Кушать подано

508

С появлением ребенка, у мамы возникает множество вопросов. В то время как от спокойствия мамы во многом зависит здоровье младенца и его развитие. Испокон веков грудное вскармливание было общим для всех народов и не вызывало сомнения. В ХХ в. технический прогресс принес и новую моду - кормить ребенка из бутылочки. А это в свою очередь, увеличило количество проблем, с которыми сталкиваются молодые родители.

Доверяя природе

Так уж повелось, что грудное вскармливание - это есте­ственный процесс, который заложила сама природа. И если принять этот факт и не поддаваться модным тенденциям и не­понятным веяниям, то удастся избежать множества проблем. Материнское молоко имеет неповторимый индивидуальный состав - это непросто набор белков, жиров и углеводов. Каж­дый компонент молока удивительно точно подобран и отвеча­ет требованиям ребенка в конкретный момент его развития.

Преимущества грудного вскармливания

Наиболее сбалансированный и подходящий ребенку ко­личественный и качественный подбор аминокислот, протеи­нов, лактозы и жировых компонентов, обеспечивающих легкое усвоение пищи.

Необходимые ферменты, в том числе липаза для расщеп­ления жиров, амилаза для расщепления углеводов.

Достаточное содержание витаминов и микроэлементов, в том числе витамина К, предотвращающего развитие крово­течения у новорожденного. Оптимальное сочетание макро­элементов и витаминов, обеспечивающих их максимальное усвоение (например, витамин Д, кальций и фосфор).

Гормоны, факторы роста, которые не только контролиру­ют обмен веществ, но и активируют созревание собственных клеток новорожденного.

Достаточное количество воды, обеспечивающего потреб­ности малыша даже в жаркую и сухую погоду.

Грудное молоко обеспечивает уникальную защиту ребен­ка от инфекции и аллергии, потому что содержит:

• живые лейкоциты, лимфоциты и макрофаги, а также лизо-цим, обладающий бактерицидным эффектом;

• иммуноглобулины, предохраняющие ребенка от инфекции и компенсирующие неполноценность его иммунитета; бифидус-фактор, стимулирующий рост в кишечнике ребен­ка лактобактерий, а также противодействующий заселе­нию кишечника патогенной флорой;

• лактоферрин, связывающий железо, а также способный предотвратить рост бактерий, утилизирующих железо.

Таким образом, грудное молоко помогает защитить ребен­ка от инфекции сразу, но входящие в него факторы роста по­могают созреть и иммунной системе ребенка, тем самым по­зволяя детскому организму научиться правильно и вовремя от­вечать на инородные антигены.

Как стать мамой

Беременность и роды иногда настолько изматывают женщи­ну, что кажется, у нее уже нет сил насладиться материнством. Ран­нее прикладывание к груди в родильном зале, помогает и маме и ребенку быстрее пережить этот стресс. Для ребенка - это воз­можность почувствовать себя защищенным и накормленным. Би­ение маминого сердца, ощущаемое через грудную клетку, напо­минает ему прошедшие девять месяцев. Такие дети вырастают эмоционально более спокойными. Во время раннего приклады­вания к груди мама тоже успокаивается, при этом у нее выраба­тывается гормон окситоцин, помогающий матке быстрее сокра­титься. В этот момент - в первый момент контакта мамы и малы­ша - перебрасывается крепкий мостик между ними. Женщина по­знает инстинкт материнства. Мамы, кормящие грудью, реже оставляют своих детей без присмотра, проявляют большую за­боту о них.

По результатам научных исследований в психомоторном развитии детей, находящихся на естественном и искусственном вскармливании, были выявлены значительные различия. Для де­тей, находящихся на естественном вскармливании, характерно сохранение общего порядка появления моторных навыков, бо­лее выражена тенденция к всевозможной компенсации проблем, возникающих в период новорожденности. Развитие эмоциональ­ной сферы было гармоничным и своевременным. В развитии же детей, находящихся на искусственном вскармливании, отмечал­ся разлад в этапах формирования психомоторных навыках, а также в установлении эмоционального контакта, что отражает­ся в позднем формировании "комплекса оживления".

"Комплекс оживления" представляет особую эмоционально-двигательную реакцию ребенка, обращенную к взрослому. Ребе­нок сосредоточивает взгляд на взрослом, улыбается ему, оживлен­но двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. Появление "комплекса оживления" свидетельствует о переходе ребенка на но­вый этап развития - младенчество. Он очень важен для развития речи ребенка, его эмоций, движений, а на их основе и всего пси­хического развития. Взрослый является посредником между ребен­ком и окружающим его миром, поэтому первые месяцы жизни все внимание малыша направлено на окружающих его людей, и в этот момент набольшее количество времени ему необходимо прово­дить с мамой, в том числе и в момент кормления.

Принципы успешного грудного вскармливания

Организацией ВОЗ/ЮНИСЕФ было выработано десять принципов успешного грудного вскармливания, основа кото­рого закладывается в родильных домах и больницах по уходу за новорожденными. Некоторые правила касаются непосред­ственно политики, проводимой в этих учреждениях, а некото­рые необходимо знать и мамам:

1. Обеспечить раннее прикладывание к груди в первые полчаса после родов.

2. Помочь в налаживании лактации даже если ребенок временно отлучен от груди (находится в палатах интенсивной терапии или имеет временные противопоказания).

3. Обеспечить правильное прикладывание к груди с це­лью сохранения лактации.

4. Не давать новорожденным иной пищи или питья, кро­ме грудного молока, за исключением строгих медицинских по­казаний для этого.

5. Практиковать круглосуточное совместное нахождение матери и новорожденного.

6. Поощрять грудное вскармливание по требованию.

7. Не давать новорожденным соски, пустышки и т. п. сред­ства, имитирующие грудь.

8. Поощрять создание групп поддержки грудного вскарм­ливания и направлять матерей в эти группы после выписки из больницы.

Таким образом, персонал родильных домов и больниц по выхаживанию новорожденных в це­лом должен помогать маме организовать и нала­дить грудное вскармливание ребенка еще до их выписки. Зная это, каждая мама, оказавшись в послеродовой палате может и должна без стесне­ния обратиться за помощью к мед. персоналу. Ведь наладив лактацию и научившись правильно прикладывать ребенка к груди в самом начале, ей удастся избежать потом множества проблем, таких как трещины сосков, лактостаз и т. п.

Кормление маловесных детей

В прошлой статье мы говорили, что количество рожденных детей с низкой массой тела достаточно велико, особенно в развивающихся странах. Эти дети имеют повышенные осо­бые пищевые потребности, обусловленные высоким темпом роста и незрелостью развития. Такие дети с одной стороны чувствительные к дефициту энергии, с другой стороны - у них быстро возникают проблемы, связанные с недостаточностью ферментных систем, расщепляющих белки и жиры. Кроме то^ го, у недоношенных детей могут быть недостаточно развиты сосательный и глотательный рефлексы, объем желудка у них настолько мал, что малейшее его переполнение может приве­сти к затруднению работы легких. Но и здесь, стоит доверить­ся природе: грудное молоко преждевременно родивших жен­щин отличается по своему составу от молока женщин, родив­ших в срок. В нем больше белка, солей, магния, железа. Поэ­тому дети старше 35 недель гестации должны получать груд­ное молоко. 32-35-недельные дети могут получать грудное ма­теринское молоко через зонд, пока у них не сформируются рефлексы.

Таким образом, природа сама находит пути решения, ес­ли вдруг что-то идет не по плану. Маме только стоит доверить­ся ей.

Помочь восполнить энергетический дефицит новорожден­ным, особенно детям с низкой массой тела при рождении по­могут дополнительные источники левокарнитина. Нарушения энергетического обмена и карнитиновый дефицит значитель­но усугубляются в случае недоношенности, повреждения нерв­ной системы, дыхательных расстройств, сердечно-сосудистой недостаточности, анемии и гипербилирубинемии. Поступле­ние левокарнитина в организм грудных детей происходит с мо­локом матери, при этом его синтез в организме минимален. Без карнитина у детей на первом году жизни важнейшие функ­ции организма будут нарушены и, как отмечают различные ис­следования, повышается тенденция роста заболеваемости и снижения жизнеспособности. Поэтому и маме и малышу нуж­ны дополнительные источники карнитина (например, в виде препарата Элькар®). Восполняя дефицит энергетического об­мена, Элькар® стимулируют рост и развитие клеток организ­ма, дети, получающие Элькар®, быстрее и легче набирают вес, меньше болеют и быстрее адаптируются к внеутробным условиям.

Мама, хочу кушать

Настроившись на грудное вскармливание, и посвятив пер­вые месяцы уходу за ребенком, мамы очень скоро наслажда­ются плодами своих успехов. Это выражается в том, что уже к полугоду Вы имеет здорового крепкого малыша. Если в пер­вые полгода для ребенка грудное молоко - это единственный источник питания, то дети старшего возраста нуждаются уже в постепенном расширении рациона. Как же определить до­стиг ли Ваш малыш этой потребности?

Внимательная и наблюдательная мама сама заметит, ког­да нужно начинать подкармливать кроху. Ведь и здесь приро­да опередила и врачей и книжки. Формирование психо­моторных навыков, т. е. умение ребенка удерживать спинку (находиться в сидячем положении), умение захватывать рука­ми предметы (например, ложку), появление первых зубов и са­мое главное, появление интереса к другому питанию.

Педагогический прикорм

На этом обязательном условии строятся принципы педа­гогического прикорма. Это не какая-то определенная схе­ма введения прикорма, а скорее общие рекомендации. На­ходясь во время семейной трапезы рядом с родителями, ре­бенок может заинтересоваться - а что это они кушают? Можно предложить ему одно блюдо в микродозе (несколь

ко капелек, крошечный кусочек на кончике ложки). Посте­пенно вкус ребенка будет расширяться, так он перепробу­ет все "семейные" блюда и научится обедать вместе со все­ми. Это так называемый педагогический "обучающий" при­корм. Таким образом, как правило, с питанием детей не бу­дет проблем, не надо будет их уговаривать скушай "за ма­му, за папу".

Схема введения прикорма

К сожалению, на сегодняшний момент сторонников той или иной схемы введения прикорма, как и самих схем много. Здесь, главное не переборщить. Стоит слушать свое сердце и свой инстинкт матери.

Кроме того, необходимо знать некоторые особенно­сти желудочно-кишечного тракта ребенка. Я имею в виду, что любое блюдо должны быть "на пользу", а для этого организм дол­жен быть готов к перевари­ванию и усвоению всех компонентов этого блюда.

Ферментные систе­мы ЖКТ, долго остают­ся незрелыми, первые полгода все направле­но на переваривание жидкого грудного мо­лока, содержащего определенный белково-жировой-углеводный состав. Недостаточное пере­варивание и усвоение белков, может привести к развитию ал­лергии.

Начинать прикорм лучше не раньше 4-6 месяцев, в зави­симости от потребностей ребенка. В настоящее время тяжело найти абсолютно здоровых детей, и в период младенчества у них возникают те или иные проблемы.

Если ребенок плохо набирает в весе, то можно попробо­вать подкармливать его кашками. Это должны быть безмолочные каши монозерновые на осно­ве безглютеновых круп и не содержащие саха­ра (гречневая, рисовая, кукурузная). Разводить каши можно водой или сцеженным грудным мо­локом.

В большинстве случаев, особенно если ре­бенок страдает запорами, прикорм лучше начи­нать с овощей. Правила те же: один продукт бе­лого или зеленого цвета постепенно вводится в течение недели-двух до нужного объема (100­150 г), потом уже можно добавлять второй овощ и так далее. Среди овощей лучше выбирать про­дукты своего региона (в Москве это кабачки, картофель, зеленый горошек и брокколи, позже цветная и бе­локочанная капуста, морковка).

Мясо вводят не раньше 7-8 месяцев. А вот в отношении остальных продуктов стоит решать индивидуально. Если у ре­бенка аллергия, то фруктовые соки, яйца, рыбу и молоко не стоит предлагать ему раньше года.

Постепенно расширяя рацион ребенка, учитывая его ин­дивидуальные особенности, к 1,5-2 годам ребенок уже впол­не может питаться за общим столом.

Хочу, как взрослый

Введение прикорма - это не только обеспечение растуще­го организма новыми источниками энергии, витаминами и мик­роэлементами. Введение прикорма должно отвечать потребностям ребенка на новом этапе познавания мира. Ведь ребенок второ­го полугодия жизни уже вы­ходит за пределы детской кроватки. Формирование первых навыков ползания, само ползание и наконец, переход к вертикальному положению тела и ходьбе -это правильные и неизбеж­ные этапы психомоторного развития ребенка, позволя­ющие малышу открывать для себя новый, удивитель­ный окружающий мир. Но, именно в этот момент, мо­гут "всплыть" его старые проблемы и болезни. Небольшая ги­поксия (недостаток кислорода) во время беременности или ро­дов, могут привести к развитию гипоксически-ишемического поражения головного мозга, другими словами к перинаталь­ной энцефалопатии (ПЭП). Дети, находящиеся на грудном вскармливании быстрее выходят из этого состояния, но иногда сохраняются невидимые сразу изменения, например, неадек­ватная реакция ребенка на стресс. Во втором полугодии на фоне активного формирования психомоторных навыков у ре­бенка отмечается и всплеск формирования высшей нервной деятельности (памяти, мышления, внимания). Ту внешнюю на­грузку, которую испытывает ребенок первого года жизни, не в состоянии перенести ни один взрослый человек. Не всегда ре­бенок справляется с возросшей психо-эмоциональной нагруз­кой, иногда высокими требованиями, проявляемыми родите­лями к его навыкам и умениям. Ткани головного мозга, испы­тавшие кислородный голод, могут нуждаться в дополнитель­ных источниках питания, особенно связанными с энергетиче­ским обменом. Поэтому дети второго года жизни могут также нуждаться в левокарнитине (Элькар), участвующему в ци­кле кребса (основном по­ставщике энергии). При вы­раженных проявлениях це-реброастенического син­дрома (повышенной устало­сти, неадекватной реакции на стрессовые раздражите­ли, снижение когнитивных функций - задержки форми­рования внимания, наруше­нии памяти) врачи могут ре­комендовать курс ноотро-пов - препаратов, нормали­зующих процессы тканевого метаболизма в головном мозге. Среди всех ноотропов наи­более безопасным и широко применяемым в детской практи­ке является Пантогам.

Пантогам не только оказывает нейропротективное дей­ствие, но также имеет и противосудорожный эффект.

Пантогам выпускается в виде таблеток и сиропа для де­тей до 3-х лет. Нужно помнить, что детям раннего возраста ре­комендован прием именно жидких лекарственных форм.

Таким образом, питание детей первого года жизни это за­лог не только роста и развития, но и формирования всех си­стем организма, а также психо-эмоциональной сферы ребенка.

Г.Б. Рогова,
педиатр



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль