Модернизация здравоохранения: первые результаты и прогнозы

7683
Модернизация здравоохранения: первые результаты и прогнозы

О ходе реализации программы модернизации журналу «Здравоохранение» рассказывает начальник Управления модернизации системы ОМС Федерального Фонда ОМС Ольга Владимировна Царева.

Программы модернизации здравоохранения, проводящиеся в 2011–2012 гг., во многом уникальны: им посвящена целая глава федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, они касаются всех лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе ОМС, на их реализацию направлены значительные финансовые средства, а все их мероприятия запланированы субъектами Российской Федерации.

Выполнение региональных программ должно заложить основу для перехода на новую, промышленную модель здравоохранения – с четкими критериями качества медицинской помощи, определенными нормативами затрат на оказание медицинских услуг, оперирующую достоверной статистической информацией.

–Ольга Владимировна, как Вы оцениваете то, как на сегодняшний день реализуются программы модернизации здравоохранения?

– Программа модернизации абсолютно беспрецедентна – мы наблюдаем бум строительных и ремонтных работ в медицинских учреждениях, никогда раньше не закупался такой объем медицинского оборудования.

Приведу лишь несколько цифр. Более сотни учреждений здравоохранения будут достроены. Капитальные ремонты будут проведены более чем в 50% ЛПУ, участвующих в системе обязательного медицинского страхования, – это почти 4 тыс. учреждений. Оборудование будет закуплено более чем в 5 тыс. учреждений; до конца этого года планируется поставить около 300 тыс. единиц медицинской техники, том числе “тяжелой”: томографов, маммографов, ангиографического оборудования.

Конечно, во всех субъектах Российской Федерации идет очень напряженная работа. Есть много факторов, которые влияют на сроки завершения ремонтных работ и поставок оборудования. Тем не менее главный посыл Правительства Российской Федерации сводится к тому, что к 1 января 2013 г. все программы должны быть завершены в полном объеме.

– Когда речь идет о выполнении планов по ремонту или техническому оснащению медицинских организаций, все понятно. А когда считается, что внедрен стандарт медицинской помощи? Нужно достичь определенного процента случаев оказания медицинской помощи в соответствии со стандартами, который фиксируется экспертами страховой компании?

– Каждым регионом запланирован определенный объем медицинской помощи, оказываемой в соответствии со стандартами. При этом перечень внедряемых стандартов может разниться в зависимости от лечебного учреждения. На каждое учреждение выделяется определенный объем финансирования. Данные средства медицинская организация может получить только в случае оказания медицинской помощи по стандарту и после проведения соответствующих экспертиз страховыми медицинскими организациями.

Внедрить стандарты на пустом месте нельзя – для этого нужно соответствующее оборудование и обученные специалисты. Хочу отметить, что в 2012 г. количество ЛПУ, в которых стандарты могут выполняться, значительно увеличилось по сравнению с 2011 г.

Напомню, что одной из задач было повышение заработной платы узким специалистам. Каждый регион предусматривал определенные надбавки – от 6 до 10 тыс. руб. врачам и от 3 до 5 тыс. медицинским сестрам. По состоянию на 1 августа текущего года эти показатели достигнуты в большинстве регионов.

– 20 марта 2012 г. в субъекты Федерации было направлено письмо Минздравсоцразвития России, в котором говорилось, что при реализации программ модернизации могут применяться не только федеральные, но и региональные стандарты медицинской помощи. Как можно оценить, что внедрен региональный стандарт?

– Региональные стандарты утверждены приказами министерства здравоохранения соответствующего субъекта Российской Федерации, а выполнен он или нет – оценивают страховые медицинские организации.

– Как известно, программы модернизации финансируются за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджета субъекта Российской Федерации и средств территориального фонда ОМС. Каким образом распределяются деньги из этих трех источников?

– Совокупная стоимость всех региональных программ модернизации по состоянию на 1 августа составляет 630 млрд руб., в том числе субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования составляют 387 млрд руб. или 61,4%, средства бюджетов субъектов Российской Федерации – 113 млрд руб., средства бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования –130 млрд руб. В настоящее время Федеральным фондом уже направлено в субъекты Федерации почти 300 млрд руб. и до конца года будут направлены остальные необходимые средства.

Следует отметить, что в течение 2012 г. программа была скорректирована – добавилось такое направление, как оснащение санитарного транспорта бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. На это направление дополнительно предусмотрено еще более млрд руб. из Федерального фонда ОМС.

Кроме того, по итогам 2011 г. были определены регионы, достигшие наилучших результатов модернизации – как в части своевременного выполнения мероприятий за счет средств Федерального фонда, так и в части достижения демографических показателей. Этим 12 регионам были выделены дополнительные 5 млрд руб.

– Как обстоят дела по направлению информатизации здравоохранения? Насколько я знаю, в прошлом году было много нареканий на то, что нормативная база была неполной.

– Это направление оказалось наиболее сложным элементом программы – и с точки зрения методологии, и с точки зрения практической реализации. Но на данный момент вся необходимая нормативная база уже имеется, все методики разработаны, все разъяснения даны. Все понимают, что и каким образом нужно делать.

Кроме того, были проведены выездные проверки, к ходе которых выявлены конкретные проблемы и недоработки в регионах. Я надеюсь, что в ближайшее время они будут устранены.

– Как соотносится федеральный сегмент Единой государственной информационной системы с региональными блоками?

– Одна из основных задач – не сломать ничего из того, что наработано в регионах. Все сведения из регистров пациентов и медицинских работников, паспортов лечебно-профилактических учреждений, других имеющихся баз данных должны беспрепятственно поступать в федеральный сегмент. Сейчас завершается пилотный проект в семи регионах, в котором должны быть отработаны механизмы интеграции региональных и федерального сегментов ЕГИС.

– 15 июня на Коллегии Счетной палаты было доложено, что израсходовано всего 59% средств, предусмотренных на программы модернизации здравоохранения. Почему это произошло, и по каким направлениям наибольшие проблемы?

– В целом причины такой ситуации очевидны – прежде всего, это недостаточный уровень организации работы со стороны субъектов Российской Федерации.

Объемы финансовых средств, которые они должны были получить, были известны в конце декабря 2010 г. Все необходимые нормативные документы федерального уровня были выпущены до февраля 2011 г., а документы, касающиеся отчетности, – в начале января. Проблемы были связаны с тем, что не в каждом субъекте руководство органов управления здравоохранением владело информацией о том, что происходит в регионе и не могло защитить свою программу в Минздравсоцразвития России.

Я не согласна с нареканиями на то, что федеральным Министерством что-то не было сделано. Министерством неоднократно проводились совещания, посвященные формированию программ модернизации. По сути регионам нужно было представить достаточное обоснование для внедрения определенных стандартов, закупок оборудования и ремонтов учреждений здравоохранения – показать, как это снизит заболеваемость и смертность от наиболее значимых заболеваний.

Понятно, что основные усилия должны были быть направлены на лечение сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний и т. д.

Вместо этого приносились программы с упором на стоматологию или другие направления, которые не являются приоритетными с точки зрения социальной значимости. Такие предложения не принимались, все приходилось переписывать по нескольку раз.

Что же касается финансирования со стороны Федерального фонда ОМС, то оно осуществлялось в соответствии с теми графиками, которые предусматривались соглашением.

Я бы сказала так: те регионы, в которых работа была организована грамотно, получили высокие результаты. Другие, к сожалению, оказались аутсайдерами.

– А были ли другие, объективные причины?

– Вторая причина – одновременная закупка большого количества оборудования, в том числе высокотехнологического. Это стало проблемой практически для всех регионов.

Естественно, все действуют в рамках законодательства о государственных закупках. Существуют определенные процедуры и установленные сроки – как известно, все это происходит небыстро.

Кроме этого, работает Федеральная антимонопольная служба, часть контрактов признается недействительными, их аннулируют. Приходится все начинать сначала, из-за чего сроки исполнения откладываются.

Третья причина – недобросовестные поставщики. Это общий бич, относящийся к любой отрасли экономики, в том числе и к здравоохранению. Зачастую поставщики, выигравшие конкурс, например, на проведение капитального ремонта или поставку оборудования, просто исчезали. Либо поставлялось некачественное оборудование. В результате мероприятие проводилось не в том объеме и не с той скоростью, как это было изначально запланировано.

– Предпринимаются ли какие-то меры по отношению к тем руководителям, которые попали в число отстающих?

– Дело в том, что в основном закупки в рамках программы модернизации происходят централизованно; это касается и закупок оборудования, и ремонтов, и строительства. Поэтому меры применяются в отношении региональных руководителей. В частности, за те полтора года, что идет программа, значительное количество руководителей региональных министерств здравоохранения покинули свои посты и на их место пришли новые люди – лучше понимающие, что нужно делать.

– Опыт приоритетного национального проекта “Здоровье”, в рамках которого тоже проводились мероприятия по укреплению материально-технической базы, показал, что часть купленного оборудования простаивала, потому что на нем некому работать или потому, что было куплено не то, что нужно. Как это опыт был учтен при подготовке программ модернизации?

– В этот раз применен совершенно другой подход: если в рамках национального проекта оборудование закупалось из федерального центра – именно там решали, что нужно купить, то сейчас политику закупок определяет регион. Органы исполнительной власти субъекта Федерации несут полную ответственность за то, что заказывают, и за то, чтобы на этом оборудовании было кому работать. Немаловажно, что программой модернизации предусмотрена подготовка необходимых кадров и повышение квалификации медицинских работников. На эти цели выделены довольно большие деньги.

– На сегодняшний день имеется большой дефицит врачей и медсестер – особенно в первичном звене. Как вы считаете, что должно быть дополнительно сделано в этом направлении?

– Важнейшим стимулом для притока медицинских кадров, повышения престижности и привлекательности работы в здравоохранении является достойная заработная плата. Для решения этого вопроса Президентом Российской Федерации В.В. Путиным дано поручение об увеличении в два раза к 2018 г. заработной платы медицинским работникам.

Вторая составляющая – это возврат к кадровому планированию. Ведь у нас каких-то медицинских работников переизбыток, а каких-то недостаток. Нельзя учить только гинекологов, урологов и стоматологов – вузы должны удовлетворять потребности, которые существуют в настоящее время.

Нам нужны терапевты, анестезиологи, неонатологи, ряд других специалистов, без которых система здравоохранения не может нормально работать. Поэтому пускать подготовку специалистов на самотек неправильно.

Министерством здравоохранения будет разрабатываться концепция послевузовского медицинского образования. Они очень серьезно к этому относятся и, я думаю, что в конечном итоге это должно привести к тому, чтобы кадровый состав будет сбалансирован и в медицину вновь вернутся молодые люди.

– Есть ли уже сейчас какие-либо данные о том, как программа модернизации влияет на состояние здоровья населения?

– Понятно, что от покупки томографа, ангиографа или другого оборудования и даже от внедрения стандарта медицинской помощи состояние здоровья населения моментально не улучшится.

Но мы, конечно, на правильном пути: без материально-технической базы, подготовленных кадров, без возможности информационного обмена между лечебно-профилактическими учреждениями не только в рамках одного субъекта Российской Федерации, но и расположенных в разных регионах, мы никогда не обеспечим высококачественной медицинской помощи и не сможем повысить показатели здоровья населения.

Я думаю, что влияние на здоровье окажут не только мероприятия по программам модернизации, но и другие –например, по строительству сосудистых и перинатальных центров, по совершенствованию медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, туберкулезу, онкологии и т. д. Безусловно, в конечном итоге все это даст позитивный эффект.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×