Школа пациента как инструмент улучшения качества медицинской помощи

6891

В последние годы медицинские работники все чаще обращают внимание на то, что достижения современной медицины могут остаться не реализованными на практике, если между врачом и пациентом не будут сформированы отно­шения доверия и сотрудничества. В соответствии с п. 8 ст. 30 Основ законода­тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан пациент имеет право на отказ от медицинского вмешательства, т. е. в итоге сам больной решает, следовать ли ему в точности рекомендациям врача. Улучшению каче­ства медицинской помощи, формированию партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике способствует создание в ЛПУ школ пациента для больных неинфекционными заболеваниями.

Лечение, целение есть совместное дело врача и самого пациента.
В каждом индивидуальном случае должно быть создано некое врачебно-целебное
"мы": он и я, я и он, мы вместе и сообща должны вести его лечение.

И.А. Ильин, русский философ, писатель и публицист

На современном этапе развития основной целью здравоохранения России является повышение качества медицинской помощи. Одним из способов достижения этого является внедрение в практику современных технологий организации медицинской помощи, основанных на междуна­родных стандартах ИСО серии 9000. Стандарты ИСО серии 9000 ориентиро­ваны на концепцию TQM (Total Quality Management - всеобщее управление на основе качества) как на наиболее прогрессивную и эффективную в управ­лении качеством. В число основных принципов стандартов ИСО серии 9000 входит непрерывное совершенствование и ориентация на потребителя -вся деятельность ЛПУ должна осуществляться, в т. ч., с учетом потребностей и ожиданий пациента. В этих условиях особую актуальность приобретает создание и функционирование в ЛПУ школ пациента для больных основны­ми неинфекционными заболеваниями, такими как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, рассеянный склероз, онкологические заболевания, психические заболевания и т. д.

Цель создаваемых школ пациента - повышение мотивации больного к соблюдению врачебных рекомендаций, их правильному выполнению, формирование партнерских отношений в лечении, реабилитации и профи­лактике, плодотворное сотрудничество врача и пациента.

Непрерывное совершенствование как основной принцип работы с пациентом

В школах пациента основным алгоритмом работы с больным должен стать цикл PDCA (Plan - Do - Check - Action), имеющий следующие состав­ляющие: планирование (Plan) - постановка целей и задач, обоснование и обеспечение методов и средств достижения целей; выполнение (Do) -обучение и затем выполнение конкретной задачи; контроль (Check) - про­верка результата с точки зрения выявления его соответствия ожидаемым результатам; воздействие (Action) - реализация и внесение корректирую­щих действий в случае, когда реальный результат не соответствует ожидае­мым. Корректирующие действия вносятся на основе анализа и выявления причин несоответствия.

Так, пациент (и/или его родственники) должны понимать, что назна­ченная терапия представляет собой методы и средства достижения кон­кретных целей. Нужно не только добросовестно соблюдать все требования врача, но также быть активным участником процесса своей реабилитации, отслеживая все нюансы своего состояния и своевременно информируя ле­чащего врача о негативных и позитивных изменениях с целью внесения коррекции.

Для того чтобы самонаблюдение было эффективным, врач может пред­ложить пациенту вести дневник самоконтроля - специально разработанный контрольный листок, отражающий специфику (диагноз и состояние) кон­кретного больного. При этом врач или медицинская сестра одновременно с объяснением цели и методики лечения, схемы приема препаратов должны изложить пациенту цель и схему самоконтроля, а именно - помочь врачу оценить результаты лечения и своевременно предпринять необходимые корректирующие действия для устранения или предупреждения возмож­ных нежелательных явлений и стабилизации положительных результатов.

Принцип непрерывного совершенствования применительно к взаимо­действию врача и пациента предусматривает воздействие на личность па­циента и активизацию его собственных волевых качеств, чтобы сделать больного активным помощником врача в процессе лечения, реабилитации и профилактики. Нужно научить пациента нести ответственность за свое здоровье. Кроме того, активное наблюдение за своим состоянием заставля­ет пациента осознать необходимость изменения некоторых привычек и об­раза жизни. Таким образом, процесс совершенствования качества меди­цинской помощи представляет собой результат взаимодействия двух компонентов: совершенствования системы качества оказания медицин­ских услуг в ЛПУ и системы качества выполнения врачебных рекомендаций пациентом вне стен лечебного учреждения.

Роль психологов и психотерапевтов в школе пациента

Особое внимание в школе пациента уделяется оценке психоэмоцио­нального статуса пациента и его родственников. Известно, что успех выздо­ровления во многом зависит от душевного состояния больного. Для любого человека осознание собственной болезни - психологически трудный акт. Вместе с тем необходимо помнить, что "человек представляет собой совер­шеннейшее саморегулирующееся, уникальное по своим возможностям Творение Природы. Невротические нарушения появляются в том случае, когда у человека нарушается тот высший уровень саморегуляции, который характеризуется как самоконтроль, самообладание, самоуправление. Часто это происходит потому, что человек не обладает элементарными знаниями и навыками общения с собой"1. Именно поэтому школа пациента предусмат­ривает в своей работе определенные программы, направленные на психо­логическую реабилитацию пациента (а в ряде случаев и его родственников) и обучение навыкам психологии активности. Необходимо не только снять или облегчить "трудные состояния" (их перечень см. в таблице), но и научить пациента самоконтролю, самообладанию, самоуправлению настолько, на­сколько это возможно в каждом конкретном случае с учетом исходного со­стояния здоровья, менталитета, интеллекта и возраста.

Классификация "трудных состояний"

Состояния, вызванные чрезмерной психофизиологической мобилизацией организма

Состояния, связанные с пониженным тонусом нервной системы

Пограничные состояния(преднев-ротические фиксации неблагоприятных реакций)

Нарушения в сфере личной мотивации

Стресс

Монотония

Фобия

"Кризис мотивации"

Фрустрация

Одиночество

Навязчивые мысли

"Кризис середины жизни"

Доминантные состояния

"Ночная психика"

Навязчивые действия

"Социальная смерть"

Тревога

Скука

-

-

-

Астения

-

-

-

Болезненная праздность

-

-

Что необходимо для организации в ЛПУ школы пациента?

Для организации школ пациента в медицинских учреждениях необхо­димо:

  • наличие персонала, обученного в соответствии с требованиями по вы­полнению сложных и комплексных медицинских услуг;
  • включение школ пациентов в перечень лицензируемых медицинских услуг учреждения, дающее право на образовательную деятельность по обучению пациентов (в системе лицензирования видов медицинской деятельности введены технологии и услуги по профилактической ме­дицине, куда могут быть отнесены и школы пациентов);
  • обеспечение условий для эффективного функционирования школы па­циента (помещение, методические и обучающие материалы и пр.).

Организация школ пациента требует введения ряда приоритетов:

  • обучение врачебного и сестринского персонала основным вопросам качества медицинской помощи, принципам организации школы паци­ента, этике общения;
  • мотивация медицинского персонала на повышение качества медицин­ской помощи;
  • усиление профилактической направленности в деятельности органов и учреждений здравоохранения с акцентом на реализацию программ по вторичной и первичной профилактике основных неинфекционных заболеваний (школы здоровья для пациентов и в перспективе для лиц с факторами риска развития основных неинфекционных заболеваний);
  • участие населения в общемедицинских программах;
  • информированность и грамотность населения относительно проблем личного и группового здоровья;
  • мотивация населения на укрепление собственного здоровья;
  • ответственность населения за здоровье. Адекватность отклика системы здравоохранения на ведущие показатели здоровья населения региона.

Роль среднего медицинского персонала

Организация школ пациента требует изменения отношения к содержа­нию сестринского дела в соответствии с задачами современного здраво­охранения. В 1987 г. в Новой Зеландии состоялось совещание националь­ных представителей Международного совета сестер, на котором было принято следующее определение: "Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреп­лению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоци­альной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические забо­левания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность"1.

В развитых странах сестринское дело ориентировано на создание соб­ственной, уникальной структуры знаний медицинских сестер. Между тем в России в большинстве случаев медицинские сестры выполняют работу статистиков, лаборантов, санитарок. Роль медицинской сестры на приеме у врача зачастую сводится только к выписыванию рецептов на лекарствен­ные средства, назначаемые врачом. Все это не способствует росту престижа сестринской должности и приводит к тому, что значительный профессио­нальный потенциал среднего медицинского персонала не используется в должной мере.

При организации школ пациента значительную часть работы целесооб­разно возложить именно на сестринский персонал. Например, медицин­ская сестра может объяснить и расписать пациенту схему приема назначен­ных врачом препаратов, предложить форму дневника для самоконтроля, объяснить, каким образом следует подготовиться к предстоящей процедуре, разъяснить содержание и цель концепции постоянного совершенство­вания и т. д. При этом она должна учитывать состояние больного, его мента­литет, возраст, возможности, желания и интеллект.

К сожалению, в настоящее время не разработано федеральных норма­тивных документов, предписывающих обязательность создания школ паци­ентов в ЛПУ. Ряд руководителей ЛПУ, осознав важность данного направле­ния в лечебно-диагностической работе, организуют школы пациентов в ЛПУ по собственной инициативе. Их пример беспрецедентен, потому что школы функционируют при условии полного отсутствия поддержки со стороны вышестоящих организаций. Такие школы "держатся" на внутренней убе­жденности руководства в их необходимости, высоких нравственных качест­вах, сочувствии к пациенту (и его родственникам) администрации ЛПУ.

В качестве примера можно привести школы, открытые в Городской по­ликлинике № 180 Северо-Западного административного округа г. Москвы. В данном лечебном учреждении функционируют школы пациентов по сле­дующим заболеваниям: сахарный диабет, артериальная гипертензия, брон­хиальная астма, имеется кабинет профилактики инсульта. Также в г. Дубне уже много лет успешно функционируют школы для больных сахарным диа­бетом. Можно привести еще множество "одиночных" примеров организа­ции школ пациентов. Но, на наш взгляд, необходимо, чтобы школы были в каж­дом ЛПУ и по всем основным неинфекционным заболеваниям.

Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента (и/или его родственников) к решению его собственных проблем. В 1986 г. под эгидой Всемирной организации здравоохранения в Канаде была принята Оттавская хартия улучшения здоровья, основная идея кото­рой состоит в том, что необходимо "создать структуры и механизмы, кото­рые позволили бы людям использовать все свои потенциальные возможно­сти в отношении здоровья, взять под контроль и улучшить свое здоровье. Здоровье, таким образом, это не просто жизнь, свободная от роковых бо­лезней, это социально активная жизнь для максимально большего числа людей"1.

Таким образом, концепция школы пациента, направленная на форми­рование активной позиции больного (и/или его родственников) с целью поддержания и улучшения своего здоровья, является актуальной, перспек­тивной с точки зрения повышения качества медицинской помощи в целом.

Основные положения концепции школы пациента приводятся в прило­жении.

Приложение

Концепция школы пациента

Цель школы пациента - поддержание стабильного состояния пациента на возможном для данного конкретного случая уровне. Такой подход позволит реализовать полностью концепцию качества медицинской помощи, повысит роль профилактических мероприятий, сделает медицину рентабельной и эффективной.

Школа пациента должна отражать сферу интересов пациента (и/или родственников), врача, общества, государства.

Что должен знать пациент?

Диагноз: предварительный, окончательный, причина заболевания.

Диагностическое обследование: неинвазивные процедуры, инвазивные процедуры, их адек­ватность, эффективность, необходимая подготовка к диагностическим процедурам, риски, по­следствия, доступность процедур, их стоимость.

Лечение, реабилитация, профилактика: схема применения медикаментозных препаратов, лечебные процедуры и манипуляции, их своевременность, адекватность, риски (безопасность), последствия, преемственность и непрерывность лечения, его эффективность, стабильность ре­зультата, цикл PDCA как основа поддержания (улучшения) состояния, доступность лечебных ме­роприятий, их стоимость. При этом врач должен ориентироваться на пациента (полностью учиты­вается позиция пациента).

Качество жизни: запреты, ограничения, режим, питание (доступность), общение с окружаю­щими, общение с природой, общение с собой.

Что нужно учитывать и отслеживать?

Психоэмоциональный статус пациента и родственников: трудные состояния, медикамен­тозное вмешательство, психотерапия. В настоящее время, когда все интегрированы в ситуацию затянувшегося стресса, особое внимание следует обратить на психологические аспекты: снятие трудных состояний пациента и родственников, которые часто попадают в группу риска.

Что даст пациенту, врачу, обществу и государству введение школ пациента?

Социальные и этические аспекты: социальная ответственность врача, пациента и родствен­ников; информированное согласие, взаимное доверие, культура здоровья, культура общения.

Ожидаемый результат: уменьшение летальных исходов, рецидивов, инвалидизации; улучше­ние состояния здоровья пациентов (частичная реабилитация), полная реабилитация, рост продол­жительности жизни, увеличение активного долголетия, повышение качества жизни.

Объективная оценка эффективности школ пациента: критерии оценки дифференцирован­но по тяжести заболевания и возрастным группам - процент рецидивов, процент частичной реа­билитации, процент полной реабилитации, процент инвалидизации, процент летального исхода.

Н.В. Михайлова,
канд. техн. наук, доц., председатель Комитета Всероссийской организации качества (ВОК) по качеству медицинской помощи, гл. науч. сотр. АНО "Центр Квалитет",
академик Академии проблем качества РФ, эксперт по системам менеджмента



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×