• Главная страница
  • » Статьи
  • » Среднесрочные национальные стратегии макрорасходов на разработку и внедрение нанотехнологий в здравоохранение: сверхмощная акселерация экономического роста

Среднесрочные национальные стратегии макрорасходов на разработку и внедрение нанотехнологий в здравоохранение: сверхмощная акселерация экономического роста

1483

В 2007 г. Президент Российской Федерации в очередном обращении к Федеральному собранию выступил с инициативой об особо приоритетном государственном финансировании расходов на разработку и внедрение нанотехнологий в ключевых отраслях, включая здравоохранение. По мнению авторов, эта инициатива является крайне важным и своевременным политическим решением, направленным на защиту российских национальных интересов. Уже в среднесрочной перспективе, при благоприятном стечении обстоятельств реализация этой инициативы позволит создать необходимые предпосылки для поэтапного перехода Российской Федерации к современной высокотехнологичной модели макроэкономического и социального развития.

Степень успеха участия России в глобальной технологической революции, которая в значительной мере определит историческую перспективу страны, будет напрямую зависеть от того, в какой мере и насколько быстро мы сможем адаптировать передовой опыт мировых технологических лидеров – США и Европейского союза.

Прежде всего речь идет о широкомасштабном использовании среднесрочных национальных стратегий макрорасходов на разработку и внедрение новых технологий в различных отраслях, включая здравоохранение. Последовательная практическая реализация вышеназванных стратегий на протяжении последних пятидесяти лет, например, в Соединенных Штатах Америки, стала для этой страны, без всякого преувеличения, той необходимой основой, которая позволила ей достичь успехов в развитии национальной экономики и, соответственно, в улучшении качества жизни.

Так, по данным Департамента торговли США, в 2006 г. в Соединенных Штатах Америки реальный валовой внутренний продукт (ВВП) оценивался в постоянных ценах в 13,2 трлн долл. США. При этом, как отчетливо видно из данных, представленных в табл. 1, только за 2005 – 2006 гг. (по сравнению с 2004 г.) в США был отмечен весьма значительный суммарный прирост значений основных макроэкономических показателей.

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели США в 2004–2006 гг. (млрд долл. США, в постоянных ценах)

Показатель

Период

Суммарный прирост значений за 2005–2006 гг.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Валовой внутренний продукт

11 685,9

12 433,9

13 194,7

+ 2 256,8

Валовой национальный продукт

11 762,1

12 502,4

13 252,7

+ 2 230,9

Национальный доход

10 306,8

10 887,6

11 655,6

+ 1 929,6

Источник:News Release: Gross Domestic Product and Corporate Profits. National Economic Accounts data base. The U.S. Department of Commerce (сентябрь 2007 г.).

Сегодня во всех наиболее развитых странах мира отмечается огромный интерес к ускоренной высокотехнологичной модернизации здравоохранения. Это объясняется в первую очередь тем, что, как предполагают, среднесрочные широкомасштабные инвестиции в развитие наномедицины и нанобиофармации уже в ближайшие 15–20 лет окажут (прежде всего за счет снижения смертности среди трудоспособного населения) поистине революционное воздействие на размеры национальных экономик и динамику их развития, а также в конечном итоге на качество жизни населения и уровень национальной безопасности этих стран. Именно поэтому названные стратегии стали предметом проведенного авторами экономико-статистического анализа, результаты которого в кратком виде изложены в статье.

Как уже было отмечено нами ранее*, в США прямая государственная поддержка играет решающую роль в финансировании макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение. Данное направление развития является важнейшим национальным приоритетом. Только в 2004 г. расходы федерального бюджета США на разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение составили 28,2 млрд долл. США в текущих ценах, или примерно 0,25% от ВВП этой страны, демонстрируя самый высокий уровень данного показателя среди стран “большой семерки”, Организации экономического сотруд ничества и развития (ОЭСР) и Европейского союза в целом. При этом прямое государственное финансирование макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение по размерам и по абсолютному приросту данного показателя за период 2001–2004 гг. уступало только аналогичному финансированию макрорасходов на национальную безопасность, имея огромный отрыв от других приоритетных направлений развития США.

На протяжении последних 50 лет размер доли расходов на разработку и внедрение новых высоких технологий в валовом внутреннем продукте США стабильно оставался на уровне более 2% от ВВП.

Новейшая мировая тенденция – активный пересмотр устаревших представлений о роли наращивания макрорасходов на разработку и внедрение новых высоких технологий, а также макрорасходов на здравоохранение, в макроэкономическом развитии стран, являющихся мировыми технологическими лидерами.

Так, широкий общественный резонанс вызвала публикация, в которой американскими экспертами сделано предположение2 о том, что в ближайшие среднесрочные периоды даже снижение на 1% показателя смертности от рака различной этиологии увеличит размер экономики США примерно на 500 млрд долл.

Важно отметить и осуществляемые в Соединенных Штатах Америки продолжительные и широкомасштабные исследования в рамках национальных индустриальных экономических счетов так называемого сателлитного счета для макрорасходов на разработку и внедрение новых технологий в США (син.: U.S. Research and Development (R&D) Satellite Account). Совместная разработка данного национального проекта, осуществляемая Бюро экономического анализа Департамента торговли США и Национальным научным фондом США, привела к поразительным результатам, которые уже сегодня способны круто изменить мировоззрение многих экспертов далеко за пределами этой страны.

Так, было показано3, что в том случае, когда осуществляемые в национальной индустрии США среднесрочные и долгосрочные макрорасходы на разработку и внедрение новых высоких технологий рассматривались как инвестиции (а не как просто “затраты”) и по разработанной методологии проводилась поэтапная корректировка данных с последующей интерпретацией этих макрорасходов в качестве высокодоходных нематериальных активов (intangible assets), то предварительная экспертная оценка показала, что капитализация вышеназванных макрорасходов увеличила показатель среднего ежегодного темпа роста реального ВВП на 5,0% в течение 1960–2004 гг. и на 7,0% – в течение 1996–2004 гг.

Соединенные Штаты Америки, будучи мировым экономическим и технологическим лидером, осуществляют макрорасходы на разработку и внедрение нанотехнологий в здравоохранение в достаточно крупных размерах, рассматривая это направление в качестве своего важнейшего национального приоритета. Так, в 2007 г. в США государственные макрорасходы на разработку и внедрение нанотехнологий в здравоохранение оценивались (в текущих ценах) примерно в 170 млн долл. США. При этом суммарный прирост данного показателя за период 2005–2006 гг. по сравнению с 2004 г. составил примерно 125 млн долл. США, что свидетельствует об интенсивном наращивании макрорасходов на разработку и внедрение нанотехнологий в медицину и биофармацию в этой стране.

Рассмотренные выше результаты проекта, осуществляемого Бюро экономического анализа Департамента торговли США и Национальным научным фондом США, связаны преимущественно с изучением прямого воздействия сконструированных активов на макроэкономическое развитие в этой стране. Однако, по нашему мнению, их комплексное (прямое + косвенное) воздействие может быть несравненно мощнее.

Динамика роста реального валового внутреннего продукта в США в 1960–2002 гг. (млрд долл. США в ценах 2000 г.) такова: 1960 г. – 2501,7; 1965 г. – 3191,1; 1970 г. – 3771,8; 1978 г. – 4311,2; 1980 г. – 5161,6; 1985 г. – 6053,7; 1990 г. – 7112,5; 1995 г. – 8013,6; 2000 г. – 9816,9; 2002 г. – 10 048,8 (источник – Industry Economic Accounts data base. The U.S. Department of Commerce (сентябрь 2007 г.).

Достижения в макроэкономике в значительной мере обусловлены тем, что постоянное наращивание макрорасходов на разработку и внедрение новых технологий (а также макрорасходов на здравоохранение), осуществляемое Соединенными Штатами Америки на протяжении последних 50 лет, стало мощным акселератором экономического роста в этой стране.

В этой связи нами предлагается экономико-статистическая модель, которая в наиболее общем виде может быть представлена следующим образом:

Exp = k x AGDP,

где Exp – это реальные макрорасходы на разработку и внедрение новых высоких технологий, сконструированные для интерпретации в качестве капиталовложений; k – коэффициент акселерации; AGDP – прирост реального ВВП за период (например, 1 год или 10 лет).

Как видно из данных табл. 2–5, в течение 30 лет коэффициент акселерации k имел ежегодные значения в диапазоне от 0,019 до 0,031.

Очевидно, что коэффициент акселерации k следует рассматривать как важнейший инструмент национальных стратегий макрорасходов на разработку и внедрение новых высоких технологий (а также макрорасходов на здравоохранение), с помощью которого определяется соотношение реальных макрорасходов на разработку и внедрение новых высоких технологий и прироста реального ВВП в среднесрочной и долгосрочной ретроспективе и перспективе.

Таблица 2

Соотношение ежегодных макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий и прироста реального ВВП в США в 1961–1970 гг. (млрд долл. США в ценах 2000 г.)

Показатель

1961 г.

1962 г.

1963 г.

1964 г.

1965 г.

1966 г.

1967 г.

1968 г.

1969 г.

1970 г.

Реальные макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий

22,5

23,9

27,1

29,8

31,7

34,2

35,4

36,5

37,4

36,0

Ежегодный прирост реального ВВП*

+ 58,2

+ 213,4

+ 332,2

+ 496,9

+ 689,3

+ 897,4

+ 982,9

+ 1151,0

+ 1263,7

+ 1270,1

Коэффициент акселерации

0,386

0,112

0,071

0,06

0,046

0,038

0,036

0,031

0,029

0,028

Таблица 3

Соотношение ежегодных макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий и прироста реального ВВП в США в 1971–1980 гг. (млрд долл. США в ценах 2000 г.)

Показатель

1971 г.

1972 г.

1973 г.

1974 г.

1975 г.

1976 г.

1977 г.

1978 г.

1979 г.

1980 г.

Реальные макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий

35,8

37,8

40,1

41,5

40,8

42,0

43,9

48,2

53,5

59,5

Ежегодный прирост реального ВВП*

+ 1396,9

+ 1603,2

+ 1839,7

+ 1817,8

+ 1809,5

+ 2039,2

+ 2248,8

+ 2513,3

+ 2671,7

+ 2659,9

Коэффициент акселерации

0,025

0,023

0,021

0,023

0,022

0,02

0,019

0,019

0,02

0,022

* Примечание к табл. 2 и 3: по сравнению со значением реального ВВП в 1960 г. (Источник: Industry Economic Accounts data base. The U.S. Department of Commerce (сентябрь 2007 г.)).

Таблица 4

Соотношение ежегодных макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий и прироста реального ВВП в США в 1981–1990 гг. (млрд долл. США в ценах 2000 г.)

Показатель

1981 г.

1982 г.

1983 г.

1984 г.

1985 г.

1986 г.

1987 г.

1988 г.

1989 г.

1990 г.

Реальные макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий

64,9

67,7

74,0

84,3

95,6

101,4

106,6

113,1

118,3

123,9

Ежегодный прирост реального ВВП*

+ 2790,0

+ 2687,5

+ 2922,0

+ 3311,9

+ 3552,0

+ 3761,9

+ 3973,3

+ 4241,0

+ 4479,7

+ 4610,8

Коэффициент акселерации

0,023

0,025

0,025

0,025

0,027

0,027

0,027

0,026

0,026

0,027

Таблица 5

Соотношение ежегодных макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий и прироста реального ВВП в США в 1991–2000 гг. (млрд долл. США в ценах 2000 г.)

Показатель

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

Реальные макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий

126,6

128,3

129,1

132,7

149,4

165,7

184,9

213,1

239,3

268,5

Ежегодный прирост реального ВВП*

+ 4598,8

+ 4834,9

+ 5030,9

+ 5333,8

+ 5529,9

+ 5827,2

+ 6201,8

+ 6565,1

+ 6968,6

+ 7315,2

Коэффициент акселерации

0,027

0,026

0,025

0,025

0,027

0,028

0,03

0,032

0,034

0,036

* Примечание к табл. 4 и 5: по сравнению со значением реального ВВП в 1960 г. (Источник: Industry Economic Accounts data base. The U.S. Department of Commerce (сентябрь 2007 г.)).

Ожидается, что постоянное наращивание макрорасходов на разработку и внедрение нанотехнологий в медицину и биофармацию, а также макрорасходов на здравоохранение, уже в среднесрочной перспективе на гребне глобальной технологической революции, действуя опосредованно через производительность труда и мультифакторную производительность, станет само по себе сверхмощным акселератором экономического роста в наиболее развитых странах мира, и прежде всего в Соединенных Штатах Америки и Европейском союзе. Поэтому, по нашему мнению, в этом случае коэффициент акселерации k будет иметь ежегодные значения в диапазоне от 0,019 до 0,009, а рассмотренная выше модель будет иметь следующий вид:

Exp(nano) = k x AGDP,

где Exp(nano) – реальные макрорасходы на разработку и внедрение новых технологий (прежде всего нанотехнологий) в различных отраслях, включая здравоохранение, интерпретируемые в качестве инвестиций.

Аналогичная модель может быть использована для интерпретации данных по макрорасходам на здравоохранение.

С учетом изложенного и другой передовой мировой практики, разработка для Российской Федерации различных вариантов среднесрочных национальных стратегий макрорасходов на наномедицину, нанобиофармацию и здравоохранение осуществляется авторами в рамках специального инновационного проекта. Его продолжительность – три года.

Подготовка аналитического доклада для рабочей группы Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте Российской Федерации – первоначальная обязательная и необходимая часть программы разработки названных стратегий.

В дальнейшем будут подготовлены другие необходимые документы, включая технический доклад, отражающий результаты эконометрического моделирования и прогнозирования макрорасходов на наномедицину, нанобиофармацию и здравоохранение; документ Vision и основы стратегий, в которых будут представлены, в частности, наиболее общие представления о среднесрочных макрорасходах на наномедицину, нанобиофармацию и здравоохранение, о приоритетах, источниках и инструментах их финансирования.

Главная цель последующей реализации названных разработок – получение в среднесрочной перспективе максимальной социальноэкономической отдачи от государственных инвестиций в развитие нанотехнологий в России, и прежде всего максимальное содействие реализации предложенных Президентом РФ среднесрочных стратегий удвоения ВВП и снижения смертности в нашей стране.


1 Плешанов А.В., Симпсон Д., Марченков Н.С., Поляк Г.Б. Среднесрочные национальные стратегии макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение и макроэкономические тенденции // Здравоохранение. 2007. № 9. С. 65–73.

2 Murphy K., Topel R. The Value of Health and Longevity. Journal of Political Economy, 2006, vol. 114(5), pp. 871–904.

3 Report. 2007 Research and Development Satellite Account. Bureau of Economic Analysis/National Science Foundation (сентябрь 2007 г.).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Интервью

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016 году

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016г.

Татьяна Семенова журналу «Экономика ЛПУ». Главные темы беседы – аккредитация медицинских работников и допуск медиков к осуществлению профессиональной деятельности.


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы

Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль