Современный механизм организации лекарственного обеспечения стационарных лечебно-профилактических учреждений г. Москвы

1535

Современной тенденцией российского здравоохранения являет­ся усиление механизмов регулирования и рационального ис­пользования лекарственных средств (ЛС) и затрат на лечение в госпитальных условиях. Актуальность проблемы обусловлена доминирующей долей медикаментозной терапии в структуре лечебных мероприятий.

Лекарственная терапия составляет 95% всех лечебных назначений, и на нее в системе здравоохранения расходуется в среднем 25% финансовых средств.

В связи с этим оптимизация систе­мы лекарственного обеспечения в условиях ограниченных финансовых средств является сегодня одной из основных задач, которые остро стоят как перед отдельными стационарными ЛПУ, так и перед органами управления здравоохранением административных округов и департаментом здравоохра­нения г. Москвы.

Обеспечение лекарственными пре­паратами стационарных ЛПУ осу­ществляется за счет средств федераль­ного и регионального бюджетов. За счет средств федерального бюджета в стационарные лечебно-профилакти­ческие учреждения поставляются ле­карственные препараты по приоритет­ному национальному проекту и в рам­ках Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социаль­но значимыми заболеваниями (2007­2011 годы)". Поставки осуществляются на основании заявок департамента здравоохранения, направленных в Минздравсоцразвития России. В 2009 г. получено средств для вакцинопрофилактики, лечения ВИЧ-инфекции, ви­русных гепатитов, туберкулеза, сахар­ного диабета на сумму 1,118 млрд руб. (в 2008 г. - 0,960 млрд руб.).

За счет средств регионального бюджета обеспечение стационарных ЛПУ в рамках городского заказа осу­ществляется по двум направлениям:

  • централизованные закупки специ­фических дорогостоящих ЛС и ИМН по заявкам лечебно-профилакти­ческих учреждений за счет средств департамента здравоохранения (около 80% всех ассигнований на ЛС), причем приоритет предостав­ляется ЛПУ городского подчине­ния, имеющим финансирование только из городского бюджета;
  • самостоятельные закупки ЛС и ИМН, проводимые за счет бюд­жетных средств ЛПУ, средств обя­зательного медицинского страхова­ния, денежных средств управлений здравоохранения административ­ных округов (для ЛПУ окружного подчинения) в размере 20% ассиг­нований, предусмотренных в сме­тах ЛПУ на приобретение медика­ментов, в т. ч. для решения вопро­сов, требующих индивидуального лечения.

Закупка медикаментов в рамках городского заказа представляет собой комплекс мероприятий, включающий:

  • планирование (определение по­требности в ЛС и формирование заявки);
  • организацию закупок (подготовка аукционной документации, кон­курсный отбор поставщиков, за­ключение государственных кон­трактов);
  • контроль за размещением государ­ственного заказа и поставками ЛС в рамках заключенных государ­ственных контрактов. Номенклатура специфических до­рогостоящих ЛС и ИМН для центра­лизованного обеспечения стационар­ных ЛПУ рассматривается комиссией и утверждается ежегодно соответ­ствующим приказом департамента.

Заявки формируются в соответ­ствии со стандартами лечения и в обязательном порядке согласуются с главными внештатными специалиста­ми соответствующего профиля.

В 2009 г. утверждена номенклатура для централизованных поставок специфических ЛС в стационары горо­да по профилям "онкология", "гемонкология", "эндокринология", "психиат­рия", "анестезиология", "фтизиатрия", "неврология и нейрореанимация", "ВИЧ-инфекция и СПИД"; "гемофи­лия", "нефрология", "трансплантоло­гия", "изделия медицинского назначе­ния для стомированных больных", "кардиология", "акушерство и неонатология", "иммунология", "для отделе­ний сосудистой хирургии", "дермато­венерология", "антибиотики резерва", "пульмонология", "трансплантация костного мозга", "рентгеноконтраст­ные препараты, "средства для паренте­рального питания". На 2010 г. в номен­клатуру включены "препараты для лечения заболеваний кишечника и тяжелых заболеваний кожи".

На 2009 г. по сравнению с 2008 г. в номенклатуру для централизованных поставок специфических ЛС дополни­тельно включено 38 международных непатентованных и 47 торговых наи­менований (исключено 41 и 68 соот­ветственно). На 2010 г. дополнительно включено 36 международных непатен­тованных и 77 торговых наименований (исключено 50 и 106 соответственно).

Необходимо отметить, что в рам­ках общегородской программы осу­ществляется централизованная за­купка медикаментов и расходных ма­териалов, необходимых при оказании диализной помощи пациентам с хро­нической почечной недостаточностью, а также ЛС, необходимых для экстра­корпорального оплодотворения.

Ежегодно за счет регионального финансирования закупаются вакцины и иммунобиологические препараты для проведения профилактических мероприятий по эпидпоказаниям и для контингентов, не вошедших в приоритетный национальный проект (национальный календарь профилак­тических прививок от гриппа, гепати­та А, дизентерии Зонне, бешенства, иммунизация против клещевого энце­фалита и др.).

Всего в 2009 г. за счет бюджетных средств Департаментом здравоохране­ния определено финансирование на закупку специфических ЛС для оказа­ния медицинской помощи в стацио­нарных ЛПУ на сумму 3,5 млрд руб. (плюс 20% в сравнении с фактической поставкой 2008 г.). В 2010 г. финанси­рование сохранено на уровне 2009 г.

Одновременно ЛПУ самостоятель­но закупают неспецифические ЛС по итогам сводных торгов, методом аук­ционов в электронном виде, котировок цен и по договорам до 100 тыс. руб.

Так, в 2009 г. по итогам сводных торгов стационарными ЛПУ города закуплены неспецифические ЛС на сумму 1,5 млрд руб., (плюс 15% в срав­нении с 2008 г.), а на 2010 г. запланиро­ваны поставки на сумму 2,1 млрд руб.

Увеличение расходов на закупку медикаментов происходит за счет:

  • замены старых дешевых ЛС но­выми, более современными и до­рогими;
  • увеличения частоты примене­ния ЛС;
  • появления новых ЛС для лечения заболеваний, для которых ранее не было эффективного лечения и профилактики;
  • роста цен на ЛС. Необходимо отметить, что центра­лизованное обеспечение стационар­ных ЛПУ специфическими и неспеци­фическими ЛС осуществляется депар­таментом здравоохранения с 1999 г. Система развивалась и совершенство­валась в соответствии с требованиями действующего законодательства.

С 1999 г. обеспечение ЛС осущест­влялось государственными аптечными складами (ГУП "Аптечный склад № 1" и ГУП "Фармакоптево") во исполнение распоряжения первого заместителя премьера правительства Москвы от 10.03.1999 № 169-РЗП "О порядке обе­спечения лечебно-профилактических учреждений лекарственными сред­ствами и изделиями медицинского назначения".

Закупки медикаментов в рамках городского государственного заказа проводились на конкурсной основе в рамках Федерального закона от 06.05.1999 № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", Закона г. Москвы от 15.05.2002 № 26 "О го­родском государственном заказе", а также постановлений правительства Москвы.

С 01.01.2006 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд" (в редакциях) изменен порядок осу­ществления закупочной деятельности учреждениями в рамках городского заказа. В связи с тем, что ЛС были от­несены к государственным заказам первого уровня вне зависимости от начальной цены государственного контракта, размещение заказов осу­ществляется департаментом города Москвы по конкурентной политике.

С целью повышения качества и результатов проводимых торгов депар­таментом здравоохранения совместно с Контрольным комитетом г. Москвы, департаментом г. Москвы по конку­рентной политике выработаны единые подходы и принципы подготовки аукционной документации.

В 2010 г. поставки дорогостоящих специфических ЛС осуществляются в ЛПУ города победителями аукциона:

  • ГУП "Столичные аптеки";
  • ЗАО "Фирма ЕВРОСЕРВИС";
  • ЗАО "Р-Фарм";
  • ООО "МЕДИПАЛ-ОНКО";
  • ООО "Медикал лизинг-консал­тинг";
  • ЗАО «Компания "Интермедсер-вис".

Поставщиками неспецифических ЛС по итогам сводных торгов в 2010 г. определены:

  • ГУП "Столичные аптеки";
  • ЗАО "ФК Интертрейд";
  • ЗАО "Роста";
  • ЗАО "Сиа Интернейшнл ЛТД";
  • ЗАО «Фирма "Евросервис";
  • ЗАО «Фирма "ЦВ Протек".

В настоящее время все поставщи­ки - победители аукционов исполняют взятые на себя обязательства в полном объеме.

В случае отсутствия ЛС на фарма­цевтическом рынке поставщиками может производиться замена торговых наименований (в рамках МНН) в установленном департаментом здраво­охранения порядке (от 05.05.2009 № 543-р "Об утверждении порядка осуществления замены торговых наи­менований лекарственных средств в рамках одного международного непа­тентованного названия, являющегося предметом открытого аукциона").

В рамках обеспечения доступности ЛС стационарным больным департа­мент здравоохранения осуществляет мониторинг системы лекарственного обеспечения стационарных ЛПУ, определенный распоряжением депар­тамента здравоохранения, который проводится по критериям:

  • наличие товарных запасов в ЛПУ (в днях);
  • наличие "острой дефектуры" (с указанием причин, предложен­ной замене, принимаемых мерах);
  • выполнение поставок в рамках государственных контрактов (по номенклатуре и в суммовом вы­ражении);
  • количество письменных обраще­ний граждан по вопросам лекар­ственного обеспечения в стацио­нарных ЛПУ.

Департаментом проводятся плано­вые проверки подведомственных ЛПУ в целях контроля за организацией са­мостоятельных закупок медикаментов ЛПУ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.05.2005 № 94-ФЗ, соблюдения фармацевтиче­ского порядка, рационального назна­чения ЛС и их использования на принципах доказательной медицины.

Информация по всем выявленным нарушениям и замечаниям анализиру­ется (с учетом объяснительных, пред­ставленных руководителями прове­ренных ЛПУ), обобщается и ежене­дельно предоставляется руководителю департамента здравоохранения для принятия мер в установленном по­рядке.

В сложившейся экономической ситуации в целях рационального ис­пользования бюджетных средств на оказание лекарственной помощи стационарным больным фармакоэкономические методы являются ин­струментом, обеспечивающим не только выбор наиболее эффективных ЛС, но и анализ результатов их при­менения.

В 2009 г. департаментом здравоох­ранения определен перечень, включа­ющий более 500 торговых наименова­ний ЛС, подлежащих предметно-количественному учету (из расчета цены 1 упаковки более 500 руб.), что способствовало увеличению объемов препаратов с доказанной терапевтиче­ской эффективностью.

С другой стороны, это потребова­ло новых методических подходов при составлении заявки-заказа с проведе­нием АВС- и VEN-анализа.

В целях повышения качества обе­спечения ЛС больных при оказании стационарной медицинской помощи департаментом здравоохранения в ЛПУ в 2010 г. направлены рекоменда­ции по формированию заявки для осуществления закупки в рамках го­родского заказа и выбора ЛС для включения в заявку на основе единых подходов и принципов доказательной медицины.

В настоящее время департаментом проводится работа по модернизации системы учета движения ЛС в стацио­нарных лечебно-профилактических учреждениях. Для этого департамент здравоохранения реализует пилотный проект по внедрению системы непре­рывного мониторинга движения ЛС в аптеках стационарных ЛПУ на основе современных информационных и ре­сурсосберегающих технологий. Это позволит повысить качество состав­ляемой заказ-заявки, повысить уро­вень управления движением товарны­ми запасами (остатками) в системе государственных учреждений здраво­охранения, а главное - усилить кон­троль за использованием финансовых и лекарственных средств на основе оперативных объективных данных, предоставляемых ЛПУ Москвы.

Проводимые департаментом здра­воохранения организационно-экономические мероприятия позволили сохранить систему лекарственного обеспечения стационарных ЛПУ и осуществить ее дальнейшее развитие с учетом требований действующего законодательства.

Таким образом, современный ме­ханизм организации лекарственного обеспечения позволяет обеспечить оказание качественной и доступной лекарственной помощи пациентам в госпитальных условиях.

С.О. Иванов,начальникуправления фармации Департамента здравоохранения г. Москвы;С.В. Шилкина,начальник отдела контроля за лекарственным обеспечением стационарных ЛПУ управления фармации;Л.В. Мошкова,д-р фарм. наук, проф., зав. кафедрой РУДН



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×