Порядок создания и функционирования в ЛПУ школ пациента для больных основными неинфекционными заболеваниями

2512

Насколько эффективно создание при поликлиниках школ пациента?

Главная медсестра, г. Кемерово

На современном этапе развития основной целью здравоохранения России является повышение качества медицинской помощи. Одним из способов достижения этого является внедрение в практику современных технологий организации медицинской помощи, основанных на международных стандартах ИСО серии 9000:2000. Стандарты ИСО 9000:2000 ориентированы на концепцию TQM (Total Quality Management - всеобщее управление качеством) как наиболее прогрессивную и эффективную в управлении качеством. В число основных принципов стандартов ИСО 9000:2000 входит непрерывное совершенствование и ориентация на потребителя - вся деятельность ЛПУ должна осуществляться в т. ч. с учетом потребностей и ожиданий пациента. В этих условиях особую актуальность приобретает создание и функционирование в ЛПУ школ пациента для больных основными неинфекционными заболеваниями, такими как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, рассеянный склероз, онкологические заболевания, психические заболевания и т. д.

Цель создаваемых школ пациента - повышение мотивации больного к соблюдению врачебных рекомендаций, их правильному выполнению, формирование партнерских отношений в лечении, реабилитации и профилактике, плодотворное сотрудничество врача и пациента.

Для организации школ пациента в медицинских учреждениях необходимо:

  • наличие персонала, обученного в соответствии с требованиями по выполнению сложных и комплексных медицинских услуг;
  • включение школ пациента в перечень лицензируемых медицинских услуг учреждения, дающее право на образовательную деятельность по обучению пациентов (в системе лицензирования видов медицинской деятельности введены технологии и услуги по профилактической медицине, куда могут быть отнесены и школы пациентов);
  • обеспечение условий для эффективного функционирования школы пациента (помещение, методические и обучающие материалы и пр.).

Организация школ пациента требует введения ряда приоритетов:

  • обучение врачебного и сестринского персонала основным вопросам качества медицинской помощи, принципам организации школы пациента, этике общения;
  • мотивация медицинского персонала на повышение качества медицинской помощи;
  • усиление профилактической направленности в деятельности органов и учреждений здравоохранения с акцентом на реализацию программ по вторичной и первичной профилактике основных неинфекционных заболеваний (школы здоровья для пациентов и в перспективе для лиц с факторами риска развития основных неинфекционных заболеваний);
  • участие населения в общемедицинских программах;
  • информированность и грамотность населения в проблемах личного и группового здоровья;
  • мотивация населения на укрепление собственного здоровья;
  • ответственность населения за здоровье. Адекватность отклика системы здравоохранения на ведущие показатели здоровья населения региона.

Создание школы пациента возлагает на ЛПУ дополнительные обязанности: обучение пациента, разработка дневника пациента и процедуры поддержания и/или улучшения состояния. Для их выполнения потребуется увеличить время общения с каждым конкретным пациентом. Между тем сделать это достаточно сложно, учитывая тот факт, что сегодня в муниципальных ЛПУ нормы времени, отведенного на прием пациента, неприемлемо малы.

В частных медицинских учреждениях врач работает в более комфортных условиях и, как правило, не ограничен жестко во времени. Тем не менее более 90% населения получают медицинскую помощь в муниципальных ЛПУ - как по причине высоких цен на медицинские услуги в коммерческом секторе, так и в связи с тем, что не всегда высокая стоимость медицинской услуги гарантирует высокий профессионализм и добросовестность медицинского персонала.

Ситуация в российской медицине складывается таким образом, что рассчитывать на организацию школ пациента в частных медицинских учреждениях нецелесообразно. Значение имеет и то обстоятельство, что школа пациента в конечном итоге уменьшит частоту обращений пациента к врачу, т. к. пациент научится управлять своим состоянием. А это не в интересах большинства работающих на коммерческой основе частных медицинских учреждений. Больше надежд в настоящее время можно возложить на муниципальный сектор здравоохранения и на страховые компании в системе ОМС, т. к. повышение качества медицинской помощи (включая школы пациента) приведет к сокращению затрат и позволит освободившиеся средства использовать на развитие здравоохранения.

К сожалению, в настоящее время не разработано нормативных документов в области школ пациентов. Несмотря на это ряд руководителей ЛПУ, осознав важность данного направления в лечебно-диагностической работе, организуют школы пациента в ЛПУ по собственной инициативе. Их пример беспрецедентен, потому что школы функционируют при условии полного отсутствия поддержки со стороны вышестоящих организаций. Такие школы "держатся" на внутренней убежденности руководства в их необходимости, моральных качествах, сочувствии к пациенту (и его родственникам) администрации ЛПУ.

В качестве примера можно привести школы, открытые в Городской поликлинике № 180 Северо-западного административного округа г. Москвы. В данном лечебном учреждении функционируют школы пациента по следующим заболеваниям: сахарный диабет, артериальная гипертензия, бронхиальная астма, имеется кабинет профилактики инсульта. Также в г. Дубне уже много лет успешно функционируют школы для больных сахарным диабетом. Структура школы пациента охватывает сферы интересов всех заинтересованных сторон: пациента, его семьи, врача, общества, государства.

Таким образом, концепция школы здоровья, направленная на формирование активной позиции пациента (и/или его родственников) с целью поддержания и улучшения своего здоровья, является актуальной, перспективной с точки зрения повышения качества медицинской помощи в целом. Внедрение школ в ЛПУ повышает социальную ответственность пациента за свое здоровье, улучшает культуру общения пациента с врачом, способствует в конечном итоге уменьшению летальных исходов, рецидивов заболевания, инвалидизации, приводит к улучшению состояния пациентов, в нередких случаях полной реабилитации, увеличивает продолжительность жизни.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×