Методология эффективного управления предприятием: пять “смертельных болезней” менеджмента

531

Этот цикл предназначен для тех руководителей аптечных предприятий, кто хочет улучшить эффективность управления бизнесом, не вкладывая дополнительных средств, а используя исключительно внутренние ресурсы компании. Производительность на каждого занятого работника в России в три-четыре раза ниже, чем в США. И дело не только в отсталой технологии. Основная проблема – неэффективное управление. Надеемся, что предлагаемые автором простые и практичные решения проблем управления повысят эффективность управления вашим бизнесом.

Прежде чем говорить о смертельных болезнях менеджмента, вспомним Эдварда Деминга. Это американский ученый, статистик и консультант по теории управления качеством, которого заслуженно считают одним из создателей японского “чуда”, основоположником процесса возрождения японской экономики в послевоенные годы.

В знак признания заслуг Эдварда Деминга в 1951 г. в Японии была учреждена весьма престижная награда его имени, присуждаемая с тех пор ежегодно компаниям за выдающиеся успехи в деле повышения качества и отдельным лицам за существенный вклад в теорию и практику управления качеством.

Доктор Э. Деминг является одним из основателей Американского общества по контролю качества, созданного в 1946 г., ему присуждена одна из самых престижных наград, учрежденных этим обществом – медаль имени У. Шухарта.

Доктор Э. Деминг – обладатель многочисленных почетных званий, ему присуждена национальная медаль США в области технологии, его имя высечено в “Зале славы” за достижения в области науки и техники, он награжден орденом Благодатного Сокровища 2-й степени – это один из высших орденов Японии, вручаемый от имени императора.

14 принципов Деминга:

1. Добивайтесь постоянства цели – непрерывного улучшения продуктов и услуг для сохранения конкурентоспособности, сохранения бизнеса и создания рабочих мест. Доведите до всех сотрудников заявление, в котором формулируются ближайшие цели компании и ее предназначение. Менеджмент должен постоянно демонстрировать свою сопричастность к идее этого заявления.

2. Примите новую философию – на всех уровнях организации. Западный менеджмент должен осознать вызов новой экономической эры, понять свою ответственность и встать во главе преобразований.

3. Покончите с зависимостью от контроля качества. Избавьтесь от необходимости массовых проверок, изначально встраивая качество в продукцию. Осознайте смысл проверок в интересах совершенствования процессов и снижения издержек.

4. Положите конец практике оценки поставщика на основе цены. Вместо этого минимизируйте общие затраты. Стремитесь работать с одним поставщиком по каждому наименованию продукции, строя с ним долгосрочные отношения на основе лояльности и доверия.

5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания в интересах повышения качества и производительности, а значит, и постоянного снижения затрат.

6. Введите обучение на рабочих местах для выработки необходимых навыков у новых работников и для достижения полного понимания менеджерами всех производственных процессов.

7. Учредите лидерство и обучайте людей лидерским навыкам. Менеджмент и квалифицированные рабочие должны помогать людям и машинам, работая сообща, лучше выполнять свою работу.

8. Изгоняйте страх в интересах повышения эффективности каждого работника. Укрепляйте доверие. Создавайте климат, благоприятный для инноваций.

9. Разрушайте барьеры между подразделениями. Оптимизируйте усилия команд и групп сотрудников, направленные на реализацию ближайших и долгосрочных целей компании.

10. Откажитесь от лозунгов, призывов и производственных заданий для рабочих.

11. Упраздните количественные производственные задания и нормы. Вместо этого осваивайте и внедряйте методы совершенствования. Упраздните управление по целям. Вместо этого изучайте возможности процессов и пути их совершенствования.

12. Устраните препятствия, которые мешают рабочим и менеджерам гордиться своим мастерством. Отмените систему ежегодных аттестаций и ранжирования работников в соответствии с их заслугами.

13. Учредите действенную программу обучения и самосовершенствования каждого сотрудника.

14. Составьте план мероприятий и привлекайте каждого сотрудника компании к работе по осуществлению трансформации.

Пять “смертельных болезней” менеджмента, по мнению Эдварда Деминга, – это:

  • отсутствие постоянства целей;
  • погоня за сиюминутной выгодой;
  • системы аттестации и ранжирования персонала;
  • бессмысленная ротация кадров управляющих;
  • использование только количественных критериев для оценки деятельности компании.

Технология – набор правил, который нужно неукоснительно соблюдать. Это всегда сложно, т. к. ограничивает творческое начало и со временем превращается в рутину. Поэтому управление требует жесткой дисциплины, что далеко не всем нравится.

Для мотивации своих работников нужно превратить сложный процесс изменений на предприятии в игру.

Что сделала в свое время компания Motorola? Компании нужно было существенно улучшить качество своей продукции. В 70-е гг. прошлого века на предприятиях массового производства, в т. ч. и в СССР, был распространен так называемый статистический метод контроля качества, достаточно эффективный, но очень монотонный и совершенно не творческий. Motorola перестроила всю систему управления компанией, переориентировав ее на качество. Ужесточила требования к допустимому среднеквадратичному отклонению от идеального с 3–4σ до 6σ, переименовав статистический метод в систему “Шесть сигма”. Для мотивации сотрудников по совершенствованию своих профессиональных навыков в “новой” системе качества была придумана иерархия с присвоением поясов различного цвета, как в восточных единоборствах. Таким образом, вся компания втянулась в эту игру по получению нужного пояса.

Справедливости ради нужно сказать, что в итоге эта система не помогла. Motorola уже перенесла несколько кризисов в 90-х и начале 2000-х гг., которые существенно сократили ее долю на рынке, да и сейчас переживает не лучшие времена.

“Игра” не обязательно должна быть сложной и дорогой. Она должна быть, прежде всего, азартной. Как в любой игре, в ваших действиях по вовлечению работников в процесс создания высокоэффективного предприятия должны присутствовать следующие обязательные атрибуты: правила, цель игры, момент состязательности, награда победителям. Приз победителям должен быть не только, а иногда и не столько материальным. Но он должен обязательно включать “почет и уважение”. Кстати, даже при вручении материальных призов, например премий, не обязательно ограничиваться сухой росписью в приказе и получением в окошке кассы вместе с очередной зарплатой. Можно это сделать в торжественной обстановке, приурочив к очередному празднику или собранию, а можно, наоборот, “обыграть” в веселой форме, как бы спонтанно, экспромтом.

Производственные “игры” позволяют раскрыть творческий потенциал, что сложно сделать только в рамках жесткой технологии. Под “игрой” здесь подразумевается не двух-трехдневный тренинг по ролевым играм с приглашением внешних тренеров или консультантов. Эффект от таких игр, если он вообще есть, длится не больше нескольких недель. “Игра” – это ежедневный творческий азартный процесс повышения эффективности всех структурных подразделений предприятия, в который втянуты все работники. И любой, даже маленький успех на пути таких преобразований должен быть обязательно замечен и отмечен.

Реальные, не декларируемые цели “игр” могут быть разными. И, например, как уже приводилось выше, вовлечение всех сотрудников в процесс улучшения качества, и повышение производительности, и “игра в демократию”, и самоуправляемость.

Как элемент “игры”, можно и нужно использовать забытые ныне соревнования. Очень хорошо создавать новые традиции в компании.

У большинства людей работа ассоциируется с тяжелой нудной обязанностью, без которой не обойтись, а досуг – со свободой и развлечениями. Не зря же многие офисные работники в “свободное” время развлекаются в социальных сетях или играют в компьютерные игры.

Переверните ситуацию наоборот. Превратите нахождение сотрудников на работе в “отдых” и “развлечение”. Пусть так же “играючи” они решают те вопросы, которые входят в их непосредственные обязанности.

“Что наша жизнь? Игра!” Главная цель всех “игр” – пробудить интерес сотрудников к их работе.

С.А. Морозов,
управляющий партнер MosResult



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль