Управление качеством оказания сестринской помощи в условиях курорта*

5619
Управление качеством оказания сестринской помощи в условиях курорта*

«В целях повышения конкурентоспособности санаторий “Горный воздух”, один из первых на Кавказских Минеральных Водах, начал добровольно лицензировать и сертифицировать свои услуги. Для повышения удовлетворенности потребителей в санатории непрерывно совершенствуются оказываемые санаторно-курортные и медицинские услуги путем внедрения новейших медицинских методик на современной лечебно-диагностической базе; новых технологических разработок по лечебному питанию; новых форм улучшения качества досуга и сервиса проживания.

Принципы организации лечебной работы санатория

Основными принципами лечебной работы санатория являются:

· тесная связь с предшествующим лечением в стационаре или поликлинике;

· строгое ограничение состава пациентов медицинским профилем санатория;

· предварительное обследование больных на местах отбора (в поликлинике) с установлением точного диагноза, что исключает или существенно уменьшает диагностическую работу и создает предпосылки для максимально раннего начала курортной терапии;

· наличие необходимой лечебно-диагностической базы, специалистов определенного профиля и комплекса лечебных мероприятий, которые соответствуют медицинскому профилю санатория.

Поставщиками медицинских услуг санатория являются преимущественно врачи и средний медицинский персонал, поэтому необходимым условием обеспечения высокого качества медицинских услуг является наличие квалификационных характеристик медицинского персонала, современных программ обучения, объективных критериев оценки знаний и практических навыков специалистов…

Система контроля качества оказания сестринской помощи

Система контроля качества оказания сестринской помощи предусматривает обязательное знание всеми средними медицинскими работниками:

· своих должностных инструкций;

· стандартов санаторно-курортной помощи в соответствии с профилем учреждения;

· технологий выполнения медицинских услуг;

· положения о системе контроля качества сестринской помощи (приложение 1);

· правил оформления и ведения медицинской документации;

· оперативной информации о внедрении новых медицинских методик, технологий и др.

Эффективное управление качеством оказания сестринской помощи включает следующие аспекты:

· назначение экспертов по контролю;

· определение объема работы сотрудников;

· установление индикаторов или критериев качества оказания сестринской помощи и ее оценку;

· анализ по результатам проведения фонового контроля работы конкретных сотрудников за определенный период времени;

· расчет экономической эффективности;

· контроль над соблюдением работниками правил деонтологии и анализ поступающих от пациентов жалоб.

Эксперты по контролю

Фоновый контроль над работой среднего медперсонала санатория осуществляют заведующие отделениями и старшие медицинские сестры. Функции проведения дополнительного контроля возложены на главного врача и главную медсестру, которые прошли тематическое обучение “Экспертиза (контроль) качества медицинской помощи” и стажировку на кафедре общественного здоровья и здравоохранения, правоведения и информатики в Институте повышения квалификации ФМБА России.

Помимо контроля качества оказания медицинских услуг, в здравнице организованы так называемые группы качества, охватывающие все службы и функциональные категории персонала, в т. ч. и немедицинского (хозяйственная, инженерная служба, бухгалтерия и пр.). Два раза в неделю (понедельник и пятница) на летучках дирекция и руководители этих подразделений обсуждают пути повышения качества обслуживания и лечения больных. В целом такой подход декларируется международной системой управления качеством, известной как ИСО 9000.

Объем диагностики и лечения

…Все лечебно-профилактические и бальнеологические, грязевые и физиотерапевтические процедуры проводятся в объеме и в строгом соответствии с утвержденными вышеперечисленными “Стандартами…”, а также санитарными правилами и методическими рекомендациями, регламентирующими работу лечебного учреждения в условиях курорта.

По мере необходимости, но не реже одного раза в неделю проходит заседание врачебной комиссии, где дается заключение в случае применения специальных методов лечения у больных, имеющих ухудшение состояния здоровья или противопоказания лечения на курорте, а также конфликтных пациентов, нуждающихся в изменении объема лечения.

В случае обсуждения применения специальных методов лечения и диагностики пациента с участием средних медработников на комиссию могут быть приглашены старшие медсестры отделений, на которых воз ложен контроль отпуска бальнеологических, грязевых и физиотерапевтических процедур. Для оперативного решения текущих вопросов еженедельно проводятся планерки среднего медперсонала в отделениях.

Для расширенного обсуждения вопросов качества оказания медицинской помощи главная медсестра проводит один раз в месяц собрание всего коллектива средних медработников. Кроме того, каждое утро дежурная смена медицинских работников готовит доклад главному врачу и главной медсестре в произвольной форме об обращениях за помощью и состоянии здоровья оставленных под наблюдением пациентов.

Индикаторы качества оказания сестринской помощи.

Первая группа индикаторов качества оказания сестринской помощи – оперативные показатели: число пролеченных больных и число отпущенных процедур за отчетный период.

Вторая группа – типовые критерии оценки квалификации и качества работы сестринского персонала:

· квалификационная характеристика специалистов:

– уровень профессионального образования;

– наличие квалификационной категории,

– своевременность повышения квалификации;

· качество организационно-методической работы – наличие на рабочем месте графика работы, рабочей документации, папки специалиста, нормативно-правовых актов, регламентирующих работу на данном рабочем месте;

· качество и своевременность выполнения врачебных назначений в рамках стандартов оказания санаторно-курортной помощи:

– наличие и качественное ведение документации по проведению манипуляций и бальнеологических процедур (изучаются листы назначений, истории болезни, журналы административных обходов и др.);

– наличие утвержденных стандартов оказания санаторно-курортной помощи по профилю санатория;

· соблюдение инфекционной безопасности на рабочем месте:

– наличие документации по проведению дезинфекционных мероприятий;

– наличие и применение средств индивидуальной защиты;

– качество проведения стерилизационных мероприятий;

– выполнение нормативных документов по обеспечению инфекционной безопасности на данном рабочем месте;

· санитарное обеспечение рабочего места специалиста;

· выполнение фармацевтического порядка:

– наличие нормативных документов, регламентирующих хранение и учет лекарственных препаратов;

– соблюдение правил хранения (распределения по группам, по принадлежности, по условиям хранения, срокам годности лекарственных препаратов).

Экономическая эффективность оценивается как соответствие произведенных затрат при оказании сестринских услуг нормативным расчетам.

Анализ по результатам проведения фонового контроля работы конкретного сотрудника за определенный период времени. Итоги фонового контроля, ежедневно осуществляемого в отделении старшей медсестрой, фиксируются ею в журнале учета дефектов и в специально разработанной старшими и главной медсестрой Карте экспертной оценки работы медсестры (приложение 2). При выявленных дефектах проводится выход на соответствующее управленческое решение (приложение 3) и осуществляется дополнительный контроль.

К наиболее часто встречающимся дефектам относятся:

· несвоевременное и нечеткое выполнение врачебных назначений;

· нарушение технологий сестринских манипуляций;

· нарушение этико-деонтологических требований;

· нарушение правил асептики и антисептики;

· нарушение технологии забора биологического материала и подготовки пациентов к дополнительным исследованиям.

Экспертизе старшей медсестры могут подлежать за день работы или за дежурство несколько видов деятельности работника. Для этого могут применяться следующие методы проверки:

· изучение медицинской документации (журналы, листы назначений и др.);

· личное наблюдение за работой медсестры в повседневной деятельности;

· опрос пациентов;

· оценка результатов бактериологического контроля смывов, стерильности инструментария и др.

В случае выявления дефекта определяются его вид, причины, последствия, проводится коррекция работы медсестры. При часто повторяющихся дефектах организуются занятия в школе профессионального мастерства с наставниками и тематическое обучение на семинарах.

Эффективность обучения оценивается с помощью тестирования и практических тренировочных занятий.

Углубленную оценку качества сестринской помощи в отделениях ежеквартально проводит главная медсестра по критериям, отраженным в карте экспертной оценки работы медсестер.

Соблюдение персоналом правил деонтологии предполагает отсутствие жалоб и критических замечаний пациента, доброжелательное отношение медсестры к пациенту и др.

Оценка удовлетворенности пациентов дается на основании мониторинга записей в книге жалоб и истории болезни о наличии претензий к лечению, питанию и качеству оказываемых медицинских услуг. Лояльность клиента к здравнице определяется по двум заданным ему вопросам: намерен ли он повторно приехать на курорт и будет ли рекомендовать данный санаторий другим.

Информация обо всех случаях претензий пациентов передается на комиссию по разбору жалоб для принятия управленческих решений.

Дефекты оказания медицинской помощи рассматриваются с позиции интересов больного, а не с точки зрения сложившихся условий работы.

Регулярное обсуждение результатов экспертизы в коллективе (на Совете медсестер и сестринских семинарах) позволяет принимать оперативные меры по устранению дефектов в работе...».

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал

*Статья приведена с сокращениями



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль