Опыт использования инновационной модели сестринского дела в обучении пациентов

1783

Высокая распространенность хронических неинфекционных забо­леваний обусловлена не только биологическими, но и социально-психологическими и поведенческими факторами. Среди них ве­дущее место занимает нездоровый образ жизни, связанный с курением, употреблением алкоголя, наркотиков, а также с гиподинамией и пере­еданием. Результаты исследований, проведенных Ю.П. Лисициным (2005), Л.Ф. Молчановой, Е.А. Кудриной (2004), Г.М. Злобиной (2006), Е.Ю. Шкатовой (2008), показали, что наряду с вышеперечисленными причинами существенным фактором в формировании хронических не­инфекционных заболеваний является низкий уровень гигиенической грамотности и медицинской активности пациентов.

Современный этап государственной политики характеризуется ак­тивным переходом всех уровней власти и медицинской общественности от анализа здоровья населения к управлению им, перераспределению акцентов с лечения заболеваний на профилактику. Разработка иссле­довательских и организационных технологий, необходимых для этих целей, признана стратегической задачей во многих странах мира и под­держана Всемирной организацией здравоохранения.

Становится очевидным факт, что даже передовые достижения меди­цины останутся нереализованными на практике, если не внедрять со­временные обучающие программы для пациентов, основанные на про­фессиональных инновационных технологиях сестринского дела. В те­чение длительного времени вопросами обучения пациентов занимались только врачи, вместе с тем профессиональная компетентность меди­цинских сестер позволяет привлечь их к организации и проведению занятий с пациентами.

Целью исследования, которое проводилось с ноября 2007 г. по май 2009 г. на базе ГУЗ "Республиканский клинико-диагностический центр МЗ УР", было совершенствование работы специалистов сестринского дела через разработку инновационных подходов при отпуске образова­тельной услуги пациентам с хроническими неинфекционными заболе­ваниями внутренних органов (на модели заболевания "гипертоническая болезнь").

Методика исследования. В качестве объектов исследования были выбраны пациенты с хроническими неинфекционными заболеваниями внутренних органов, прошедшие лечение в Республиканском клинико-диагностическом центре. Объекты исследования формировались методом многоступенчатого отбора с применением случайной и типологической выборки. Материалы исследования были получены на основании ретро­спективного и проспективного наблюдений за пациентами во время обу­чения, при сборе анамнестических данных и измерении физиологических констант. Данные исследования заносились в специально разработанные карты: "Сестринская карта клинического обследования пациента с арте­риальной гипертонией", "Лист самонаблюдения и само­оценки пациента в процессе обучения". Для описания медико-социального и клинического "портрета", определения факторов риска и изучения качества жизни пациента и уровня его гигиенической грамотности была составлена специальная анкета.

Результаты исследований. В социологическом опросе приняли участие 265 пациентов (55,3% женщин и 44,7% мужчин) с установленным диагнозом гипертоническая болезнь. Лица трудоспособного возраста составляли 73,4%, причем у мужчин в возрасте 17-49 лет гипертониче­ская болезнь диагностирована в 24,5% случаев, что на 15,6% больше, чем у женщин аналогичного возраста. Средняя продолжительность болезни составляла 8,8 ± 0,6 лет. Среди респондентов были жители как города (68,9%), так и села (31,1%). Анализ социального состава респон­дентов показал, что среди служащих городских учреждений артериаль­ная гипертония встречается чаще, чем среди представителей других социальных групп, что, скорее всего, связанно с высоким уровнем пси­хоэмоционального напряжения в профессиональной деятельности и ритмом городской жизни.

Высшее образование имели 53,0% респондентов, незаконченное высшее и среднее специальное - 13,0 и 34,0% соответственно.

Несмотря на достаточно высокий уровень образования, у респонден­тов были выявлены следующие негативные поведенческие факторы: курение (45,5%), пристрастие к жирной пище (43,7%), неограниченное потребление соли (78,0%), которые по данным многочисленных иссле­дований являются факторами риска в формировании заболевания [3]. Кроме того, определен низкий уровень приверженности пациентов к лечению. Регулярно принимают гипотензивные препараты только 28,3% опрошенных пациентов.

Клинический "портрет" пациента представлен достаточно большим диапазоном сопутствующих сердечно-сосудистых заболеваний. Среди них ведущее место занимают стенокардия (53,3%), атеросклероз аорты (18,2%), нарушение сердечного ритма (9,8%), постинфарктный кардио­склероз (6,7%), последствия нарушения мозгового кровообращения (5,4%). Средняя величина систолического давления составила 162,1 ± 6,6 мм. рт. ст., диастолического - 95,7 ± 3,1, частота пульса - 74,5 ± 4,9 ударов в минуту, индекс массы тела - 30,8 ± 2,2 кг/м2.

Наличие перечисленных поведенческих факторов и клинические проявления болезни, несомненно, накладывают отпечаток и на качество жизни пациентов [5]. Анализ наиболее характерных вопросов по качеству жизни позволил сделать следующие выводы: 24,4% опрошенных оце­нили состояние своего здоровья как "хорошее"; 63,3% - "посредствен­ное"; 12,3% -"плохое". Отличную оценку своему самочувствию не дал ни один пациент. При этом подавляющее большинство респондентов (74,4%) считают, что их здоровье не хуже, чем у окружающих.

Можно предположить, что недооценка степени тяжести своего со­стояния, низкая приверженность пациентов к выполнению рекомендаций врача позволяет гипертонической болезни удерживать лидирующее положение среди патологий сердечно-сосудистой системы.

При изучении уровня гигиенической грамотности 80,8% респондентов отметили, что о своем заболевании знают недостаточно. Большинство пациентов (62,4%), продолжительное время страдающих артериальной гипертонией, не владеют техникой измерения артериального давления. Практически все опрошенные (98,4%) хотели бы узнать больше о своем заболевании.

С целью формирования мотивации к посещению "школы здоровья" медицинская сестра отделения провела индивидуальные консультации с каждым пациентом. В результате 120 респондентов стали по­сещать занятия в "школе артериальной гипертонии".

Обучение пациентов осуществлялось на основе структурированной программы. Каждое занятие содержало необходимый объем "учебных единиц", перечень изучаемых вопросов включал традиционный для "школ здоровья" объем вопросов, "учебные шаги" пациентов имели целевую установку. В процессе обучения основной акцент был сделан на формирование у пациентов нового гигиенического мышления и по­ведения.

В отличие от существующих "школ" авторами была использована модель "врач - менеджер сестринского дела - пациент", а при проведе­нии цикла обучения применялась профессиональная технология "се­стринский процесс" (ранее данная модель была апробирована при ор­ганизации и проведении "школы для пациентов с язвенной болезнью"). Организационную и педагогическую функцию осуществлял специалист сестринского дела. Сестринский процесс давал возможность выстраи­вать обучение не только с учетом потребности пациента в знаниях, но и с учетом его физиологических, психологических и социальных про­блем. При организации и проведении занятий использовались различ­ные методы обучения: "мозговой штурм", шаговый метод, проблемное изложение лекции, деловая игра, дискуссии и другие методы, активи­зирующие когнитивную и эмоциональную сферы обучаемых. Сравни­тельный анализ результатов анкетирования до обучения и после него позволил сделать вывод, что пациенты научились правильно измерять артериальное давление, подсчитывать пульс, контролировать вес, пра­вильно составлять диету. Кроме того, они запомнили комплекс физи­ческих упражнений, сформировали правильное отношение к здоровому образу жизни. Практически все (96,0%) продемонстрировали высокий уровень знаний о своей болезни.

У пациентов отмечена положительная динамика при исследовании физиологических констант. Так, в среднем на 10-20 мм рт. ст. снизилось систолическое и диастолическое давление, улучшились результаты биохимических анализов. Никто из слушателей школы не дал негатив­ную оценку профессиональному и психолого-педагогическому уровню менеджера сестринского дела, при этом 68,6% пациентов уверены в профессионализме специалиста, который может не только обучить, но и оценить их состояние и настроение.

При оценке эффективности обучения было сконцентрировано вни­мание на изменениях, возникающих со стороны психологической со­ставляющей качества жизни пациента, которая изучалась через 6 недель после обучения по специально разработанной программе (приложе­ние 4). Анализ полученных ответов показал эффективность и положи­тельное воздействие на эмоциональное состояние пациентов. Так, 72,8% пациентов отметили улучшение общего самочувствия, 70,2% опрошен­ных изъявили желание поделиться опытом с другими слушателями "школы". После прохождения цикла обучения у пациентов появилось стремление к прохождению повторных циклов (65,7%), сформировалось желание к самостоятельному поиску информации, необходимой для оздоровления (57,9%), изменилось отношение к болезни (94,3%). При этом 69,5% пациентов осознали, что исход заболевания зависит как от совместных усилий врача и больного, так и от личной ответственности самого пациента. Анализ отдаленных результатов наблюдений показал, что 73,2% слушателей "школы" смогли выполнить почти все рекомен­дации врача, что дало им возможность предотвратить дальнейшее обострение заболевания, 78,5% предприняли попытку к изменению об­раза жизни, а 99,4% изменили отношение к болезни.

Таким образом, использование профессиональных технологий се­стринского дела при оказании образовательной услуги пациентам и модели "врач - менеджер сестринского дела - пациент" позволяет по­зитивно влиять на качество жизни больных, формировать их валеологическое мышление.

Данная инновационная модель является универсальной технологией сестринского дела и может успешно применяться в терапевтическом обучении пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями различного генеза. Подключение специалистов сестринского дела к процессу обучения дает возможность для реализации профессиональ­ного потенциала данной категории медицинских работников и подтверж­дает необходимость их активного участия в решении ряда медико-социальных проблем здравоохранения.

Вместе с тем имеется ряд нерешенных проблем, таких как нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение "школ здоровья для па­циентов" с определением ведущей роли менеджера сестринского дела в организации и управлении профилактической помощью населению; разработка стандартов и индикаторов качества сестринской помощи при оказании образовательных услуг населению. Решение этих задач будет целью наших дальнейших исследований.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×