• Главная страница
  • » Статьи
  • » Обеспечение инвалидов лекарствами и изделиями медицинского назначения по программе дополнительного лекарственного обеспечения. Результаты мониторинга, проведенного Всероссийским обществом инвалидов в 2005–2007 гг.

Обеспечение инвалидов лекарствами и изделиями медицинского назначения по программе дополнительного лекарственного обеспечения. Результаты мониторинга, проведенного Всероссийским обществом инвалидов в 2005–2007 гг.

12046

Всероссийское общество инвалидов провело исследование обеспечения инвалидов лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по программе дополнительного лекарственного обеспечения, которое позволило выявить ряд негативных тенденций в данном виде социальной помощи.

Кризис программы дополнительного лекарственного обеспечения

В 2005–2007 гг. Всероссийское общество инвалидов (далее – ВОИ) осуществляло непрерывный мониторинг ситуации с обеспечением инвалидов лекарственными препаратами по программе дополнительного лекарственного обеспечения (далее – ДЛО). При этом отслеживалось состояние основных элементов процесса: динамики финансирования программы ДЛО за счет средств федерального бюджета; изменений, вносимых в соответствующую нормативную базу и Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (далее – Перечень); механизма получения ими рецептов по программе ДЛО; базы аптечных учреждений, участвующих в этой программе; показателей предложения льготных лекарств в уполномоченных аптеках; механизма и параметров удовлетворения спроса федеральных льготников на лекарства, включенные в федеральный Перечень.

В результате наблюдений стало очевидным, что реализация программы ДЛО в течение 2005–2007 гг. имела следующие характерные черты. В течение 2005 г. программа ДЛО базировалась на принципе страховой солидарности всех без исключения федеральных льготников. Каждый из них, независимо от наличия или отсутствия потребности в лекарствах, а также от ее степени, участвовал на равных правах в финансировании программы ДЛО. Из причитающихся такому льготнику ежемесячных денежных выплат, компенсирующих отмену “натуральных” льгот, каждый месяц вычиталось 400 руб. на обеспечение дополнительной медицинской помощью лиц, включенных в Федеральный регистр. В течение

2005 г. стало видно, что заложенных в программу ДЛО объемов совместного финансирования со стороны федеральных льготников и государства недостаточно для ее полноценной реализации, обнаружился и целый ряд плохо продуманных и неотлаженных организационно-технических механизмов выполнения принятой программы. Тем не менее по целому ряду позиций программы ДЛО наблюдалась хотя и умеренная, но позитивная динамика.

Ситуация принципиально изменилась с января 2006 г., когда более 48% федеральных льготников, воспользовавшись предоставленным им по закону правом добровольного выбора, отказались от получения дополнительных медицинских услуг, в т. ч. и от участия в программе ДЛО, предпочтя ей соответствующую денежную надбавку. В результате этого из программы дополнительного медицинского обслуживания, включающей в себя лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение федеральных льготников, к началу 2006 г. “ушло”, по приблизительной оценке, около 24 млрд руб. Потери по программе ДЛО составили примерно 65–70% этой суммы. По существу, с этого момента страховая солидарность федеральных льготников по программе ДЛО перестала существовать. Для сохранения на прежнем уровне лекарственного обеспечения льготников, оставшихся в программе ДЛО, федеральные органы государственной власти обязаны были предусмотреть синхронную замену механизма страховой солидарности федеральных льготников на механизм страховой ответственности государства и компенсировать выбывшие из программы финансовые ресурсы за счет средств федерального бюджета. Только в этом случае страховая модель программы ДЛО продолжала бы функционировать. По оценке ряда экспертов, денежные средства на “страховое” финансирование программы ДЛО (с учетом роста цен на закупаемые лекарства в предстоящем году) в бюджете на 2006 г. вполне можно было найти. Речь шла о выделении примерно 17–18 млрд руб. дополнительно к сумме, направленной из бюджета на данную программу в 2006 г., 129,4 млрд руб.

Однако такого рода страхового “софинансирования” программы ДЛО со стороны федеральных органов государственной власти не состоялось ни в 2006, ни в 2007 гг. Грубо говоря, реализация этой программы была переведена на схему “кто получает лекарства, тот за них и платит”. По большому счету с этого момента программа ДЛО была обречена на обрастание непреодолимыми проблемами и поступательное приближение в этом виде к фактическому краху.

Ко второй половине 2006 г. появились первые болезненные симптомы отказа государства от страховой модели программы ДЛО. С этого момента вся политика федеральных органов исполнительной власти, и в первую очередь Минздравсоцразвития России, из-за острейшего дефицита в финансовом обеспечении программы ДЛО приобрела направленность на последовательное “замораживание” программы и фактическое усложнение доступа федеральных льготников, в т. ч. инвалидов, к лекарствам, включенным в федеральный Перечень.

Многие федеральные льготники, оставшиеся в программе ДЛО в 2006 г., столкнувшись с резким ухудшением качества лекарственного обеспечения и лишившись возможности получать необходимые им препараты, сочли, что их участие в программе в 2007 г. не имеет никакого смысла. В результате этого финансовое обеспечение программы ДЛО на 2007 г. испытало дополнительное сокращение. Например, по данным Алтайской республиканской организации ВОИ, к началу 2007 г. в программе ДЛО в регионе осталось лишь 35% от общего числа федеральных льготников. Увеличение с 400 до 424 руб. в 2006 г. и до 456 руб. с 1 апреля 2007 г. ежемесячной стоимости дополнительной медицинской помощи в федеральном наборе социальных услуг с учетом роста цен на лекарства, закупаемые по программе ДЛО, не смогло и в малой степени укрепить финансовую базу программы. Нельзя забывать, что из 456 руб. ежемесячной стоимости дополнительных медицинских услуг, установленной на 2007 г., значительная часть денег направлялась на финансирование программы санаторно-курортного обслуживания федеральных льготников. По сообщению целого ряда региональных организаций ВОИ (республик Саха (Якутия) и Хакасия, Алтайского, Краснодарского и Пермского краев, Вологодской, Калужской, Ленинградской, Мурманской, Ростовской, Свердловской, Тверской и Ярославской областей), разрушение страховой модели дополнительного медицинского обслуживания крайне пагубным образом отразилось и на возможности санаторного лечения инвалидов.

Негативную роль в реализации программы ДЛО сыграл порочный принцип отбора Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) дистрибьюторов (посредников) между производителями лекарств и аптечными учреждениями и допущение ценового диктата дистрибьюторов на достаточно продолжительном этапе реализации программы ДЛО.

Необходимо отметить, что со времени своего появления программа ДЛО всегда была лакомым сегментом на рынке лекарственных препаратов. В программу вкладывались огромные деньги, за которые между дистрибьюторами развернулась острая конкурентная борьба. В этих условиях ФФОМС мог бы провести среди дистрибьюторов на достаточно жестких условиях конкурс и установить в договорах предельные торговые надбавки к цене производства лекарств на уровне не более 10–15%. Однако это не было сделано. Торговые надбавки к цене производства лекарств по ДЛО были отданы на откуп дистрибьюторам, в результате чего многие из них были подняты до 75–100 и более процентов. В предоставлении дистрибьюторам такого права явно присутствовала коррупционная составляющая.

Ценовой беспредел дистрибьюторов к 3-му кварталу 2006 г. “поглотил” все 34 млрд руб., задействованные в том году в программе ДЛО. После этого дистрибьюторы, дорожащие своим присутствием в программе и стремящиеся к оплате как можно большего количества льготных рецептов, согласились поставлять лекарства за свой счет, но на кредитных условиях. В результате этого сумма счетов фармацевтических организаций за отпущенные по программе ДЛО лекарства составила к концу 2006 г. более 62 млрд руб. против 34 млрд руб., фактически отпущенных на программу. Таким образом, на начало 2007 г. задолженность ФФОМС перед поставщиками составила 28 млрд руб. Финансовая база программы ДЛО была подорвана до глубинных основ, а соответствующие компании-дистрибьюторы за два года участия в программе прирастили свои капиталы в два с лишним раза. В 2007 г. торговые надбавки к цене производства лекарств по ДЛО были, наконец, зафиксированы на уровне 15–20%, но никто из дистрибьюторов после этого с рынка ДЛО не сбежал.

Если учесть, что изначально бюджет ДЛО на 2007 г. был утвержден в сумме 42 млрд руб., то задолженность государства перед поставщиками лекарств почти в 30 млрд руб. легла на программу ДЛО прошлого года почти убийственным грузом. На этом фоне законодательно утвержденное выделение в 1-м квартале 2007 г. 16 млрд руб. на “поддержание” программы ДЛО было направлено, по сути, на частичное “латание дыр” по задолженности за прошлый период. Естественно, что в этих условиях ни о каком динамичном улучшении ситуации с лекарственным обеспечением федеральных льготников не могло быть и речи. И действительно, по сообщениям многих региональных организаций ВОИ, инвалиды во 2-м квартале 2007 г. не почувствовали практически никаких перемен к лучшему в реализации программы ДЛО.

О масштабах финансового дефицита и задолженности ФФОМС по программе ДЛО в 2007 г. на региональном уровне можно судить на основании данных, полученных в процессе мониторинга от некоторых подразделений ВОИ. В Смоленской области лимит финансовых средств на реализацию программы ДЛО в 2007 г. определен в размере 224 млн руб. (56 млн руб. на квартал), что составляет 26% от фактической потребности. В Республике Калмыкия показатели финансирования программы ДЛО в 2007 г. уменьшились в целом более чем на 50%. В 1-м квартале на цели программы было выделено 19 млн руб., в то время как фактическая потребность в льготных препаратах “покрывалась” суммой в 35,8 млн руб. В Курской области объем фактической реализации программы ДЛО в 1-м квартале 2007 г. сократился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 34,3 млн руб. В г. Кимры Тверской области в случае обеспечения лекарствами инвалидов, остро нуждающихся в жизненно необходимых препаратах, на инвалидов остальных категорий “оставалось” по 59 руб. в квартал.

Что касается роста задолженности региональных отделений Фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) перед дистрибьюторами, то, к примеру, в Ярославской области долг поставщикам лекарственных препаратов по программе ДЛО к середине 2-го квартала 2007 г. достиг 500 млн руб. В Амурской области задолженность уполномоченной компании “Амурфармация” перед поставщиками льготных препаратов за 2006 г. составила около 250 млн руб. В сопоставимой “финансовой яме” в 2007 г. программа ДЛО оказалась и во многих других субъектах РФ.

Проблема ликвидации задолженности отделений ФОМС перед дистрибьюторами требует экстренного и кардинального решения. Для этого можно воспользоваться тремя финансовыми инструментами. Во-первых, – это погашение долга добросовестным дистрибьюторам за счет соответствующего дополнительного выделения средств из федерального бюджета. Во-вторых, начиная с 2007 г. появился новый источник финансовой наполняемости программы ДЛО. Эта программа стала составной частью территориальных программ обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). Восполнять дефицит средств по программе ДЛО, в т. ч. и погашать задолженность по ней, теперь можно за счет средств территориальных отделений ОМС. И, наконец, в-третьих, часть долга можно, по-видимому, списать за счет тех дистрибьюторов, которые взвинтили цены на рынке ДЛО более, чем на 50%, допустив и другие злоупотребления по программе.

Данные мониторинга ВОИ свидетельствуют о том, что в результате комплексного действия перечисленных выше факторов по состоянию на 1 июня 2007 г., реализация программы ДЛО оказалась в глубочайшем кризисе. Из 42 региональных организаций ВОИ, попавших в зону обследования, 31 (73,8%) указала на то, что общая ситуация с обеспечением инвалидов лекарственными средствами в их регионах по сравнению с 2006 г. ухудшилась, а еще 6 организаций (14,6%) отметили, что ситуация осталась на том же критическом уровне, что и в конце года. В первую группу территорий вошли республики Алтай, Дагестан, Калмыкия, Карелия, Коми, Саха (Якутия) и Чувашия, Алтайский, Краснодарский Пермский и Приморский края, Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Курганская, Курская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тюменская и Ульяновская области. Сохранение кризисной ситуации наблюдалось на территории Кабардино-Балкарии, Брянской, Вологодской, Мурманской, Самарской и Ярославской областей. Лишь 4 региональных подразделения ВОИ (в Амурской, Кемеровской, Ленинградской и Челябинской областях) (9,5%) сообщили, что в результате мер, предпринятых региональными органами законодательной и исполнительной власти, положение несколько улучшилось.

Конечным итогом такой динамики в первые пять месяцев 2007 г. стало сокращение либо полное прекращение отпуска аптечными учреждениями лекарственных препаратов по программе ДЛО в 95% субъектов РФ, попавших в зону мониторинга. Среди региональных организаций ВОИ, ответивших на соответствующий вопрос анкеты, 27 из 42 (64%) указали на значительный рост “пауз” и ограничений в выдаче аптеками лекарств инвалидам, а еще 13 (31%) – на практически полное прекращение отпуска препаратов. В первую группу регионов вошли республики Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Коми и Саха (Якутия), Краснодарский, Пермский и Приморский края, Амурская, Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Кемеровская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Оренбургская, Псковская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тверская и Тюменская области. Во вторую – республики Карелия и Чувашия, Алтайский край, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Пензенская, Ростовская, Свердловская, Тамбовская, Ульяновская и Ярославская области.

Показательной в этом смысле является информация по лекарственным препаратам, входящим в федеральный Перечень, представленная Калмыцкой республиканской организацией ВОИ и приведенная в табл. 1, 2.

Алтайская краевая организация ВОИ сообщила, что на протяжении первых пяти месяцев 2007 г. аптеки неоднократно прекращали отпуск инвалидам всех лекарственных препаратов кроме инсулина; похожая ситуация сложилась в январе в Калининградской области. Калмыцкая республиканская, Ульяновская и Ярославская областные организации ВОИ, ссылаясь на периодически полное прекращение отпуска лекарств по программе ДЛО, характеризуют сложившееся на 1 июня 2007 г. положение с обеспечением инвалидов льготными лекарствами как катастрофическое.

Таблица 1

Перечень льготных лекарственных препаратов, постоянно отсутствовавших в аптечных пунктах “Асторат”1 Калмыкии c 15 декабря 2006 г. по 1 марта 2007 г.

№ п/п

Наименование препарата

Цена, руб.

№ п/п

Наименование препарата

Цена, руб.

1

Простамол-Уно

350,0

15

Коринфар ретард

74,3

2

Моночинкве

250,0

16

Моноприл

260,0

3

Манинил-5

90,0

17

Берлиприл

54,0

4

Метопролол-Акри

39,0

18

Имодиум

61,0

5

Аспирин-Кардио

127,0

19

Моносан

305,0

6

Арутимол 0,5

85,0

20

Индап

70,0

7

Квинакс

179,5

21

Энап (20)

104,5

8

Вита-Иодурол

120,0

22

Мезим форте

38,9

9

Нитронг

75,0

23

Атенол

45,0

10

Милдронат

160,0

24

Ременс

101,0

11

Предуктал MB

650,0

25

Импаза

270,0

12

Юнидокс солютаб

150,0

26

Бетоптик

176,0

13

Моно Мак

360,0

27

Артидол (180´5)

900,0

14

Но-шпа

44,5

1 Аптечное учреждение, уполномоченное на выдачу лекарственных средств по программе ДЛО в Калмыкии. – Примеч. ред.

Таблица 2

Перечень льготных лекарственных препаратов, прекращенных к выписке и отпуску инвалидам (по состоянию на 15 сентября 2007 г.)

№ п/п

Наименование препарата

С какой даты не выдается

Доза

Стоимость, руб.

1

Амарил

1 июня 2007 г.

4 шт.

600,0

2

Глюкобай

1 мая 2007 г.

100 мг

200,0

3

Квинакс

1 янв. 2006 г.

0,015 %

185,0

4

Бетоптик

1 янв. 2007 г.

0,5 %

175,0

5

Арутимол

1 янв. 2007 г.

0,5 %

145,0

6

Пилокарпин

1 мая 2007 г.

0,1%

40,0

7

Тимолол

1 мая 2007 г.

0,5 %

40,0

8

Лазолван

1 янв. 2007 г.

15 мг

250,0

9

Моно Мак

1 полугодия 2006 г.

40 мг

345,0

10

Моночинкве ретард

1 июля 2006 г.

50 мг

700,0

11

Моночинкве изосорби

1 янв. 2007 г.

40 мг

270,0

12

Метопролол-Акри

1 янв. 2007 г.

50 мг

270,0

13

Вазокардин

1 янв. 2007 г

50 мг

50,0

14

Омник

1 мая 2007 г.

0,4 мг

200,0

15

Тамсулон-ФС

1 июня 2007 г.

0,4 мг

800,0

16

Простамол-Уно

1 янв. 2007 г.

50 мг

368,5

17

Римекор

1 янв. 2007 г.

20 мг

110,0

18

Тромбо АСС

1 мая 2007 г.

100 мг

50,0

19

Кардио АСК

1 июня 2007 г.

50 мг

50,0

20

Индопамид

1 июля 2007 г.

2 табл.

90,0

21

Конкор Кор

1 июля 2007 г.

2,5 мг

243,9

22

Моносан

1 марта 2007 г.

40 мг

110,3

23

Моноприл

1 апреля 2007 г.

40 мг

196,5

24

Фази-кард

1 апреля 2007 г.

10 мг

190,0

25

Арбидол

1 марта 2007 г.

10 мг

600,0

26

Энап

1 марта 2007 г.

5 мг

55,0

27

Энам

1 марта 2007 г.

5 мг

25,0

28

Мезим форте

1 марта 2007 г.

№ 20

43,0

Анализ соответствующей нормативной базы, а также информации с мест, полученной в процессе мониторинга, показывает, что взятый в 2007 г. федеральным министерством здравоохранения курс на “приведение” программы ДЛО “в соответствие” с критически низким уровнем ее финансирования затронул практически все составные элементы программы.

Прежде всего, Перечень подвергся ревизии. Из него были изъяты дорогостоящие, в т. ч. импортные, препараты, на лечебную эффективность которых неоднократно ссылались многие инвалиды. Вместо них в Перечне появились дешевые отечественные “заменители”, далекие по своим свойствам от вытесненных ими лекарств. На крайне болезненные для инвалидов последствия этих изменений указали региональные подразделения ВОИ республик Бурятия, Саха (Якутия), Хакасия и Чувашия, Самарской, Смоленской, Ульяновской, Челябинской и Ярославской областей.

Во-вторых, Перечень имеет тенденцию превращения в фактически неработающий нормативный документ. Наличие в нем того или иного наименования препарата все чаще становится пустой формальностью, не имеющей отношения к практике лекарственного обеспечения инвалидов. В первую очередь это относится к дорогостоящим лекарствам.

В-третьих, существенно усложнен механизм получения льготниками рецептов на лекарства в ЛПУ. Повсеместно стала применяться комбинированная система ограничений в выписке бесплатных рецептов, включающая в себя ограничения на количество рецептов, выписываемых в месяц на одно лицо, на количество (дозу) вносимого в рецепт лекарственного наименования, а также на ежемесячную стоимость лекарств. Во многих случаях в рецепт вносятся только те лекарства, которые имеются в уполномоченном аптечном учреждении, что, по существу, полностью отменяет действие механизма “отложенного” аптечного обслуживания. Участились факты прямого отказа инвалидам в выписке льготных рецептов. Врачи ЛПУ при этом ссылаются на отсутствие в ФОМС необходимых финансовых средств. Появились примеры “обходных маневров” на местах, когда льготные рецепты выписываются не по Перечню, а по прайс-листам компаний-спонсоров (на это, в частности, указывает Коми республиканская организация ВОИ).

На резко участившуюся ограничительную практику в выписке рецептов по программе ДЛО по состоянию на 1 июня 2007 г. указали 39 из 41 (95%) региональных организаций ВОИ, ответивших на соответствующий вопрос анкеты, в их числе: республики Алтай, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Саха (Якутия) и Чувашия, Алтайский, Краснодарский, Пермский и Приморский края, Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области. Лишь 2 региональные организации ВОИ (в Новгородской и Смоленской областях) сослались на то, что случаи так или иначе “лимитированной” выписки рецептов федеральным льготникам встречаются редко.

Многие организации ВОИ сообщили о широко применяемой практике выписки инвалидам ограниченного количества рецептов. Чаще всего речь идет об одновременной выдаче в одни руки не более трех–четырех рецептов. На это, в частности, ссылаются региональные организации ВОИ Республики Коми, Краснодарского края, Вологодской, Курганской, Липецкой, Тюменской и Ярославской областей. Например, в Краснодарском крае инвалиду, страдающему миастенией, а также заболеваниями сердца и легких, врач предложила выписку трех рецептов на выбор. В Республике Чувашия инвалидам выдается ограниченное количество рецептов и только по основному заболеванию. В Курганской области для выписки одного дополнительного рецепта сверх установленного лимита (4 рецепта) требуется санкция главного врача ЛПУ. Даже в относительно “благополучной” Новгородской области в 1-м квартале 2007 г. в сравнении с тем же периодом прошлого года общее количество рецептов, выписанных по программе ДЛО, заметно сократилось, о чем могут свидетельствовать статистические данные по Великому Новгороду, приведенные в табл. 3 (количество выписанных в 1-м квартале 2007 г. рецептов по общему заболеванию уменьшилось на 5%). Из-за недостатка финансовых средств ситуация стала меняться к худшему начиная с последнего месяца 1-го квартала 2007 г.

Таблица 3

Статистика выписки рецептов инвалидам по общему заболеванию за 1-й квартал 2006 и 2007 гг. по Великому Новгороду

Год

Количество обратившихся

Выписано рецептов

2006

8777

59 368

2007

8719

56 450

Широкое распространение на местах приобрела и практика выписки рецептов инвалидам на ограниченную (фиксированную) денежную сумму. На это, в частности, указали региональные организации ВОИ Чувашии, Алтайского и Краснодарского краев, Владимирской, Волгоградской, Мурманской, Пензенской, Свердловской, Тверской, Тюменской и Ярославской областей. Эта практика опирается на нормативные решения региональных органов здравоохранения, в основе которых, по сообщениям ряда подразделений ВОИ, лежат “устные распоряжения главы Минздравсоцразвития России”. Например, в Пензенской области ограничения по стоимости выписываемых в рецепте лекарств введены на основании приказа министра здравоохранения и социального развития области. В Волгоградской области приказом Комитета здравоохранения администрации области в феврале 2007 г. введен стоимостной лимит на выписку рецептов по программе ДЛО в размере 253 руб. в месяц. В Краснодарском крае ежемесячная стоимость лекарств, выписываемых в льготных рецептах, ограничена в среднем суммой в 300–400 руб., во Владимирской области – 378 руб. 75 коп., Алтайском крае – 220 руб. Иногда дополнительные ограничения на стоимость лекарств, выписываемых в месяц на одного федерального льготника, вводятся на уровне муниципальных образований. Скажем, в г. Меленки Владимирской области ограничение на стоимость рецептов понижено до 266 руб. в месяц. Калмыцкая республиканская организация ВОИ сообщает, что по-настоящему критическая ситуация с обеспечением инвалидов лекарствами в республике прошла путь от максимально ограниченной выписки льготных рецептов в начале года до полного прекращения их выписки начиная с мая 2007 г. В Новгородской области врачи, начиная с марта 2007 г., вынуждены были перейти на выписку наименее дорогостоящих препаратов.

Поступили сигналы с мест о том, что за нарушение введенных ограничений на выписку рецептов по программе ДЛО врачам ЛПУ грозят ведомственные санкции, в т. ч. соответствующие денежные начеты. На это, например, указывает Саратовская областная организация ВОИ. Калмыцкая республиканская организация ВОИ отмечает, что участились случаи отказа врачей ЛПУ в выписке льготных рецептов по причине “отсутствия бланков таких рецептов”.

По сообщениям Коми республиканской, Пермской краевой, Мурманской, Саратовской и Челябинской областных организаций ВОИ, из программы ДЛО оказалось исключено лекарственное обеспечение инвалидов, находящихся на лечении в стационарах. Единственным способом получения больными необходимых препаратов в таких случаях остается покупка их за свой счет. В некоторых случаях дело заходит еще дальше. Так, Владимирская областная организация ВОИ сообщает, что на части территорий региона при поступлении в стационар с больного берут расписку в том, что весь процесс лечения будет проходить за его счет. При отказе больного его госпитализируют, но лечения не проводят. На аналогичные случаи ссылаются Пермская краевая, Нижегородская и Смоленская областные организации ВОИ. Алтайская краевая и Тюменская областная организации ВОИ указывают на участившуюся практику отказа в госпитализации инвалидам пенсионного возраста и больным с тяжелыми хроническими заболеваниями (астма, урологические болезни и т. п.).

Проблемы с выпиской рецептов по программе ДЛО дополняет сохраняющийся запрет на выписку льготных рецептов на дому инвалидам с ограниченной возможностью передвижения, а также практическая невозможность получения рецептов инвалидами, проживающими в отдаленной сельской местности или местах, удаленных от места расположения ЛПУ. Это подчеркивали в своей информации Архангельская, Свердловская, Тверская и Тюменская областные организации ВОИ.

В-четвертых, в условиях резкого сокращения, а то и полного прекращения поставки лекарств по программе ДЛО в уполномоченные аптечные учреждения последние, в дополнение к ограничительной рецептурной политике ЛПУ, вводят свои ограничения в лекарственном обслуживании инвалидов. На руки выдается меньшее количество (доза) лекарств, чем указано в рецепте. Из трех-четырех наименований, выписанных в ЛПУ, аптеки, мотивируя это “сложившейся ситуацией”, выдают только одно-два лекарства (по выбору пациента). На такого рода практику ссылались, в частности, Калмыцкая республиканская и Курганская областная организации ВОИ.

Многие аптечные учреждения почти полностью перевели отпуск лекарств федеральным льготникам в режим “отложенного” обслуживания. Срок ожидания лекарств при этом очень часто выходит далеко за пределы календарного месяца, по истечении которого нужно оформлять в ЛПУ новый рецепт на то же самое лекарство. На эту ситуацию указали Калмыцкая республиканская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Калининградская, Курганская, Курская, Мурманская, Оренбургская, Саратовская и Тюменская областные организации ВОИ. В Курской области на отсроченном обслуживании в 1-м квартале 2007 г. находилось 3136 рецептов, в Юрьев-Польском районе Владимирской области – более 600 рецептов.

В целом ряде случаев из-за абсолютной бесперспективности получения лекарства, указанного в рецепте, аптеки отказывали инвалидам даже в постановке “на лист ожидания”, ссылаясь при этом на “независящие от них причины”. О такого рода практике сообщает Ульяновская областная организация ВОИ.

В ряде регионов продолжался процесс передачи функции обеспечения льготников лекарствами от муниципальных к частным аптекам. По мнению Калмыцкой республиканской организации ВОИ, это существенно ухудшает и без того низкие шансы инвалидов на получение выписанного лекарства, поскольку бесплатные лекарства в таких аптеках могут странным образом “перемещаться” на полки с препаратами, продаваемыми за наличный расчет. Возможно, здесь имеет место злоупотребление механизмом “отложенного” обслуживания (“просроченные” рецепты “исчезают в неизвестном направлении”, служа способом незаконного присвоения заинтересованными лицами значительных денежных сумм, инвестируемых в программу ДЛО).

Стремясь смягчить хотя бы отчасти острый кризис в лекарственном обеспечении федеральных льготников, органы государственной власти некоторых субъектов РФ вынуждены предпринимать экстренные меры, выходящие, строго говоря, за рамки их компетенции. В первую очередь это относится к регионам-донорам, располагающим соответствующими финансовыми возможностями. Например, в Тюменской области на поддержку программы ДЛО из средств бюджета 2007 г. выделено 35 млн руб. В Кемеровской области введен механизм компенсации инвалидам стоимости лекарств, приобретенных ими за свой счет по льготным рецептам. Тем не менее эти меры носят сугубо локальный характер и не в состоянии закрыть огромные финансовые бреши в федеральной программе ДЛО.

Обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратами инвалидов, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями

Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация с обеспечением дорогостоящими лекарственными препаратами инвалидов с тяжелыми хроническими заболеваниями (онкология, инсулинозависимый диабет, заболевания сердечно-сосудистой системы, гемофилия, астма, рассеянный склероз, муковисцидоз и т. п.).

По состоянию на 1 июня 2007 г. о тяжелом либо критическом положении с получением инвалидами этой категории жизненно необходимых лекарств сообщили 35 (85%) из 41 региональных подразделений ВОИ. В число этих территорий вошли республики Алтай, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Чувашия, Алтайский, Краснодарский, Пермский и Приморский края, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Ленинградская, Липецкая, Мурманская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области. При этом 9 (22%) опрошенных подразделений ВОИ (Бурятская, Дагестанская и Чувашская республиканские, Кемеровская, Ленинградская, Липецкая, Оренбургская, Самарская и Свердловская областные организации) отметили, что ситуация в их регионах осталась примерно на том же кризисном уровне, что и в конце 2006 г. На территории 15 (36,5%) обследованных регионов (республики Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Краснодарский край, Волгоградская, Ивановская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Саратовская, Тамбовская, Тверская, Ульяновская и Челябинская области) данная ситуация по сравнению с 2006 г. ухудшилась. Несколько организаций ВОИ (Алтайская краевая, Воронежская, Мурманская, Ярославская областные) сообщили, что получить дорогостоящие препараты инвалидам с тяжелыми хроническими заболеваниями стало практически невозможно. Лишь 5 (12%) региональных подразделений ВОИ (Архангельская, Владимирская, Вологодская, Курганская и Курская областные организации) указали на то, что обеспечение тяжелобольных инвалидов дорогостоящими лекарствами на их территории находится на относительно приемлемом уровне. Исключением из общего ряда была Новгородская область, где, по сообщению областной организации ВОИ, инвалиды с заболеваниями гемофилией, инсулинозависимым диабетом, рассеянным склерозом, онкогематологией, а также нуждающиеся в гемодиализе и перенесшие трансплантацию органов полностью обеспечиваются жизненно важными препаратами.

Вполне очевидно, что включение такой особой категории инвалидов, как страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и нуждающиеся в дорогостоящих препаратах, в общую, “неструктурированную” программу ДЛО было ошибочным с самого начала. Однако несмотря на не раз звучавшие декларации руководства Минздравсоцразвития России обеспечение лекарствами этой категории инвалидов пока так и не выделено в отдельную федеральную подпрограмму с соответствующим целевым финансированием. О масштабах проблемы можно судить по частному примеру, предоставленному Бурятской республиканской организацией ВОИ. По данным Министерства здравоохранения республики, 61,6% средств месячного бюджета по программе ДЛО приходится на закупку дорогостоящих лекарственных препаратов для 390 пациентов, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями. При этом потребность последних в лекарствах удовлетворяется лишь на 65%: вместо необходимых ежеквартально 68,9 млн руб. на них расходуется только 45 млн руб. Так, одна упаковка лекарства для лечения заболевания крови стоит 142 тыс. руб. на месяц. Без него человек погибнет, а гемофилией в республике больны 93 чел. С надеждой на появление особой федеральной программы в Министерстве здравоохранения Бурятии составлен персонифицированный регистр больных, нуждающихся в регулярном получении дорогостоящих лекарственных препаратов. Аналогичный регистр сформирован в региональных органах здравоохранения Челябинской области.

Вполне понятно, что на фоне таких диспропорций и острого дефицита денежных средств пострадали все составные элементы процесса обеспечения инвалидов дорогостоящими лекарственными препаратами. Прежде всего был резко усложнен порядок выписки рецептов на эти лекарства. Их выдача теперь производится через врачебную комиссию (далее – ВК) ЛПУ, после чего они проходят экспертизу в специально созданной комиссии региональных органов здравоохранения. Ожидание инвалидами лекарств по этим рецептам растягивается подчас на несколько месяцев и нередко достигает критических для их жизни сроков. При этом значительная часть таких рецептов “выбраковывается” региональными комиссиями, поскольку “противоречит принципу рационального использования” дорогостоящих лекарственных препаратов. Участились случаи выписки тяжелобольным инвалидам рецептов на значительно более дешевые отечественные лекарственные “аналоги”. Ограничивается выписка рецептов на получение изделий медицинского назначения (иглы инсулиновые, тест-полоски, шприцручки) инсулинозависимым инвалидам. Ростовская областная организация ВОИ сообщает, что право выписки рецептов на высокоэффективный ингалятор “Серетид” для больных астмой в г. Ростове-на-Дону передано на уровень областного пульмонолога, добраться до которого многие тяжелобольные инвалиды просто не в состоянии. Им приходится довольствоваться гормональными препаратами, оказывающими разрушительное воздействие на организм.

На те или иные проявления отмеченной выше практики указали, в частности, региональные организации ВОИ республики Алтай, Бурятии, Алтайского, Пермского и Приморского краев, Вологодской, Калининградской, Калужской, Курганской, Ленинградской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской и Ярославской областей. В Республике Бурятия 20-го числа каждого месяца главные врачи ЛПУ отчитываются на региональной комиссии о “разумности” выписки рецептов на дорогостоящие препараты жизненной необходимости. В Саратовской области для выписки в ВКК рецепта на дорогостоящее лекарство по тяжелому хроническому заболеванию требуется каждые полгода проходить обследование узкого специалиста с получением от него соответствующих рекомендаций. Коми республиканская организация ВОИ сетует на то, что в ряде муниципальных образований (г. Сыктывкар, Инта, Печора) врачи ЛПУ отказывают инвалидам в выписке лекарств по программе социально значимых заболеваний, жестко привязывая таких больных к перечню лекарств по ДЛО, в котором нужные им препараты отсутствуют. Владимирская и Ульяновская областные организации отмечают неприемлемо короткий (10 дней) срок действия рецептов на дорогостоящие лекарственные средства. С учетом времени их прохождения через ВК, на получение выписанного лекарства в аптеке остается 4–5 дней. Коми республиканская, Вологодская, Курганская, Ленинградская, Тверская и Тюменская областные организации ВОИ ссылаются на широко распространенную практику замены в рецептах импортных дорогостоящих препаратов на более дешевые и малоэффективные отечественные, длительное употребление которых приводит к ухудшению здоровья и вынужденной госпитализации тяжелобольных инвалидов. В Тюменской и Ульяновской областях ограничена выписка рецептов на шприц-ручки инвалидам, страдающим инсулинозависимым диабетом.

Проблемы с выдачей рецептов на дорогостоящие лекарственные средства дополняются проблемой с получением уже выписанных лекарств в аптечных учреждениях. Отсутствие лекарств на полках уполномоченных аптек нередко подводит тяжелобольных людей к последней жизненной черте либо вынуждает их покупать дорогие препараты в коммерческих аптеках. На эти факты указал целый ряд региональных подразделений ВОИ. Приведем несколько примеров.

В аптеках Челябинской области с ноября 2006 г. по март 2007 г. не отпускались дорогостоящие лекарства по уже выписанным льготным рецептам. Такая же ситуация сложилась в первые два месяца 2007 г. в Саратовской области для больных гемофилией. В Республике Коми и Ярославской области онкологические больные по нескольку месяцев не могли получить наркообезболивающие препараты (промедол). Точно так же обстоит дело в Республике Коми с получением эффективных глазных препаратов инвалидами, страдающими заболеваниями глаз. Инсулин здесь выдается инвалидам во флаконах, что для многих из них создает трудности с определением дозы вводимого лекарства. Случаи отказа или переноса на неопределенный срок выдачи обезболивающих препаратов онкологическим больным отмечались в ряде муниципальных образований Волгоградской области. В Республике Калмыкия и Курганской области срок получения в аптеках дешевого отечественного инсулина может длиться от двух до четырех недель. В Тюменской области инвалидам, страдающим астмой, получения таких жизненно важных препаратов, как симбикорт, приходится ждать больше месяца. Во Владимирской области родители ребенка-инвалида, больного бронхиальной астмой, проживающего в Красной Горбатке, в течение 4 месяцев не могли получить прописанный ему препарат. Инвалиду, больному сахарным диабетом и проживающему в Меленках, вместо положенного ему лекарства стоимостью 450 руб. был предложен заменитель по цене 11 руб. В представленном Калмыцкой республиканской организацией ВОИ перечне дорогостоящих препаратов, постоянно отсутствующих в аптеках с декабря 2006 г., значатся такие востребованные инвалидами лекарства, как арбидол, арутимол, бетоптик, дриптон, импаза, квинакс, манинил-5, мезим форте, метопролол, моно мак, моноприл, моносан, моночинкве, офтан катахром, предуктал, простамол, ремикор, санорин, хондроксид и др.

На без преувеличения трагическую для инвалидов практику покупки за свой счет дорогостоящих лекарственных препаратов, имеющихся в Перечне, сослались Калмыцкая республиканская, Пермская краевая, Брянская, Владимирская, Мурманская, Саратовская, Смоленская, Тюменская, Ульяновская и Ярославская областные организации ВОИ. Калмыцкая республиканская организация ВОИ приводит конкретные примеры, когда инвалиды II группы, получая пенсию в размере 2000–2500 руб., из-за невозможности получения жизненно необходимых им лекарств по льготным рецептам тратят на их покупку в коммерческих аптеках 1300 руб. в месяц.

Анализ данных мониторинга ВОИ по состоянию на 1 июня 2007 г. показал, что ситуация с обеспечением инвалидов лекарственными препаратами по программе ДЛО приблизилась к критической черте и требует принятия незамедлительных и кардинальных мер на уровне федеральных органов законодательной и исполнительной власти.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль