Изучение отношения пациентов с артериальной гипертонией к лечению

2916

В настоящее время "самосохранительное поведение" является одним из наиболее важных понятий в социологии здоровья. Такое поведение во многом зависит от общего уровня культуры человека, его образования, условий жизни, а также от доступности и качества медицинской помощи.

В самосохранительном поведении существенное значение имеет вовлечение больных в процесс лечения, что предполагает повышение их ответственности за свое здоровье, особенно в связи с поведенческими факторами риска, способствующими развитию осложнений хронических заболеваний. Это особенно актуально для лиц, страдающих артериальной гипертензией, т. к. многие факторы риска этого заболевания определяются преимущественно поведенческими стереотипами пациентов.

Об исследовании

С целью изучения степени ответственности пациентов с артериальной гипертензией за свое здоровье авторами было проведено специальное социологическое исследование. Базой для него послужила типичная территориальная городская поликлиника (далее - поликлиника), являющаяся структурным подразделением МУЗ "Северодвинская городская больница № 2 скорой медицинской помощи". Объектом наблюдения стали пациенты, обратившиеся в поликлинику за медицинской помощью в январе-феврале 2011 г. и давшие добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Сбор материала проводился выборочным методом с помощью специально разработанной статистической карты изучения ответственности за свое здоровье пациентов с артериальной гипертензией. Всего было заполнено 147 экземпляров такой

Исследуемый контингент

По половому составу исследуемый контингент в основном был представлен женщинами (87,7%). Более половины лиц, принимавших участие в исследовании, были трудоспособного возраста: 54,9% - лица моложе 60 лет; 24,6% - лица пожилого возраста (от 60 до 69 лет) и 20,5% - старше 70 лет.

При распределении по социальному статусу на долю пенсионеров и неработающих пришлось 53,2%. В группе работающих (46,8%) служащие составили 22,4%, рабочие - 24,4%.

По данным авторов, больше половины пациентов (53,1%) страдали артериальной гипертензией длительное время: 34,7% - до 20 лет, а 22,5% - даже более 20 лет.

Оценка пациентами своего здоровья

Осознаваемый статус здоровья у большинства обследуемых лиц (83,7%) был удовлетворительным. При этом почти каждый седьмой (14,3%) пациент признал состояние своего здоровья очень плохим, и лишь 2,0% респондентов оценивали его как хорошее.

При изучении причин столь невысокой оценки состояния своего здоровья более половины пациентов (59,1%) в качестве основного фактора назвали возраст, следующим по значению (38,7%) фактором стала доступность качественной медицинской помощи, на третьем месте (30,6%) оказались вредные привычки и невнимательное отношение к своему здоровью.

Ответственность пациентов за свое здоровье

Чрезвычайно важным представлялось выяснить степень ответственности пациентов с артериальной гипертензией за свое здоровье. Осознание такой ответственности отметили лишь 52,1% опрошенных; 19,4% возложили ее на государство; 9,7% - на ЛПУ; 8,6% - на медицинских работников. Каждый десятый пациент (10,2%) вообще не признал себя ответственным за свое здоровье.

О достаточно низком уровне ответственности пациентов за собственное здоровье свидетельствует отсутствие стимулов к активному применению здоровьесберегающих технологий и изменению индивидуальной системы ценностей. Выяснилось, что более половины опрошенных (57,1%) не состоят на диспансерном учете по артериальной гипертензии.

Профилактическое обучение в "Школе артериальной гипертензии" является оптимальным способом контроля этого заболевания, однако большая часть пациентов (67,3%) не проходила такого обучения.

Отдельно респондентам были заданы вопросы о целях и частоте посещения ими поликлиники. Согласно полученным данным подавляющее большинство (80,0%) обращается в поликлинику для получения лечения, незначительная часть пациентов (13,3%) посещает ее для прохождения диспансерного осмотра и малая часть (6,7%) приходит в ЛПУ за справками, рецептами и направлениями.

Известно, что активное обращение пациентов в лечебно-диагностические учреждения для обследования и контроля над артериальной гипертензией существенно снижает риск развития ее осложнений. Оптимальным количеством считается четыре-пять обращений к врачу в год. Однако более половины опрошенных (53,1%) редко (менее трех раз в год) обращаются к врачу, а каждый седьмой (14,3%) вообще не посещал поликлинику последний год. Только незначительная часть пациентов (20,4%) обращается в лечебно-диагностические учреждения регулярно - четыре-пять раз в год, а 12,2% - более шести раз в год.

Взаимоотношения пациентов и медработников

Не вызывает сомнений тот факт, что доверительная атмосфера общения пациентов с медицинскими работниками существенно влияет на процесс формирования у них мотивации к оздоровлению и на их приверженность лечению. Ту или иную степень недоверия к медицинским работникам отметили более половины пациентов (59,2%), а у каждого пятого (18,4%) вообще отсутствует всякое доверие к ним и взаимопонимание с таковыми. Тревожит то, что почти четверть пациентов (26,5%) затруднились дать оценку своим взаимоотношениям с медицинским персоналом.

Почти половина пациентов (46,9%) хотела бы получать больше информации о своем здоровье. При этом каждый четвертый (22,5%) отметил, что вообще не получает никакой информации о своем состоянии здоровья, что и способствует настороженному отношению к медицинскому персоналу.

Не менее серьезной проблемой являются коммуникативные барьеры. У большинства пациентов (65,3%) вызывает затруднение понимание объяснений врача, а 12,2% вообще ничего не понимают. В качестве причин возникновения сложностей в понимании медицинских объяснений были названы недоступность медицинской информации (41,8%), неполные или не совсем понятные объяснения (36,6%). Каждый четвертый (21,6%) затруднился с ответом на этот вопрос.

Вовлечение пациента в процесс лечения

Активное вовлечение пациентов в процесс лечения позволяет наиболее полно и успешно контролировать хронические заболевания и их осложнения, в то время как патерналистская модель отношения медицинского работника к пациентам делает их пассивными участниками лечебного процесса, не желающими нести ответственность за свое здоровье. По данным исследования, более половины пациентов (55,1%) отмечают, что при лечении все решения принимает медицинский работник.

Ответственное отношение к своему здоровью подразумевает также соблюдение предписанных рекомендаций. Более половины опрошенных (59,1%) не разделяют такой точки зрения. Основные причины невыполнения врачебных рекомендаций: нежелание принимать лекарства (16,6%), недостаточная информированность и недоверие к врачам (10,2%), несогласие пациентов с методами лечения (10,2%), нежелание заниматься своим здоровьем (10,2%).

Необходимыми условиями для осуществления контроля артериальной гипертензии являются: регулярный контроль артериального давления, постоянный прием гипотензивных препаратов и измерение уровня холестерина крови. По данным исследования, чуть менее половины пациентов (46,9%) измеряют артериальное давление только при плохом самочувствии, а 14,2% вообще не измеряют его. Не менее тревожная ситуация складывается и с приемом гипотензивных препаратов: только 36,7% опрошенных принимают их постоянно в соответствии с назначением врача. Крайне беспокоит тот факт, что 34,7% принимают препараты только при повышении артериального давления, усугубляя тем самым течение артериальной гипертензии. Уровень холестерина крови контролирует только половина опрошенных (51,0%).

Обследованные пациенты (90,4%) в целом считают необходимым уделять своему здоровью больше времени, 2,0% не видят в этом особой необходимости.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы. В целом пациенты с артериальной гипертензией недостаточно ответственно относятся к своему здоровью. Одной из причин этого является их недостаточная информированность о своем заболевании. Отсутствие мотивации к лечению и профилактике артериальной гипертензии обусловлены лишь частичным доверием к медицинским работникам. Преимущественно патерналистская модель отношений снижает степень ответственности пациента за свое здоровье. В связи с этим необходимо активно вовлекать больных в процесс лечения, тем самым улучшая выполнение ими назначений врача. Эффективное взаимодействие между медицинским специалистом и пациентом во многом определяется созданием доверительной атмосферы, которая формирует более искренние и устойчивые отношения пациента с медицинским работником, располагает к более откровенному обсуждению особенностей своего поведения в связи артериальной гипертензией, требующей длительного лечения и изменения стиля поведения.

Список использованной литературы

1. Ивахненко Г.А. Печатные СМИ и наиболее важные аспекты здоровья человека в оценках московских студентов // Социология медицины. 2009. № 1 (14). С. 50.

2. Калинина А.М. Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией // Российский кардиологический журнал. 2002. № 4. С. 72-77.

3. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. М.: Медицина, 2002. 449 с.

И.Р. Канина,
старшая медицинская сестра,
Е.В. Лебеденко,
медицинская сестра,
Первое терапевтическое отделение поликлиники
МУЗ "Северодвинская городская больница № 2 скорой медицинской помощи



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль