Новая форма финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания

4130

В настоящее время медицинским учреждениям предоставлено право заниматься медицинской деятельностью, приносящей доходы. Как изменилась нормативная база, определяющая права ЛПУ по предоставлению медицинских услуг на коммерческой основе?

Главный врач, Ростовская обл.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ) при определенных условиях помимо платной медицинской деятельности в бюджетной сфере допустимы и другие способы получения доходов - например, предоставление в аренду помещений, медицинской техники и получение дохода в виде арендной платы; также возможен доход в виде безвозмездных поступлений (ч. 3 п. 16; ч. 3 и 4 п. 19 ст. 33).

В ч. 8 п. 19 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ выделяются О чем следующие основные подгруппы доходов бюджетов:

а) доходы от собственности по приносящей доходы деятельности;

б) рыночные продажи товаров и услуг;

в) безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности.

Имеет ли такая деятельность правовые основания в отечественном здравоохранении? Теперь, с принятием Федерального закона № 83-ФЗ, на этот вопрос можно ответить утвердительно. Некоторые возможности развития платной медицинской деятельности законодательство допускало и раньше. Так, в п. 2 ст. 41 Конституции Российской Федерации говорится: "В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения".

Развитию рыночных отношений в здравоохранении в какой-то степени способствовало разрешение с 1996 г. всем организациям здравоохранения (независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности) оказывать платные медицинские услуги в соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утв. постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 и приказом Минздравмедпрома России от 29.03.1996 № 109 с аналогичным названием).

Приказ Минздравмедпрома России от 06.08.1996 № 312 "Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования" и приказ Минздрава России от 18.03.2002 № 85 "О работах и услугах, оказываемых учреждениями Госсанэпидслужбы России по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами" также расширил полномочия медицинских учреждений в организации платных медицинских услуг.

Все это позволило расширить экономическую свободу, но имело и обратную, негативную сторону. Так, в государственных клиниках доля платных услуг превысила 5-15% рекомендованного объема. В специализированных клиниках, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, платные услуги сегодня составляют около 70%. Ежегодный прирост рынка платных медицинский услуг в России составляет в среднем 25-27%. По прогнозам Минздравсоцразвития России, в ближайшие годы рынок платных медицинских услуг будет расти на 12% в год.

Такая тенденция вызвала озабоченность руководящих органов здравоохранения, и еще до 1 января 2009 г. Росздравнадзор предложил всем лечебно-профилактическим учреждениям утвердить список бесплатных услуг.

Согласно постановлению Правительства РФ от 15.05.2007 Что № 286 "Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на платной основе не могут предоставляться первичная медико-санитарная, неотложная, скорая медицинская и специализированная (в т. ч. высокотехнологичная) помощь. Платная медицинская помощь возможна только при оказании медицинской помощи сверх установленных видов и объемов. В ряде регионов вышли местные постановления о запрете платных медицинских услуг в бюджетных лечебных учреждениях.

Допущение платной медицинской деятельности - это один из способов разрешения экономических противоречий здравоохранения. С целью разрешить, например, противоречие между уровнем государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению и уровнем их финансирования предпринимается попытка коммерциализации сферы здравоохранения, введения соплатежей населения, развития платных медицинских услуг и организационно-правовых форм предпринимательства. В этом смысле коммерциализация выливается в процесс постепенного приспособления лечебно-профилактических учреждений к рыночным условиям хозяйствования.

Цель Федерального закона № 83-ФЗ - повысить доступность и качество государственных и муниципальных услуг.

В Бюджетный кодекс РФ ранее были внесены изменения, в частности - Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"».

Федеральным законом № 272-ФЗ предусматривается увеличение с 1 января 2012 г. тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 5,1% от фонда оплаты труда.

При этом ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Что "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что для плательщиков страховых взносов база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 тыс. руб., страховые взносы не взимаются. Установленная предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство РФ своим постановлением от 27.11.2010 № 933 проиндексировало предельную величину базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. База для начисления страховых взносов с учетом ее индексации с 1 января 2011 г. составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода.

На наш взгляд, несправедливой выглядит предельная величина базы для начисления страховых взносов (415 тыс. руб. в 2010 г. и 463 тыс. руб. - в 2011 г.). Если с превышающей это значение суммы страховые взносы взиматься не будут, то бремя уплаты взносов ляжет на плечи граждан, имеющих средние и низкие доходы. Граждане с высокими доходами приравниваются к ним, но освобождаются от уплаты взносов со сверхдоходов. Это нарушает принцип социальной справедливости.

Распоряжением от 07.09.2010 № 1505-р Правительство РФ утвердило методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, а также рекомендации по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений. Распоряжение вступило в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон № 83-ФЗ устанавливает новую форму финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Субсидия - это сумма средств в денежной либо натуральной форме, которая выделяется из бюджетов или из специальных фондов для поддержания некой деятельности, доходы от которой на данный момент не покрывают нормативного размера расходов.

Субсидирование производится из государственного, из местного бюджета или из бюджета крупной производственно-хозяйственной организации, из прибыли крупной компании. Возможно субсидирование банком либо юридическим лицом - спонсором.

Субсидия всегда имеет целевой характер, выдается только под определенную задачу, производится на возвратной или на безвозвратной основе (последняя преобладает), дается на определенных условиях либо безвозмездно. Существуют как прямые, так и косвенные субсидии, предоставляемые с помощью налоговых либо иных льгот.

Отметим, что в Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" используется термин "субвенция" (а не "субсидия"). Субвенция - это форма денежной помощи местным бюджетам из государственного бюджета, которая предназначена для определенной цели как страховая сумма.

Субвенции следует отличать, во-первых, от дотаций, которые не имеют целевого назначения и предоставление которых не оговаривается никакими условиями, и, во-вторых - от субсидий, которые обозначают дотации как бюджетам, так и разнообразным организациям за счет средств бюджета либо средств специальных фондов, формирующихся на основе взносов граждан и отдельных компаний.

В чем же суть предлагаемых Федеральным законом № 83-ФЗ изменений?

Прежде всего, изменяется принцип финансового обеспечения бюджетных учреждений: если раньше оно осуществлялось на основе бюджетной сметы, то теперь - в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", введенная Федеральным законом № 83-ФЗ, п. 6).

Положительным является то, что уменьшение объема субсидий в течение срока выполнения государственного (муниципального) задания невозможно без соответствующего уменьшения самого государственного задания (п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Учреждение по-прежнему вправе оказывать платные услуги только сверх установленного государственного (муниципального) задания (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Учреждение может распоряжаться имуществом (передавать его в пользование или в залог), которое не отнесено учредителем к особо ценному. Впервые для бюджетного учреждения устанавливается возможность заключать договор финансовой аренды (лизинга) (п. 2 ст.1 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", введенный Федеральным законом № 83-ФЗ).

Понятие "лизинг" включает в себя полную окупаемость, т. е. все расходы по обслуживанию арендованного имущества возлагаются на арендатора (ЛПУ). Будущий арендатор сам находит поставщика необходимого ему оборудования и договаривается об условиях поставки.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия




Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×