Изменения законодательства о размещении заказов в преддверии принятия закона о федеральной контрактной системе*

1677
Изменения законодательства о размещении заказов в преддверии принятия закона о федеральной контрактной системе*

«…Проект Закона о ФКС

Как следует из пояснительной записки к проекту Закона о ФКС, разработка принципиально нового закона была необходима, поскольку решить комплекс проблем в сфере госзаказа путем внесения изменений в действующее законодательство РФ невозможно.

Законопроект регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, закупкой товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, мониторингом, аудитом и контролем за соблюдением требований законопроекта.

В законопроекте предусмотрено:

1) размещение на официальном интернет-сайте для неограниченного доступа не только информации о проведении процедур, но и планов закупок, результатов аудита контракта.

Публикации подлежат все существенные действия заказчика: обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта;

2) введение института общественного контроля за государственными закупками. Законопроект содержит положение о создании общественного совета по контролю государственных закупок, наделенного конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков;

3) введение института контрактной службы заказчиков – подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок. Сотрудники контрактной службы несут персональную ответственность за соблюдение требований, предусмотренных законопроектом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта;

4) изменение подхода к определению исполнителя контракта. Перечень возможных процедур расширен таким образом, чтобы в зависимости от предмета закупки заказчик мог определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников. Основной способ выбора исполнителя – открытый одноэтапный конкурс, что соответствует рекомендациям ЮНСИТРАЛ (UNCITRAL – United Nations Commission on International Trade Law) и мировой практике в целом. Электронный аукцион сохраняется только для закупок простых, типовых товаров;

5) установление запрета на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если процедура не состоялась. Для таких ситуаций предусмотрена упрощенная короткая процедура запроса предложений;

6) введение антидемпинговых мер, а именно установление обязанности участника размещения заказа представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование при подаче заявки, содержащей предложение о цене контракта ниже начальной (максимальной) цены на 25% или более;

7) введение процедуры изменения и расторжения контракта. При этом возможность изменения или расторжения контракта должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте;

8) введение качественного аудита результатов исполнения контрактов;

9) утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой.

В финансово-экономическом обосновании пояснительной записки говорится, что принятие проекта Закона о ФКС не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета. Все организационные мероприятия будут проводиться с использованием средств на текущее материально-техническое обеспечение заказчиков без изменения лимитов бюджетных ассигнований в рамках текущего финансирования.

Однако в заключение к проекту Закона о ФКС от 15.06.2012 № 3.8-6/625 Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству сообщается, что принятие данного законопроекта потребует переобучения более 1 млн работающих в сфере государственного заказа специалистов.

Кроме того, в пояснительной записке сказано о необходимости внесения изменений в связи с принятием проекта Закона о ФКС в 9 действующих федеральных законов и 3 кодекса, в то время как в заключении Комитета отмечается необходимость разработки более 30 новых подзаконных актов. На проблему разработки большого количества подзаконных актов указано и в письме Общественной палаты РФ от 08.06.2012 № 4ОП-2/969 «Заключение по результатам общественной экспертизы проекта Федерального закона № 68702-6 “О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг”». В письме говорится, что законопроект содержит большое количество отсылок к нормативно-правовым актам органов исполнительной власти, которые должны быть приняты для его реализации. Вместе с тем целый ряд новых положений и механизмов, предусмотренных в законопроекте, недостаточно конкретизирован, что повышает правовую неопределенность и влечет коррупционные риски. Это вызовет серьезные проблемы, особенно на начальных этапах реализации нового закона, когда практика применения тех или иных нововведений еще не сформировалась.

Действительно, положения законопроекта предусматривают принятие большого количества подзаконных нормативных актов, в отсутствие которых федеральная контрактная система не будет работать или ее эффективное функционирование будет сильно затруднено. Согласно заключению Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 07.06.2012 № 14/2, необходима большая регламентация процедур в самом законе или синхронизация вступления в силу Закона о ФКС с принятием подзаконных актов, раскрывающих его нормы.

В таком случае в законопроекте должны быть определены сроки принятия этих правовых актов.

Необходимо отметить, что во всех официальных заключениях комитетов Госдумы увеличение количества возможных процедур для размещения государственного и муниципального заказа оценивается положительно.

Однако Комитет по охране здоровья в своем решении от 06.06.2012 № 11 основным недостатком законопроекта называет принцип единства федеральной контрактной системы, предполагающего универсальность продукции, работ, услуг. Законопроект не учитывает особенности видов экономической деятельности, отраслевых нюансов. В решении говорится: “Закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий имеют свою специфику, отличающуюся высокой избирательностью действия и социальной значимостью товаров. Экономическая эффективность не может являться основным критерием целесообразности выбора медицинских товаров и услуг. Такая установка по-прежнему будет ориентировать заказчиков на выбор поставщика, предложившего наименьшую цену контракта”. Озабоченность этим фактом выражена и в решении Комитета по науке и наукоемким технологиям от 04.06.2012 № 9-3.

По мнению представителей Комитета по охране здоровья, законопроект необходимо дополнить частью, содержащей специфические требования к подготовке конкурсной документации для закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий. Отмечается, что проект закона не содержит норм по оценке качества лекарственных препаратов и медицинских изделий. Кроме того, Комитет считает необходимым выделить в отдельную главу процедуры закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий и других стратегически значимых продуктов.

В своем решении Комитет по охране здоровья делает вывод: “Цель законопроекта – улучшение гибкости при проведении конкретных государственных закупок в части закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации – нельзя считать достигнутой”.

Интересные предложения приведены в решении Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии от 14.06.2012 № 14.1. В нем, в частности, отмечается, что законопроектом предусмотрено только обоснование начальной цены контракта. Между тем необходимо включить в него требование обоснования срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, чтобы избежать намеренного занижения реальных сроков недобросовестными заказчиками с целью заключения контракта с аффилированными лицами.

Специалисты Комитета по природным ресурсам считают необходимым определить принципы построения единой информационной системы государственных закупок, в том числе обеспечить совместимость данных единой информационной системы с данными других государственных информационных систем и реестров.

В условиях, когда строится система общего информационного пространства всех органов власти, такие инициативы очень актуальны. В то же время пока заказчик при проведении закупок вынужден пользоваться множеством разрозненных информационных систем. Поэтому целесообразно предусмотреть возможность конвертации всех разрозненных данных в одну информационную систему.

Проект Закона о ФКС уделяет особое внимание общественному контролю за системой государственных и муниципальных закупок. Однако и к этой части есть некоторые замечания. Так, Комитет по природным ресурсам отмечает декларативность нормы о праве общественных объединений и объединений юридических лиц, осуществляющих общественный контроль, подготавливать предложения по совершенствованию законодательства о ФКС. Указанные объединения не наделены правом законодательной инициативы, законопроект также не предусматривает порядок рассмотрения и оценки подготовленных ими предложений. На это обстоятельство указывает и Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, а Общественная палата РФ настаивает на возвращении в законопроект изъятых положений о Совете по федеральной контрактной системе, создаваемом при Правительстве РФ.

Комитет Госдумы по промышленности в своем решении от 08.06.2012 № 9-2 обращает внимание на ст. 35 законопроекта, которой введена норма, обязывающая комиссию по закупкам отклонять заявки на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ независимо от наличия в них обоснования цены, если они содержат предложения о цене контракта ниже его начальной (максимальной) цены на 25% или более.

С точки зрения специалистов этого Комитета, “данная норма требует уточнения, так как практика заключения контрактов показывает на возможность существенного снижения цены без ущерба для качества проводимых научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ и связана с некорректным определением начальной цены контракта заказчиком и текущими показателями состояния экономики государства. Представляется целесообразным в целях предотвращения демпинга внести в законопроект норму, устанавливающую увеличенный размер финансового обеспечения при существенном снижении исполнителем цены контракта”.

Сразу два комитета (Комитет по экономической политике и Комитет по промышленности) обращают внимание на необходимость урегулирования вопроса досудебного разрешения споров. Название гл. 5 проекта Закона о ФКС предполагает раскрытие содержания процедур обжалования и досудебного разрешения споров, возникающих в сфере федеральной контрактной системы. Вместе с тем в статьях данной главы речь идет исключительно о процедуре обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностного лица контрактной службы заказчика, контрактного управляющего и оператора электронной площадки. При этом обжалование действий (бездействия) заказчика не является препятствием для обжалования участником процедур закупок, общественными объединениями и объединениями юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Вместе с тем практика досудебного урегулирования споров предполагает процедуру, когда действия (бездействие) заказчика, комиссий по закупкам и их членов, должностного лица контракт ной службы заказчика, контрактного управляющего и оператора электронной площадки могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования этого решения в соответствующем уполномоченном надзорном (контрольном) органе.

Специалисты комитетов считают, что в связи с этим необходимо уточнить гл. 5 законопроекта, введя процедуру досудебного разрешения споров, возникающих в сфере федеральной контрактной системы.

Несмотря на все перечисленные в данной статье замечания комитеты Госдумы в своих заключениях и решениях в целом положительно оценивают концепцию проекта Закона о ФКС и поддерживают ее, но обращают внимание на необходимость учета внесенных предложений во втором чтении.

Нам остается лишь ожидать начала осенней сессии и появления нового Закона».

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал

*Статья приведена с сокращениями



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль