Законопроект "Об обязательном медицинском страховании": насущная модернизация или монополизация в сфере обязательного медицинского страхования

1383

Премьер-министр РФ В.В. Путин провел 23 апреля 2010 г. заседание президиума Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, на котором потребовал скорейшей разработки нового закона об обязательном медицинском страховании. Спу­стя некоторое время проект данного закона был подготовлен и размещен на официальном сайте Минздравсоцразвития России для профессионального об­суждения. Предлагаем анализ данного документа.

В Послании Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008 Президент РФ Д.А. Медведев констатировал актуальность проблемы дальнейшей демо­кратизации сферы здравоохранения и искоренения существующих недо­статков страховой модели отечественной медицины. "Несколько слов об обязательном медицинском страховании. Надо прямо сказать - оно так и не стало у нас действенным. Права застрахованных граждан в полной мере не обеспечены. Несмотря на законодательно закрепленную возмож­ность выбора страховых организаций, медицинских учреждений, выбора просто самого врача - в реальной жизни такой выбор практически отсут­ствует", - сообщил президент.

Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федера­ции до 2020 года определяет, что целью развития здравоохранения являет­ся "повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантиро­ванной населению РФ, в т. ч. высокотехнологичной медицинской помощи". Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, констатирует, что система здравоохра­нения пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество, и определяет в качестве одной из задач модернизацию системы обязательного медицин­ского страхования (далее - ОМС), в т. ч. "формирование конкурентной моде­ли обязательного медицинского страхования с созданием условий для вы­бора застрахованным страховщика и медицинской организации, а также обеспечение населения доступной информацией о деятельности страхов­щиков и медицинских организаций".

Основные направления деятельности Правительства Российской Фе­дерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р, предусматривают следующее: "Должен быть создан механизм налогового стимулирования работодателей и граж­дан, способствующий развитию добровольного медицинского страхова­ния. Доля населения, имеющего договоры добровольного страхования, увеличится до 10 процентов. Следует разработать механизмы интеграции обязательного и добровольного медицинского страхования по соответ­ствующим программам".

На фоне такой высокой политической востребованности в Государ­ственную Думу РФ группой депутатов 2 июня 2010 г. был внесен новый про­ект Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании". Однако анализ данного законопроекта показывает, что он не только не со­ответствует общественным ожиданиям, но и прямо противоречит изложен­ным выше положениям Концепции развития системы здравоохранения в России до 2020 года и Основных направлений деятельности Правитель­ства Российской Федерации на период до 2012 года.

Рассмотрим подробнее некоторые положения законопроекта.

Придание Федеральному фонду обязательного медицинского страхования функции страховщика

Законопроект содержит новеллу о закреплении за Федеральным фон­дом ОМС функций страховщика, что противоречит нормам о необходимо­сти наличия у страховщика лицензии на осуществление ОМС и соблюдения лицензионного законодательства РФ, а именно:

  • статье 938 Гражданского кодекса РФ ("В качестве страховщиков догово­ры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разре­шения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида");
  • часть 1 статьи 6 Закона РФ от 27.11.1992 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" ("Страховщики - юридические лица, создан­ные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осу­ществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и по­лучившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке").

Законопроект не содержит специального толкования термина "стра­ховщик", таким образом, в законопроекте должно использоваться общеупот­ребительное значение данного термина: лицо, осуществляющее страхова­ние, т. е. страховая компания. В пункте 5 статьи 3 законопроекта указано, что "страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию исполнение страховой медицинской организацией обязательств, связан­ных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая".

Таким образом, предоставление страхового обеспечения (цель страхо­вания) осуществляется исключительно страховой медицинской организа­цией, которая при этом не является страховщиком.

Более того, законопроект содержит отсылочную норму к Закону РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Фе­дерации", тем самым:

  • признается юрисдикция данного закона в системе ОМС;
  • на страховые медицинские организации возлагается ответственность по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в систе­ме ОМС собственными средствами страховой медицинской организа­ции, что противоречит Закону РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организа­ции страхового дела в Российской Федерации", т. к. всеми собственными средствами должен отвечать страховщик (т. е. Фонд ОМС), которым страховая медицинская организация не является.

В таком контексте законопроект противоречит всей логике админи­стративной реформы в России, которая подразделяет структуры на создаю­щие правила (Фонд ОМС) и исполняющие данные правила под контролем Фонда ОМС (страховщики - страховые медицинские организации).

Противоречие данной логике административной реформы в России бу­дет реализовано в создании структуры как формулирующей правила осу­ществления ОМС, так и исполняющей эти правила в качестве страховщика. Противоречием является и отсутствие ответственности такой "объединен­ной" структуры перед гражданином - законопроект даже не содержит сло­восочетание "ответственность фонда".

Таким образом, в соответствии с законопроектом предполагается соз­дание структуры полной безответственности - перед гражданином и други­ми субъектами ОМС - как по полномочиям формулирования правил ОМС, так и по полномочиям страховщика.

Такая логика законопроекта полностью противоречит новому законо­дательству России, принятому в 2010 г. и направленному на повышение от­ветственности государственных органов власти и их учреждений перед гражданином. В частности, такой законопроект противоречит духу Феде­рального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", направленного на совершенствование защиты прав и интересов гражданина отечественной судебной системой. Создание в со­ответствии с законопроектом государственных учреждений (фонда), безот­ветственных в отношении возможного нарушения прав и законных интере­сов гражданина, - в виде органа, издающего нормативные акты в системе ОМС и одновременно исполняющего функции страховщика, - будет способ­ствовать увеличению числа жалоб граждан в Европейский суд по правам человека и негативному имиджу России в глазах международного сообще­ства.

Необходимо исключить из законопроекта закрепление за Федераль­ным фондом ОМС и его территориальными фондами функции страховщика, т. к. главная задача демократического государства - принятие законов, направленных на создание системы сдержек и противовесов, т. е. разделение властей: на орган, осуществляющий нормирование системы ОМС, и органы, исполняющие функции страховщика, - страховые медицинские компании.

Введение новеллы законопроекта о придании Федеральному фонду ОМС функции страховщика затрагивает интересы Минфина России, кото­рое в силу Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой деятельности. Более того, введение данной новеллы выводит из-под юрисдикции Минфи­на России целую отрасль страхования - ОМС, т. к. в качестве страховщика законопроектом объявляется Федеральный фонд ОМС, не находящийся в ведении данного министерства и не получающий от его уполномоченного органа (Росстрахнадзор) государственное разрешение - лицензию на осу­ществление страховой деятельности по ОМС, что умаляет функции Минфина России, установленные постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации". Так, в со­ответствии с данным постановлением Минфин России разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституци­онных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Прави­тельства РФ, в т. ч. по вопросам "обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эф­фективного развития страхового дела", также Минфин России разрабатыва­ет и утверждает "условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела".

Законопроектом функция формирования бюджетного процесса Минфи­ном России отрывается от участия министерства в качестве регулятора расхо­дования бюджетных средств (необходимая в бюджетном процессе обратная связь) на одну из самых социально значимых сфер - здравоохранение и ОМС. Нарушается система сдержек и противовесов, разрывается обратная связь, что повлечет за собой разрушение эффективности системы управления.

Считаем, что с целью построения единой централизованной системы управления следует осуществить реорганизацию сети территориальных фондов ОМС в форме присоединения их к Федеральному фонду ОМС в ка­честве территориальных органов (филиалов) (сейчас территориальные фонды ОМС - независимые от Федерального фонда ОМС финансовые учреждения субъектов РФ).

При этом в законе должны быть четко определены цели такой центра­лизации:

  • введение единых норм и правил построения системы ОМС для всех субъектов РФ в противоположность имеющимся в настоящее время ти­повым правилам, которые существенным образом игнорируются ря­дом субъектов РФ;
  • введение нормы о едином тарифном регулировании в системе ОМС с территориальными коэффициентами к тарифам на базе вертикали си­стемы подчинения территориальных фондов ОМС;
  • введение положений о составе единой базовой программы ОМС для всех субъектов РФ;
  • создание перечней видов медицинской деятельности с указанием спе­циальности медработника, оплачиваемых и не оплачиваемых в системе ОМС;
  • введение понятия о расширенной программе ОМС, финансируемой субъектом РФ при наличии финансовых средств; утверждение критери­ев и порядка, позволяющих введение расширенной программы ОМС в субъекте РФ;
  • утверждение единых федеральных правил оценки качества медицин­ской помощи;
  • принятие единых определений таких понятий, как дефект оказания ме­дицинской помощи и медицинская помощь ненадлежащего качества;
  • утверждение единого перечня дефектов оказания медицинской помощи;
  • принятие единой федеральной шкалы штрафных санкций за ненадле­жащее качество оказания медицинской помощи;
  • введение единого статистического учета дефектов оказания медицин­ской помощи;
  • разработка регламента досудебной защиты застрахованного и правил возмещения страховой медицинской организацией вреда, причинен­ного ненадлежащим оказанием медицинской помощи, основанного на системе штрафных санкций к учреждению здравоохранения, оказыва­ющего медицинскую помощь ненадлежащего качества;
  • создание единого реестра досудебных экспертных решений страховых медицинских компаний и решений судов по искам застрахованных лиц к учреждениям здравоохранения, виновным в причинении вреда здо­ровью пациентов.

Необходимость экспертов качества медицинской помощи заниматься врачебной деятельностью

Законопроект в ст. 36 "Организация контроля объемов, сроков и каче­ства медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по терри­ториальной программе обязательного медицинского страхования" устанав­ливает обязанность страховой медицинской организации иметь в штате экспертов качества медицинской помощи (далее - КМП), к которым предъ­является требование, обязывающее продолжать заниматься врачебной практикой, т. е. находиться в трудовых отношениях с третьим лицом - учреж­дением здравоохранения: "Эксперт качества медицинской помощи прово­дит экспертизу качества медицинской помощи по своей основной меди­цинской специальности, определенной сертификатом специалиста" (ч. 7 ст. 36 законопроекта).

Приказом Минздравмедпрома России от 19.12.1994 № 286 "Об утверж­дении Положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности" установлено требова­ние для получения сертификата специалиста: исполнять трудовые функции практического врача учреждения здравоохранения.

Указанная выше новелла законопроекта противоречит:

  • пп. 1, 2 ст. 37 Конституции РФ, устанавливающим, что "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен";
  • норме ст. 3 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), устанавливающей в Российской Федерации равные возможности для реализации гражда­нами их трудовых прав: "Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества от обстоя­тельств, не связанных с деловыми качествами работника";
  • норме ст. 4 ТК РФ, запрещающей в Российской Федерации принудитель­ный труд.

Таким образом, реализация нормы ч. 7 ст. 36 законопроекта устанавли­вает неконституционное ограничение для врача: необходимость находить­ся в трудовых отношениях с третьим лицом - учреждением здравоохране­ния, для того, чтобы иметь возможность получить сертификат.

Представленный законопроект является антирыночным (ликвидирует сложившуюся систему сдержек и противовесов), значительно умаляя суще­ствующее право застрахованных лиц на независимую экспертизу КМП со стороны страховой медицинской организации, т. к. экспертиза становится прерогативой эксперта, обязанного в соответствии с законопроектом нахо­диться в трудовых отношениях с системой здравоохранения субъекта РФ, т. е. являться заинтересованным лицом.

Для осуществления экспертизы КМП врачу-эксперту сертификат спе­циалиста не нужен, т. к. врач-эксперт не должен вмешиваться в лечебно-диагностический процесс. Врач-эксперт анализирует медицинскую доку­ментацию после окончания страхового случая, когда пациент уже закончил получать медицинскую помощь - выздоровел или умер, а сертификат спе­циалиста необходим для осуществления медицинской деятельности по оказанию медицинской помощи (диагностике и лечению пациентов). Раз­деление процессов оказания медицинской помощи и ее экспертизы - залог непредвзятости, достоверности, полноты, объективности и независимости экспертизы КМП.

Исходя из изложенного, необходимо крайне взвешенно подойти к ор­ганизации так называемых очных экспертиз врачами-экспертами страхо­вых медицинских организаций. Врач-эксперт не может никоим образом вмешиваться в оказание медицинской помощи в силу ряда причин:

  • отсутствие лицензии;
  • нарушение права лечащего врача (в т. ч. на несоблюдение рекоменда­ций консультантов и консилиумов);
  • отсутствие трудовых (договорных) отношений с ЛПУ - потенциальным гражданским ответчиком по иску пациента;
  • вмешательство эксперта в процесс оказания помощи автоматически ставит его в позицию заинтересованной стороны, т. е. ответчика по иску пациента о ненадлежащем КМП и др.;
  • отсутствие и неопределенность исхода страхового случая - основа субъективности выносимого промежуточного решения эксперта по ре­зультатам "очной экспертизы", выводы которого могут полностью отличаться от результата экспертизы по окончании страхового случая с опре­делившимся исходом оказания медицинской помощи.

Вместо понятия "очная экспертиза" необходимо использовать понятие "страховое сопровождение застрахованного в процессе оказания ему ме­дицинской помощи", основным содержанием которого должны являться: пресечение нарушений "формальных" прав застрахованного на выбор вра­ча, проведение консультации (консилиума), допуск адвоката и священно­служителя, получение информации и доступ к медицинской документации, разъяснение позиций программы ОМС и ее доступности в части бесплатно­го лекарственного и инструментально-лабораторного наполнения. Резуль­татом "страхового сопровождения застрахованного в процессе оказания ему медицинской помощи" может быть акт о нарушении прав застрахован­ного лица с требованием к руководству ЛПУ устранить данные нарушения.

Аналогичным образом разрушению системы независимой медицин­ской экспертизы может способствовать создание единого регистра врачей-экспертов, если включение в такой регистр будет иметь разрешительный характер. При разрешительном порядке формирования регистра есте­ственным "коррупционным механизмом" будет исключение из регистра принципиальных экспертов. В таком "разрешительном регистре" останутся исключительно соглашатели, ничего общего не имеющие с независимой экспертизой. Создание регистра с целью поддержки независимой экспер­тизы возможно только заявительным порядком. В этом случае регистр (с указанием специальности врача-эксперта, его электронного адреса, стои­мости услуг) будет носить справочный характер: любой субъект ОМС смо­жет обратиться к нему и выбрать эксперта в соответствии с целями экспер­тизы.

Оказание медицинской помощи по территориальному принципу

Законопроект закрепляет оказание медицинской помощи по территори­альному принципу и никак не способствует улучшению оказания медицин­ской помощи гражданину вне территории его проживания и страхования, предоставляя функцию оплаты медицинской помощи страховщику - терри­ториальному фонду ОМС, заинтересованному в экономии средств на оказа­нии медицинской помощи в учреждениях других субъектов РФ. Именно от­сутствие независимого эксперта (страховой медицинской организации) и защитника прав гражданина является причиной незаконного взимания де­нежных средств с граждан при оказании им медицинской помощи вне терри­тории их постоянного проживания.

Отсылка к системе социального страхования

Сомнительным аргументом можно считать ссылку на действующую си­стему в сфере социального страхования, где страховщиком является Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы. Сферы соци­ального страхования и ОМС существенно различаются по объемам инфор­мационных, финансовых потоков и экспертной работы.

Законопроект содержит ссылку на Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", ст. 8 кото­рого определяет в т. ч. следующие виды страхового обеспечения по обяза­тельному социальному страхованию: пенсия по старости; пенсия по инва­лидности; пенсия по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности; страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилита­цию; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в меди­цинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное по­собие при рождении ребенка; социальное пособие на погребение.

Указанные выплаты принципиально отличаются от оплаты медицин­скому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахован­ному лицу необходимой медицинской помощи, т. к. выплачиваются непо­средственно гражданину, однозначно нормируются нормативными актами и не требуют экспертизы. Тогда как оплата медицинскому учреждению должна подлежать обязательной экспертизе на предмет оказания гражда­нину медицинской помощи надлежащего качества.

Таким образом, пользуясь умозрительной аналогией с системой Фонда социального страхования, которая является узкопрофильной, менее бюджетозатратной, затрагивающей интересы в основном работающих граждан, не сопоставимой по мере ответственности с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной меди­цинской помощи, авторы законопроекта, не предлагая практически ничего нового, направленного на улучшение КМП, повышение защиты прав и за­конных интересов граждан (пациентов и застрахованных лиц), ухудшают их положение созданием органа, сочетающего функции норморегулятора и ис­полнителя в одном лице при отсутствии какой-либо ответственности.

В соответствии с данными полномочиями и функциями Минфин России должен быть заинтересован в такой модернизации системы ОМС, которая бы отвечала требованиям, сформулированным Президентом РФ в послани­ях Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008 и от 12.11.2009, об усилении ответственности системы страхования перед гражданином, сочетании фи­нансовых банковских и страховых услуг населению в форме единой соци­альной карты (банковской, страхового полиса по ОМС, пенсионного страхо­вания и т. д.).

Предлагаемые решения

Исполняя волю Президента РФ, сформулированную в посланиях Феде­ральному Собранию РФ от 05.11.2008 и от 12.11.2009 по развитию граждан­ского общества, сокращению несвойственных функций государственных органов в интересах граждан России, следует осуществить реальные шаги по модернизации системы здравоохранения и ОМС, которыми, на наш взгляд, могли бы быть следующие решения.

1. Законопроект должен содержать нормы о независимой медицинской экспертизе в системе ОМС. Независимая экспертиза - основа существова­ния демократического государства и гражданского общества.

С целью всесторонней защиты прав и законных интересов граждан при получении всех видов медицинской помощи на разных уровнях и контроля процесса преемственности ее оказания следует закрепить за страховой ме­дицинской организацией статус независимого эксперта КМП в сфере здра­воохранения. Введение обязанности страховой медицинской организации осуществлять экспертизу качества медицинской помощи, оказанной за­страхованному лицу и вне системы ОМС (скорая и неотложная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, специализированная противотуберкулезная, венерологическая, психиатрическая и другая по­мощь, финансируемая из бюджетов различного уровня), выстроит в стране единую целостную независимую систему контроля КМП.

Попытки введения новелл, устанавливающих обязанность страховой медицинской организации иметь в штате экспертов КМП, к которым предъ­является требование продолжать заниматься врачебной практикой, т. е. на­ходиться в трудовых отношениях с третьим лицом - учреждением здраво­охранения, полностью не соответствует принципу независимости медицинской экспертизы.

2. С целью закрепления принципа независимости субъектов ОМС и раз­граничения их полномочий, прав, обязанностей и законных интересов в за­конопроекте необходимо сохранить существующее в ныне действующей редакции Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", проверенное временем положение: "страховые медицинские организации не входят в систему здравоохране­ния".

3. Для обеспечения граждан доступной, своевременной и бесплатной медицинской помощью надлежащего качества следует законодательно за­крепить создание института федерального страховщика в системе ОМС, т. е. установить обязанность страховой медицинской организации в системе ОМС осуществлять деятельность во всех без исключения субъектах РФ. Вве­дение данной нормы обеспечит полной страховой защитой клиента страхо­вой медицинской организации при посещении им любого субъекта РФ, ис­ключит факты оплаты медицинской помощи ненадлежащего качества, навязывание иногороднему гражданину незаконных платных услуг и лик­видирует существующие неплатежи между территориальными фондами ОМС за оказание медицинской помощи вне территории страхования и про­живания. Количество страховых компаний уменьшится, но конкурентная борьба за застрахованного гражданина и качество страховых услуг повы­сятся.

Создание федеральных ответственных страховых медицинских компа­ний обеспечит перемещение за пациентом денежных потоков, что способ­но повлечь за собой расширение возможностей туризма, создать дополни­тельный стимул для развития российских курортов, способствовать появлению рабочих мест и др.

4. Необходимо законодательное придание страховщику мощной испол­нительной функции - права досудебного возмещения застрахованному лицу материального вреда, причиненного взиманием денежных средств за услу­ги, предусмотренные программой ОМС, и ненадлежащим оказанием меди­цинской помощи в учреждениях здравоохранения. Это существенным обра­зом сократит временные и судебные финансовые издержки гражданина. Существующее положение жителя небольших городов и сел является обре­менительным, т. к. фактически ограничивает его право на обращение за судебной защитой в силу опасения за свое здоровье, т. к. после решения суда он вынужден будет обращаться за медицинской помощью в то же учрежде­ние здравоохранения, с которым он состоял в судебном споре. Страховая медицинская компания федерального уровня, пользуясь финансовым и экс­пертным авторитетом, лицензией Росстрахназдора, должна быть обязана в таких случаях осуществлять досудебные выплаты гражданину.

5. С целью объективизации ведения ОМС необходимо включение в по­нятийный аппарат закона определения страховой медицинской услуги, ее качественных характеристик и параметров.

6. С целью надлежащего исполнения обязательств по ОМС и предостав­ления медицинской помощи застрахованным лицам, необходимо введение в закон норм о стандартизации оказания медицинской помощи и выполне­ния страховых медицинских услуг.

7. Необходимо введение в закон главы, посвященной сочетанию ОМС и добровольного медицинского страхования (далее - ДМС), в которой должны быть предусмотрены:

  • право граждан РФ в системе медицинского страхования на дополни­тельные медицинские и иные услуги, оказываемые сверх Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федера­ции бесплатной медицинской помощи (далее - Программа государ­ственных гарантий) на основе сочетания программ ОМС и ДМС;
  • право страхователя на сочетание программ ОМС и ДМС в целях оплаты дополнительных медицинских и иных услуг, оказываемых застрахован­ным лицам сверх Программы государственных гарантий; отнесение на себестоимость расходов на ДМС, в целях сочетания программ ОМС и ДМС и оплаты дополнительных медицинских и иных услуг, оказывае­мых застрахованным лицам сверх Программы государственных гаран­тий;
  • право страховой медицинской организации сочетать программы ОМС и ДМС в целях оплаты дополнительных медицинских и иных услуг, ока­зываемых застрахованным лицам сверх Программы государственных гарантий.

Необходимо преодолеть искушение модернизации действующей си­стемы ОМС по чиновничье-бюрократической схеме - создание одного страховщика в форме Федерального фонда ОМС и территориальных фон­дов. Функцию страховщика должны выполнять также страховые медицин­ские организации. Весь предыдущий опыт функционирования системы ОМС показывает, что без частной инициативы страховых медицинских ор­ганизаций и их сотрудников была бы невозможна в течение ограниченного периода 1993-1994 гг. повсеместная реализация страхового медицинского законодательства в масштабах огромной страны. Необходимо напомнить, что в условиях указанного переходного периода бюджетная "чиновничья" составляющая в финансировании сферы здравоохранения стремилась к нулю, тогда как отечественное здравоохранение сохранялось исключи­тельно за счет средств системы ОМС, выплачиваемых страховыми медицин­скими компаниями. Именно усилиями страховых компаний в сжатые сроки были проведены информатизация учреждений здравоохранения с целью учета оказанной медицинской помощи и персонификации лицевых счетов пациента, расчет тарифов, создание системы платежных документов (счета-фактуры, реестры пролеченных пациентов), переход на кодирование забо­леваемости и учет медицинской помощи по новой Международной класси­фикации болезней и состояний Х пересмотра и т. д.

Закрепление за Федеральным фондом ОМС статуса страховщика опас­но для самого Федерального фонда, т. к., являясь единственным страховщи­ком, последний будет обязан нести полную ответственность перед застра­хованным лицом за объем и качество страховых медицинских услуг, отвечая за качество исполнения переданных страховым медицинским организаци­ям полномочий. Собственно, рассчитывать на возмещение вреда застрахо­ванным лицам ненадлежащим оказанием страховых услуг со стороны Федерального фонда ОМС в российских судах в настоящее время не при­ходится в силу ограниченной независимости судебной системы. Однако присвоение Федеральному фонду ОМС статуса страховщика с функцией ак­кумулирования денежных средств делает этот орган особо привлекатель­ным с точки зрения подачи иска о несправедливом судопроизводстве и по­лучения компенсаций застрахованными лицами за ненадлежащее исполнение государственным фондом функций страховщика в Европей­ском суде по правам человека.

В целом проект нового закона "Об обязательном медицинском страхо­вании в Российской Федерации" должен не упразднять, а совершенствовать сложившуюся систему сдержек и противовесов в сфере здравоохранения, т. е. полностью и категорически отрицать антирыночные и антилибераль­ные положения, такие как:

  • исключение условий для создания рынка медицинских услуг и страхо­вых медицинских услуг в Российской Федерации;
  • умаление права гражданина на выбор страховой медицинской органи­зации и исключение условий для их конкуренции за застрахованное лицо, т. к. единственным страховщиком объявляется Федеральный фонд ОМС;
  • исключение условий для прозрачных экономических отношений в сфе­ре здравоохранения - руководство фондами возлагается на органы управления здравоохранения в лице их руководителей, возглавляю­щих правления фондов - дублирование чиновничьих структур;
  • ликвидацию эффективных финансовых механизмов медицинского страхования и исключение санкций в пользу граждан за нарушения в ока­зании им доступной, своевременной и бесплатной медицинской помо­щи надлежащего качества;
  • исключение новых эффективных мер защиты прав граждан в системе ОМС и сфере здравоохранения;
  • существенное умаление действующего права застрахованных лиц на независимую экспертизу КМП со стороны страховой медицинской ор­ганизации.

А.А. Старченко,
д-р мед. наук, проф. Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского,
президент Некоммерческо­го партнерства "Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе",
член правления Всероссийской обще­ственной организации "Лига защитников пациентов", ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, г. Москва



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×