Актуальные аспекты совершенствования профилактической работы детской поликлиники: организационные формы, методическое обеспечение

5812

В течение последних двух лет Ивановская область участвует в реализации программы "Здоровая Россия", предусматривающей для улучшения профилактической работы создание центров здоровья. В статье представлен опыт профилактической работы Детской городской поликлиники № 6 г. Иваново, рассматривается проблема взаимодействия центров здоровья и детских поликлиник.

В целях совершенствования медицинского обслуживания детей на амбулаторном этапе актуальным является комплексный подход к профилактике и диагностике нарушений здоровья, их лечению и оздоровлению. При этом особая роль отводится более широкому внедрению в практику работы учреждений первичного звена здравоохранения современных форм и методов медицинского обеспечения, в т. ч. дневных стационаров, центров здоровья, отделений медико-социальной помощи. Важно активизировать также разработку и внедрение высокоэффективных оздоровительных медико-социальных программ в образовательных учреждениях.

Несмотря на приоритет профилактического направления в работе врача-педиатра, существует целый ряд проблем в его реализации. В аспекте первичной профилактики это касается прежде всего низкой активности родителей в формировании у детей навыков здорового образа жизни, начиная с ранних этапов онтогенеза, а также недостаточной индивидуализации оздоровительных мероприятий. При проведении вторичной и третичной профилактики недостаточно разрабатываются и реализуются дифференцированные комплексные программы лечения и реабилитации детей с учетом сочетаний имеющихся нарушений здоровья (соматических, неврологических, ортопедических и др.). Отмечается низкая медицинская активность детей с хронической патологией и их родителей, а также слабое развитие реабилитационной базы в образовательных учреждениях.

Основные направления первичной профилактики и проблема взаимодействия центров здоровья и детских поликлиник

Согласно принятой на федеральном уровне нормативной базе можно выделить два направления первичной профилактики: образовательное, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, и оздоровительное, предполагающее оценку уровня здоровья и разработку индивидуальных оздоровительных программ.

Первое направление первичной профилактики реализуется в детской поликлинике путем проведения медицинским персоналом санитарно-просветительной работы. В настоящее время сохраняется актуальность профилактики социально значимых болезней, работы по охране репродуктивного здоровья, контроля организации рационального питания, санитарно-гигиенического обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни, в т. ч. в образовательных учреждениях и семьях, работы по сохранению и пропаганде грудного вскармливания. Аналогичные задачи ставятся и перед центрами здоровья: информирование о вредных и опасных для здоровья факторах и профилактика их возникновения, пропаганда здорового образа жизни, ответственного отношения к здоровью, формирование принципов "ответственного родительства", обучение гигиеническим навыкам и мотивирование к отказу от вредных привычек, обучение эффективным методам профилактики заболеваний.

Следовательно, центры здоровья должны повысить эффективность образовательного процесса, способствовать повышению медицинской грамотности населения. При этом нужно помнить, что такая образовательная деятельность центров здоровья не снимает ответственности за качество просветительской работы с персонала детских поликлиник.

Что касается второго направления - оценки уровня здоровья и разработки индивидуальных оздоровительных программ, можно сказать, что оно реализуется в детской поликлинике путем динамического наблюдения за ростом и развитием ребенка при проведении ежегодных профилактических осмотров. При этом ставится задача оказания медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей. В центре здоровья также предусмотрено консультирование по сохранению и укреплению здоровья, оценка функциональных и адаптивных резервов организма ребенка, прогноз его состояния здоровья, разработка индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни, в т. ч. с учетом выявленных особенностей. Таким образом, и в детской поликлинике, и в центре здоровья должны проводиться оценка здоровья ребенка и выдача рекомендаций для обеспечения его гармоничного развития.

Следует подчеркнуть, что в структуре детской поликлиники, в частности МУЗ “Детская городская поликлиника № 6” г. Иваново (далее – Детская городская поликлиника № 6), выделены специальные подразделения, в большей степени ориентированные на первичную профилактику: кабинет здорового ребенка, отделение медико-социальной помощи и отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, однако их работа недостаточно эффективна. Не случайно директор Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России В.И. Широкова отмечала, что приходит “много писем, в которых женщины жалуются, что с ними не беседуют на темы правильного ухода и кормления ребенка. Поэтому создание центров здоровья, где будут работать подготовленные специалисты, которые смогут помочь будущим и молодым матерям, очень актуально”.

Исходя из сказанного, возникает целый ряд вопросов, касающихся деятельности как детской поликлиники, так и центров здоровья. Как разделяются их полномочия, как осуществляется их взаимодействие? Насколько центры здоровья и детские поликлиники дублируют деятельность друг друга и для чего? Какова система их взаимодействия для получения более полной информации о ребенке и создания индивидуальной программы формирования его здоровья? На какой основе центры здоровья следует создавать при детских поликлиниках: как ее структурное подразделение или как самостоятельное учреждение? Как повысить эффективность работы отделений детской поликлиники, в большей степени ориентированных на первичную профилактику? Почему недостаточно активно открываются и работают отделения медико-социальной помощи в детских поликлиниках? С целью ответа на некоторые из этих вопросов мы проанализировали проблемы, возникающие при проведении ежегодных диспансерных осмотров, и предложили вариант их решения с учетом оснащения центров здоровья. Но хотелось бы получить исчерпывающие ответы в нормативных документах федерального уровня.

Пример взаимодополнения профилактической работы детских поликлиник работой центров здоровья

Ежегодные диспансерные осмотры в детских поликлиниках являются основой их дифференцированно-профилактической работы. Результатом данных осмотров должна быть разработка индивидуальных лечебных и оздоровительных программ.

Назначение лечебных мероприятий в настоящее время регламентировано целой серией протоколов и клинических рекомендаций по различным нозологическим формам и может достаточно четко дифференцироваться в зависимости от стадии заболевания. Сложнее обстоит дело с индивидуализацией оздоровления, которая должна проводиться с учетом показателей комплексной оценки здоровья. При этом следует учитывать влияние биологических и социальных факторов риска, уровень достигнутого физического и нервно-психического развития, резистентность организма. Труднее измерить такой критерий комплексной оценки здоровья, как реактивность, которая отражает функциональное состояние ведущих органов и систем, а также адаптационные возможности организма. На практике в детской поликлинике этот критерий оценивается недостаточно полно и четко, в основном по показателям пульса, дыхания, артериального давления, а также по некоторым функциональным пробам, ориентированным на оценку состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Эти данные не всегда дают четкое представление об адаптационных ресурсах детского организма.

Решить эту проблему как раз и могут помочь центры здоровья, которые оснащаются аппаратно-программным комплексом для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных резервов организма: системой скрининга сердца компьютеризированной, системой ангиологического скрининга, спирометром компьютеризированным, биоимпедансметром для анализа внутренних сред организма, кардиотренажером, пульсоксиметром и т. д.

Следовательно, деятельность центров здоровья может органично вплетаться в существующую в последние годы систему профилактических мероприятий для их большей эффективности. Если они создаются при детских поликлиниках, то данные клинического обследования, полученные педиатрами в день здорового ребенка, легко будут дополняться информацией о ребенке, полученной специалистами центра здоровья. С другой стороны, если центр здоровья функционирует самостоятельно, то необходимо отрегулировать варианты взаимодействия между этим учреждением и детской поликлиникой: каким образом дети могут направляться в центр здоровья, как участковые педиатры будут получать обратную связь.

Некоторые направления профилактической работы в Детской городской поликлинике № 6 г. Иваново

Школа подготовки к материнству

Учитывая, что центры здоровья в настоящее время немногочисленны, мы попытались повысить эффективность первичной профилактики в детской поликлинике, начав с этапа антенатальной охраны плода. На базе кафедры поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми Ивановской государственной медицинской академии в Детской городской поликлинике № 6 проводятся не только дородовые патронажи, но и открыта школа для беременных - "Академия талантливых родителей". В ней начинают формироваться навыки здорового образа жизни, которые позволят родителям оптимизировать развитие будущего ребенка.

Работа в этой школе состоит из двух разделов. Первый - "Аистенок" помогает будущей маме получить информацию об изменениях, происходящих в организме беременной женщины, и закономерностях развития плода, влиянии питания, режима труда и отдыха, стресса, переживаемого беременной, на развитие плода. Родителям рассказывают об особенностях нервно-психического развития детей на первом году жизни, обучают навыкам ухода за новорожденным, знакомят с основами физического воспитания и методами стимуляции психического развития ребенка на первом году жизни.

Второй раздел дородовой школы - "Мама и малыш", разработанный на основе программы М.Л. Лазарева, включает семь занятий и посвящен приемам общения с еще не рожденным ребенком с помощью правильного ритма дыхания беременной, музыкотерапии, арт-терапии. Проводятся меро¬приятия, позволяющие управлять поведением ребенка еще до рождения, с последующим формированием у него позитивных черт характера, развитием его личности.

Одно из занятий в школе посвящено грудному вскармливанию, его преимуществам, значению для успешного развития малыша, подготовке грудных желез к кормлению, профилактике гипогалактии. Будущих мам знакомят с психологическими аспектами кормления ребенка грудью, раскрывают его позитивное влияние на нервно-психическое развитие младенца. В ходе занятий формируется портфолио каждой беременной, где собраны памятки по уходу за ребенком и отражены творческие способности будущей мамы.

Формирование групп беременных для занятий в школе осуществляет врач-педиатр участковый при проведении первого дородового патронажа, он же ведет занятия в школе. К каждому занятию подготовлены компьютерные презентации и памятки для родителей.

Занятия по дородовой педагогике проводятся на фоне музыкального сопровождения, будущим мамам разъясняется значение занятий различными видами искусств в раннем детстве и происходит просмотр рисунков малышей с целью лучшего понимания родителями смысла и особенностей детского творчества. В перспективе важно, чтобы родители испытывали уважение к проявлениям творчества ребенка и поощряли его, начиная с самой ранней ступени развития: например, пели с младенцем, рисовали и т. п. Кроме того, с родителями отрабатываются навыки обращения с ребенком: переодевание, купание, закаливание, гимнастика и массаж.

Первый опыт таких занятий показал, что установки, знания и навыки, которые приобретаются при семейном консультировании и на занятиях в школе по подготовке к материнству, способствуют снижению тревоги у беременной, создают предпосылки для дальнейшей гармонизации развития ребенка и его психического развития.

Образовательные программы для детей и родителей

Для улучшения качества профилактической работы мы попытались оптимизировать деятельность кабинета здорового ребенка. В настоящее время в нем работают педиатр и педагог. Это позволило расширить образовательные программы для детей и родителей с учетом возраста и психофизиологических особенностей развития ребенка. Были открыты школы: "Ростишка", включающая цикл занятий, способствующих повышению педагогической грамотности родителей по вопросам стимуляции раннего гармоничного нервно-психического развития ребенка от 2 до 5 лет;"Скоро в школу", направленная на формирование интеллектуальных способностей и развитие мелкой моторики дошкольника; "Адаптация первоклассников", способствующая предупреждению нарушений адаптации к обучению в школе.

Методическое обеспечение занятий

В помощь врачу и медицинской сестре для конкретизации рекомендаций по стимуляции развития детей раннего возраста сотрудниками кафедры подготовлено пособие "Профилактическая работа с детьми раннего возраста в поликлинике". В первом его разделе содержится информация по организации антенатальной охраны плода: проведению дородовых патронажей, прогнозированию риска на антенатальном этапе, охране здоровья плода и новорожденного из групп риска, организации врачебной комиссии беременных и родильниц.

Вторая часть пособия посвящена организации профилактической работы с детьми от 0 до 3 лет: наблюдению за новорожденными, контролю состояния здоровья и профилактике его отклонений у детей из групп риска, режиму дня, вскармливанию, физическому воспитанию и стимуляции нервно-психического развития ребенка в этот период, организации наблюдения за детьми первых лет жизни. В этом разделе указаны объем и сроки профилактических осмотров детей от 0 до 3 лет, критерии комплексной оценки состояния здоровья детей в этот период, организация жизни ребенка с 1 года до 3 лет, профилактика фоновых заболеваний детей раннего возраста. Кроме того, приведена современная информация по вопросам подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение, организации профилактических прививок, гигиеническому воспитанию и обучению родителей, даны медико-педагогические рекомендации.

Наиболее ценными для участковых педиатров и медицинских сестер являются содержащиеся в методическом пособии эталоны оформления записей дородовых патронажей, заключений по результатам профилактических осмотров новорожденных, детей первого, второго и третьего годов жизни (по каждому эпикризному сроку), а также рекомендаций, выдаваемых по результатам диспансеризации, по питанию и его корректировке, семейному и физическому воспитанию, проведению мероприятий для повышения резистентности организма.

Проблемы профилактической работы врачей в образовательных учреждениях. Школьные центры (кабинеты) здоровья

Особая роль в последние годы на государственном уровне отводится укреплению здоровья учащихся. Не случайно в Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию говорится: "Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом", "к каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья".

В связи с этим становится актуальным вопрос о роли школьного врача в формировании здоровья учащихся, и требуется новая концепция школьной медицинской службы.

К сожалению, в настоящее время школьная медицина имеет нозоцентрическую направленность. Врачи, работающие в образовательных учреждениях, в основном обеспечивают проведение профилактических осмотров и ориентированы в большей степени на диагностику заболеваний. Они выявляют детей с отклонениями здоровья и направляют их на дообследование в детскую поликлинику для уточнения диагноза и назначения лечения, а также составления перечня ограничений для школы. Проводимые медицинскими работниками оздоровительные мероприятия в образовательных учреждениях зачастую сводятся к применению фитопрепаратов, витаминов, минеральных вод, физиопроцедур, т. е. сугубо медицинских методов. Особенности развития ребенка при этом выявляются формально или не выявляются совсем и не учитываются при выработке рекомендаций для родителей и педагогов. До сведения родителей результаты проведенных профилактических осмотров тоже доводятся далеко не всегда.

При проведении профилактического осмотра врачом образовательного учреждения совсем не учитывается влияние школьных факторов на здоровье ребенка. Между тем их вклад в формирование здоровья учащихся в 2-3 раза больше, чем факторов здравоохранения. При выборе оздоровительных мероприятий медицинскими работниками недостаточно учитываются педагогические факторы, определяющие формирование здоровья, в частности: возможные межличностные конфликты между педагогом и ребенком, педагогом и родителем, родителем и ребенком и т. д. Между тем воздействие именно на эти факторы может существенно снизить частоту дидактогенных заболеваний и другой психосоматической патологии. Это же можно сказать и в отношении рекомендаций по выбору для каждого ребенка учебных нагрузок и программ преподавания, в которых медицинские работники школы практически не участвуют. В связи с этим учебные нагрузки, будучи не всегда адекватными психофункциональным возможностям ребенка, могут приводить к заболеваниям. Вместе с тем ряд детей, имея высокие показатели интеллекта, большие функциональные резервы организма, хорошо справляются с повышенными нагрузками, а их снижение может приводить к замедлению интеллектуального развития до среднего уровня. Поэтому необходим дифференцированный подход к подбору педагогических воздействий, стимулирующих развитие ребенка и улучшающих его социальную адаптацию. В выработке такого подхода, несомненно, должны участвовать врачи образовательных учреждений.

В целом необходима переориентация школьной медицины с нозоцентрического подхода на концепцию интеграции ребенка в образовательный процесс с учетом его индивидуальных физических и психических свойств, на повышение качества его жизни.

В условиях дефицита кадров не всегда удается это сделать, здесь большую помощь могли бы оказать школьные центры здоровья. По мнению директора Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России В.И. Широковой, "необходимо, чтобы центры здоровья для детей плотно работали с органами образования ... потому что мы знаем: проблема школьного здравоохранения существует, и в первую очередь она выражается в недостаточном количестве медицинских работников в школах"

В связи с этим у нас стали открываться школьные центры (кабинеты) здоровья, в которых предусмотрена медико-психолого-педагогическая интеграция в формировании здоровья детей.

Согласно существующей нормативной базе целью школьных центров здоровья является информационное обеспечение учителей, учащихся и их родителей по вопросам здоровья и здорового образа жизни, а также проведение системы психолого-медико-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и нервно-психического развития школьников. Однако остается неясным: в чем отличие функциональных обязанностей медицинского персонала школы и центров здоровья в вопросах формирования здорового образа жизни и предполагается ли дополнительное финансирование этих подразделений?

Несомненно, что создание центров (кабинетов) здоровья в школах прежде всего будет способствовать улучшению выявления нарушений физического и нервно-психического развития учащихся. По нашим данным, отклонения физического развития встречаются у трети учащихся, снижение силовых качеств - у 16%, снижение скоростных качеств - у 15%, замедление моторного развития - у 32%. Показатели психического здоровья школьников очень часто являются нарушенными: пониженный вариант интеллектуального развития выявлен у каждого восьмого ребенка, повышенный уровень тревожности - у 80% детей, фобии, сниженное настроение, агрессия - у 40%, синдром дефицита внимания с гиперактивностью - у 25% учащихся. Таким образом, неравномерный уровень интеллектуального и физического развития, физической подготовленности выявлен у большинства детей. Каждый пятый ребенок за успешную адаптацию к школьным факторам "расплачивался" здоровьем. Несмотря на то, что отклонения физического и психического здоровья встречаются часто, они не всегда учитываются при выдаче рекомендаций после профилактических осмотров.

Для совершенствования работы школьной медицинской службы мы предложили создание в школах "Совета по здоровью" для более полной характеристики индивидуальности ребенка и выработки персонального подхода к оздоровлению. Целью таких советов является разработка единой стратегии сопровождения каждого ребенка в переломные периоды его обучения, объединение информации о ребенке, полученной медицинским персоналом, педагогом, психологом, учителем физкультуры, а также моделирование оптимальных для ребенка рекомендаций с использованием стандартных модулей, предназначенных для реализации родителями и педагогами. Эта организационная форма может быть ведущим направлением в деятельности центров здоровья в школе.

Мы понимаем, что и медицинским работникам, и педагогам необходима методическая помощь в составлении индивидуальных оздоровительных программ. Для этого подготовлены эталоны рекомендаций с учетом наиболее частых отклонений физического и нервно-психического развития и особенностей социальной адаптации детей. Для упрощения моделирования индивидуальных программ оздоровления создан автоматизированный мониторинг здоровья учащихся.

Таким образом, для совершенствования профилактической работы необходимы анализ и обобщение различных организационных форм работы, дальнейшая подготовка методического обеспечения: эталонов оформления медицинской документации, стандартов оказания помощи и взаимодействия лечебно-профилактических учреждений по вопросам межведомственной интеграции.

Л.А. Жданова,
д-р мед. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой,
О.С. Рунова,
канд. мед. наук, главный врач МУЗ "Детская городская поликлиника № 6" г. Иваново,
А.В. Шишова,
канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры,
М.Н. Салова,
канд. мед. наук, доцент кафедры,
И.Е. Бобошко,
канд. мед. наук, доцент кафедры
Кафедра поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми
ГОУ ВПО "Ивановская государственная медицинская академия" Минздравсоцразвития России



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль