ны исполнительной власти, руководители самих медицинских организаций. Медицинские органи­зации частной системы здравоохранения, осуществляющие медицинскую деятельность в установ­ленном законом порядке, самостоятельно устанавливают критерии качества медицинской помощи. Для медицинских организаций - членов саморегулируемых организаций критерии качества меди­цинской помощи устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.

3. Критерии качества медицинской помощи у определенного врача включают:

  • показатели здоровья пациентов, получающих медицинскую помощь у данного врача, и их удо­влетворенности качеством оказываемой медицинской помощи у данного врача;
  • показатели деятельности врача по оказанию медицинской помощи;
  • требования, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Законом и при­нятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в области качества меди­цинской помощи.

Критерии качества медицинской помощи для определенного врача в соответствии с действую­щим законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами устанавливают руководители медицинских организаций. Для врачей - членов саморегулируемых организаций критерии качества медицинской помощи устанавливаются в со­ответствии с действующим законодательством.

4. Критерии качества медицинской помощи отдельному больному включают:

  • показатели здоровья данного пациента, полученные в ходе (результате) оказания медицин­ской помощи, и его удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи;
  • требования, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Законом и при­нятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в области качества меди­цинской помощи.

Критерии качества медицинской помощи отдельному больному устанавливаются в соответ­ствии с действующим законодательством.

При определении критериев качества медицинской помощи отдельному больному обязатель­но учитываются его индивидуальные особенности и условия течения заболевания.

Статья 10. Право пациентов на получение качественной и доступной медицинской помощи

  1. Обеспечение прав пациентов, предусмотренных действующим законодательством, является главным компонентом системы обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации.
  2. Право пациентов на получение качественной и доступной медицинской помощи обеспечи­вается органами власти Российской Федерации, органами власти субъекта федерации, органами местного самоуправления, медицинскими организациями и иными уполномоченными органами и организациями в соответствии с действующим законодательством.

Статья 11. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников

  1. Органы власти Российской Федерации, органы власти субъекта федерации, органы местно­го самоуправления осуществляют страхование профессиональной ответственности медицинских работников. Порядок и размер страхования профессиональной ответственности медицинских ра­ботников самостоятельно определяется соответствующими органами власти в пределах установ­ленных законодательством полномочий.
  2. Медицинские организации частной системы здравоохранения самостоятельно определяют порядок и размеры страхования профессиональной ответственности медицинских работников.
  3. Саморегулируемые организации в сфере здравоохранения устанавливают порядок и раз­меры страхования профессиональной ответственности медицинских работников - членов само­регулируемых организаций в соответствии с действующим законодательством.

Статья 12. Обеспечение качества ресурсов здравоохранения

  1. Ресурсы здравоохранения включают кадровые, финансовые, материально-технические и информационные ресурсы. Обеспечение качества ресурсов здравоохранения включает обеспече­ние качества кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов.
  2. Качество кадровых ресурсов здравоохранения обеспечивается их достаточностью, уровнем их подготовки и организацией эффективного использования для наиболее полного удовлетворе­ния потребностей населения в медицинской помощи. Надлежащий уровень квалификации меди­цинских кадров обеспечивается непрерывной системой их подготовки, включающей подготовку в медицинском образовательном учреждении, последипломное образование в медицинских образо­вательных организациях, повышение квалификации непосредственно на рабочем месте в процес­се повседневной деятельности.
  3. Качество финансовых ресурсов здравоохранения определяется их достаточностью, своевре­менностью поступления и эффективным использованием для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественной медицинской помощи. Качество финансовых ресурсов здравоохранения обеспечивается государственными (муниципальными) органами власти, госу­дарственными внебюджетными фондами, страховыми медицинскими организациями, медицин­скими организациями в соответствии с действующим законодательством, а также с принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
  4. Качество материально-технических ресурсов здравоохранения определяется их достаточ­ностью, состоянием, своевременностью поступления (приобретения, обновления, ввода в эксплу­атацию) в соответствии с действующим законодательством, а также с принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
  5. Качество информационных ресурсов здравоохранения определяется их адекватностью, со­ответствием целям и задачам системы здравоохранения и оказания конкретного вида медицин­ской помощи в оптимальных условиях в соответствии с действующим законодательством.

Статья 13. Обеспечение качества медицинских, организационных, финансово-экономи­ческих и иных технологий, используемых в здравоохранении Российской Федерации

  1. Качество медицинских технологий обеспечивается наличием разрешения на их примене­ние, полученного в установленном законодательством порядке, и соблюдением требований их вы­полнения.
  2. Качество организационных, финансово-экономических и иных технологий, используемых в здравоохранении Российской Федерации, обеспечивается в соответствии с требованиями дей­ствующего законодательства.

Статья 14. Планирование деятельности по обеспечению качества медицинской помощи и определению его критериев

  1. Государственные (муниципальные) органы исполнительной власти планируют деятель­ность по обеспечению качества медицинской помощи и определению его критериев на подведом­ственной территории в соответствии с действующим законодательством.
  2. Медицинские организации планируют деятельность по обеспечению качества медицинской помощи и определению его критериев для медицинской организации, структурных подразделений медицинской организации, каждого медицинского работника данной медицинской организации в соответствии с действующим законодательством.
  3. Планирование деятельности по обеспечению качества медицинской помощи и определению его критериев осуществляется на каждый календарный год и включает: разработку целей в обла­сти качества и планов по качеству. Степень достижения плановых показателей по качеству являет­ся одним из главных критериев эффективности функционирования медицинских организаций.

Статья 15. Мотивация медицинских работников

  1. Мотивация медицинских работников является обязательным элементом системы обеспече­ния качества медицинской помощи и включает: меры материального стимулирования, социаль­ной поддержки, морального поощрения, а также иные меры, предусмотренные действующим за­конодательством.
  2. Меры по мотивации медицинских работников, направленные на качественное выполнение своих обязанностей, разрабатываются и включаются в планы работы по обеспечению качества медицинской помощи в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
  3. Для эффективной реализации мер по мотивации медицинских работников, направленных на качественное выполнение своих обязанностей, в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения для каждого работника разрабатываются кри­терии качества работы в соответствии с действующим законодательством и требованиями настоя­щего Закона.

Статья 16. Контроль качества медицинской помощи

1. Деятельность в области контроля качества проводится исключительно в целях получения необходимой исходной информации для улучшения качества оказания медицинской помощи.

2. Деятельность в области контроля качества медицинской помощи проводится с соблюдени­ем положений законодательства о врачебной и служебной тайне.

3. Объектами контроля качества медицинской помощи являются:

  • процесс оказания медицинской помощи;
  • документы и иные информационные ресурсы, содержащие информацию о процессе оказания медицинской помощи и состоянии здоровья пациента в период оказания медицинской помо­щи, которые необходимы для решения задач контроля качества медицинской помощи.

4. Уполномоченные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения определяют ор­ганизацию, порядок проведения и методы контроля качества медицинской помощи для подведом­ственных медицинских организаций в соответствии с требованиями действующего законодатель­ства. Результаты контроля качества медицинской помощи в обязательном порядке учитываются при разработке мероприятий по улучшению качества и планов по качеству.

5. Контроль качества медицинской помощи осуществляется специалистами, имеющими спе­циальную подготовку в области контроля качества медицинской помощи.

6. Внутренний контроль качества медицинской помощи:

  • внутренним является контроль качества медицинской помощи, осуществляемый в медицин­ской организации сотрудниками этой же организации, имеющими специальную подготовку в области контроля качества медицинской помощи;
  • организация, порядок проведения и методы внутреннего контроля качества медицинской по­мощи определяются руководителем медицинской организации в соответствии с требования­ми действующего законодательства в области контроля качества медицинской помощи;

7. При проведении контроля качества медицинской помощи отдельному больному специали­стом в области контроля качества медицинской помощи обязательно учитываются его индивиду­альные особенности и условия течения заболевания.

Статья 17. Саморегулирование и самоконтроль в сфере здравоохранения

  1. Под саморегулированием в сфере здравоохранения понимается самостоятельная и инициа­тивная деятельность, которая осуществляется субъектами медицинской деятельности (медицин­скими организациями, отдельными категориями работников здравоохранения) и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а так­же контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил в соответствии с дей­ствующими законодательством.
  2. Для медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и их работников членство в саморегулируемых организациях является добровольным.
  3. Для медицинских организаций частной системы здравоохранения или медицинских работ­ников, занимающихся частной медицинской практикой в установленном законом порядке, член­ство в саморегулируемых организациях является обязательным.
  4. Ведение реестра саморегулируемых организаций в сфере здравоохранения и осуществление контроля за их деятельностью осуществляет уполномоченный орган федеральной исполнитель­ной власти по надзору в сфере здравоохранения.
  5. Под самоконтролем в сфере здравоохранения понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая каждым медицинским работником в целях обеспечения качества медицинской помощи.

Статья 18. Условия оказания медицинской помощи

  1. К условиям оказания медицинской помощи относятся условия, соответствующие санитар­ным нормам и правилам, требованиям лечебно-охранительного и противоэпидемического режи­ма, требованиям пожарной, радиационной, лекарственной, экологической и иной безопасности, а также иным требованиям, определяющим условия оказания медицинской помощи.
  2. Обеспечение надлежащих условий оказания медицинской помощи осуществляется органами государственной (муниципальной) власти, медицинскими организациями, работниками медицинских организаций, иными органами и организациями в соответствии с действующим законодательством.

Статья 19. Общественные организации пациентов

  1. Общественные организации пациентов создаются с целью совершенствования работы по обеспечению качества медицинской помощи в порядке, предусмотренном действующим законода­тельством.
  2. Права общественных организаций пациентов по вопросам обеспечения качества медицин­ской помощи:
  • изучение и анализ удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи в установ­ленном законодательством порядке;
  • информирование медицинских организаций, саморегулируемых организаций в сфере здраво­охранения, уполномоченных органов по контролю и надзору в сфере здравоохранения, орга­нов государственной (муниципальной) власти по вопросам обеспечения качества медицин­ской помощи в установленном законодательством порядке;
  • разработка и внесение предложений по совершенствованию системы обеспечения качества медицинской помощи в установленном законодательством порядке;
  • получение информации по вопросам обеспечения качества медицинской помощи от других субъектов обеспечения качества медицинской помощи в установленном законодательством порядке;
  • проведение независимой экспертизы и привлечение независимых экспертов по вопросам обе­спечения качества медицинской помощи в установленном законодательством порядке;
  • иное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами по вопросам обеспечения каче­ства медицинской помощи в установленном законодательством порядке.

Статья 20. Финансовое обеспечение качества медицинской помощи

  1. Финансирование расходов по обеспечению качества медицинской помощи, связанных с осуществлением деятельности органов государственной (муниципальной) власти и организаций здравоохранения, подведомственных исполнительным органам государственной власти Россий­ской Федерации, исполнительным органам государственной власти субъектов федерации, орга­нам местного самоуправления осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, меди­цинского страхования, а также иных не запрещенных действующим законодательством источников.
  2. Финансирование расходов, связанных с осуществлением деятельности по обеспечению ка­чества медицинской помощи организаций, не указанных в части первой настоящей статьи, осу­ществляется в соответствии с действующим законодательством.

Статья 21. Вступление в силу настоящего федерального закона

Настоящий Закон вступает в силу с.. .

ОФИЦИАЛЬНО

Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 № 136-О-П подтвердил сделанный им в ряде своих постановлений и определений вывод о том, что установленное п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее - Закон № 122-ФЗ) правовое регулирование не предполагает лишения медицинских работников федеральных специализированных медицинских учреждений, рабо­тающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 г. на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, т. е. не лишает права на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников Правительству РФ надлежит незамедлительно установить меры их социальной поддержки. До установления таких мер на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех медицинских работников, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 1 января 2005 г. - даты всту­пления в силу Закона № 122-ФЗ (этим законом решение вопросов социальной поддержки меди­цинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения; для медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, к которым относится заявитель - врач детского санатория, расположенного в сельской местности, меры социальной поддержки должны устанавливаться Правительством РФ).

Скрининг - массовые обследования населения с целью выявления заболеваний на ранних стадиях и предотвращения их нежелательных исходов - широко рас­пространен как у нас в стране, так и за рубежом. Вместе с тем обоснован­ность его проведения далеко не всегда очевидна, а эффективностьприменяе-мых диагностических тестов - не всегда доказана.

Д.В. Пивень,
д-р мед. наук, проректор по научной и лечебной работе, зав. кафедрой,

И.С. Кицул,
д-р мед. наук, проф., проф. кафедры

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государ­ственного института усовершенствования враче



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×