Мнение студентов медицинского колледжа о проблемах среднего профессионального образования и перспективах трудоустройства

7897
Мнение студентов медицинского колледжа о проблемах среднего профессионального образования и перспективах трудоустройства

Современная система обучения среднего медицинского персонала способна полностью обеспечить качественную подготовку специалиста, причем владеющего смежными медицинскими специальностями, способного к профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию. К сожалению, в настоящее время в практическом здравоохранении не сформирована адекватная среда для реализации возможностей современной медицинской сестры.

Руководители лечебно-профилактических учреждений не используют в полной мере потенциал сестринского персонала с учетом его профессиональной компетенции. Мнение о медицинской сестре как о второстепенном сотруднике, помощнике, механически выполняющем указания врача, по-прежнему широко распространено. Отмечается неоднозначное отношение к использованию инноваций в сестринском деле.

Прежде всего это касается введения современных технологий сестринского ухода в работу медицинской сестры по профилактике заболеваний, укреплению здоровья, реабилитации, помощи и уходу за пациентами на дому, оказанию медико-социальной помощи. Также существует ряд нерешенных проблем в развитии сестринского дела.

Наблюдается недостаточное нормативно-правовое обеспечение и несовершенство системы управления деятельностью сестринского персонала, малоэффективное использование сестринских кадров в практическом здравоохранении, выполнение ими несвойственных функций младшего медицинского персонала, неравномерность в обеспечении населения специалистами сестринского дела, дисбаланс в соотношении врач / медицинская сестра.

Также необходимо решать вопросы, связанные с низким социальным и профессиональным статусом сестринского персонала. Острейшими проблемами являются ограниченные возможности трудоустройства выпускников со средним медицинским образованием без опыта работы и одновременно существующая негативная тенденция оттока из практического здравоохранения молодых специалистов**. В новых экономических условиях профессиональная подготовка средних медицинских работников должна осуществляется в соответствии с запросами личности, потребностями рынка труда, перспективами развития здравоохранения.

Об исследовании

С целью определения основных проблем трудоустройства и профессиональной реализации специалистов со средним медицинским образованием было изучено мнение студентов медицинского колледжа как потенциальных работников практического здравоохранения. Базой исследования стал Саратовский областной базовый медицинский колледж (СОБМК), который представляет собой современное многопрофильное учебное заведение, где обучается более 25% всех получающих среднее профессиональное медицинское образование в области.

Для проведения исследования была разработана авторская анкета, содержащая 24 вопроса и состоящая из двух блоков. Первый блок посвящен установлению статуса и составлению социального портрета студента учреждения среднего профессионального медицинского образования, также в нем студенты оценивают качество профессиональной подготовки. Вопросы второго блока позволили выявить основные проблемы трудоустройства и профессиональной реализации, с которыми предполагают столкнуться выпускники после окончания учебного заведения.

Социальный портрет студента

Всего в анкетировании приняли участие 168 студентов, отобранных методом случайной выборки. Среди опрошенных студенты I курса составили 29%, II курса – 42%, III курса – 29%. Количество респондентов, обучающихся по специальностям “сестринское дело” – 54%, “лечебное дело” – 19%, “стоматология ортопедическая” – 14%, “фармация” – 13%.

Изначально профессия среднего медицинского работника являлась женской (сестры милосердия, медицинские сестры, акушерки и т. д.). Эта особенность сохранилась до настоящего времени: в структуре обучающихся все так же преобладают лица женского пола. Так, среди опрошенных студентов колледжа большинство (82%) респондентов – девушки. Только 18% – юноши, в основном это студенты стоматологического отделения.

Средний возраст студентов составил 17,7 года. До поступления в медицинский колледж неполное среднее образование получили 67% опрошенных. Аттестат о полном среднем образовании имели 32%. Среднее специальное образование было у двух человек. Безусловно, студенты стремятся обучаться на бюджетной основе, т. к. она предоставляет возможность получать стипендию и по окончании учебного заведения успешно трудоустроиться по направлению. Так, 81% респондентов обучаются на очной бюджетной форме, 19% – на очной коммерческой.

Социальное положение студента среднеспециального учебного заведения обусловливается социальным слоем, к которому принадлежат его родители. Среди родителей опрошенных преобладают лица, имеющие рабочие специальности (62% отцов и 46% матерей); занимающиеся предпринимательской деятельностью (11% отцов и 6% матерей) и являющиеся служащими (5% отцов и 11% матерей). Руководящие должности занимают 7% отцов и 8% матерей; пенсионерами являются 2% отцов и 4% матерей; безработными – 5% отцов и домохозяйками – 18% матерей.

Таким образом, социальный статус семей обучающихся разнообразен. В ходе опроса установлено, что 53% студентов – из семьи с двумя детьми, 29% являются единственным ребенком в семье. Удельный вес студентов из многодетных семей составил 18%.

В настоящее время доход семьи является одним из важных факторов, определяющих возможность получения образования детьми. По данным исследования, 13% опрошенных отметили, что на одного члена их семьи приходится до 4000 руб. ежемесячного дохода, при прожиточном минимуме на момент исследования 4537 руб. Доход несколько выше, от 4000 до 6000 руб., имеют 30% опрошенных; и от 6000 до 9000 руб. – 21% респондентов. Относительно высокий уровень дохода на одного члена семьи (от 9000 до 12 000 руб.) у 19% студентов. Остальные (17%) отмечают, что в их семье ежемесячный доход на одного члена семьи составляет более 12 000 руб.

Студенты являются особой социальной группой, для которой характерны специфические условия труда и жизни: повышенный уровень риска заболеваний в связи со значительной умственной нагрузкой и необходимость адаптации к условиям обучения и проживания. По данным опроса, большинство респондентов (71%) являются иногородними, т. е. проживают в городе, который является районным центром, или в другом административном образовании (рабочий поселок, село, деревня). В связи с отсутствием общежития при колледже 55% вынуждены арендовать жилье (27% – квартиру, 28% – комнату в квартире), 10% проживают у родственников, 4% – в общежитиях других учреждений и организаций, 2% имеют собственную квартиру. Только 29% респондентов являются жителями Саратова, из них 23% живут с родителями и 6% имеют собственную квартиру.

Оценка учащимися качества профессиональной подготовки

Возможность трудоустройства и дальнейшего карьерного роста определяется уровнем и качеством подготовки специалистов. Уровень подготовки в большей степени зависит от эффективной организации образовательного процесса в колледже.

В среднем респонденты оценили качество образовательного процесса в разрезе его составляющих. Так, организация лекционных занятий, практических и семинарских занятий, самостоятельной работы и производственной практики были определены как хорошие (от 4,2 до 4,4 баллов). Несколько ниже (3,9 балла) студенты оценили организацию научно-исследовательской деятельности, что, возможно, связано с недостаточным вниманием преподавателей к организации этого направления учебной деятельности или недостаточной мотивацией студентов.

Для выявления факторов, оказывающих наибольшее влияние на качество подготовки специалистов, использовался метод рангов. По мнению студентов, наиболее значимыми факторами являются: уровень профессиональной подготовки преподавательского состава (1-е место), рациональная организация учебного процесса (2-е место) и личная заинтересованность студентов в получении среднего медицинского образования (3-е место). В меньшей степени оказывают влияние на качество образования состояние материально-технической базы колледжа (4-е место) и учебно-методическое обеспечение (5-е место).

Основные проблемы трудоустройства и профессиональной реализации выпускников

В практической деятельности специалиста со средним медицинским образованием необходимы специальные знания и умения. Респонденты считают, что выпускнику медицинского колледжа в первую очередь необходимы знания и навыки техники выполнения медицинских манипуляций и процедур (1-е место), также знание специальных медицинских дисциплин (2-е место), знание теоретических медицинских дисциплин (3-е место), знание психологии общения с пациентами (4-е место).

Менее значимыми, по мнению опрошенных, являются знания нормативных документов (5-е место) и теоретических гуманитарных дисциплин (6-е место). Недооценка важности знаний нормативных документов, возможно, связана с отсутствием как производственного, так и личного опыта.

Изучение профессиональной ориентации студентов неразрывно связано с выявлением цели обучения в медицинском колледже и причин, побудивших выбрать СОБМК в качестве учебного заведения. По данным опроса, основными мотивирующими факторами выбора конкретного медицинского колледжа являются престиж учебного заведения (39%) и положительные отзывы родителей, знакомых (34%). Кроме того, выбор обусловлен желанием родителей (18%) и возможностью получать высшее медицинское образование (17%) поэтапно. В 17% случаев респонденты выбрали учебное заведение из-за удобного месторасположения (близко от места жительства, удобная транспортная развязка); 7% выбрали СОБМК по причине отсутствия возможности поступить в другое учебное заведение, что свидетельствует об отсутствии целенаправленного выбора.

Кроме того, выбору профессии и учебного заведения способствуют источники и объем имеющейся информации. Основными источниками информации о профессии среднего медицинского работника до поступления в колледж респонденты назвали литературу, средства массовой информации и сведения, полученные от родителей, других родственников (37 и 36% соответственно); 18% респондентов последовали примеру друзей и знакомых. Среди опрошенных 8% не имели представления о профессии. Только 2 человека отметили связь выбора учебного заведения с профориентационной работой, проводимой представителями колледжа. Полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть студентов были знакомы с особенностями профессии “средний медицинский работник” и осознанно подошли к выбору будущей специальности. Большинство опрошенных студентов (59%) считают профессию среднего медицинского работника престижной, 6% не согласны с данным утверждением. Остальные затруднились с ответом, в основном это студенты I курса.

Если бы перед обучающимися вновь стоял выбор профессии, 44% опрошенных не изменили бы его, такая же доля студентов (44%) выбрала бы профессию врача. Остальные (12%) выбрали бы профессию, не связанную с медициной, в основном так отвечали студенты II и III курсов, обучающиеся по специальности “сестринское дело”. Данные респонденты в процессе обучения уже ознакомились с особенностями профессии, условиями работы в лечебно-профилактических учреждениях и проблемами в сфере здравоохранения, что, возможно, повлияло на их мнение и повлекло за собой изменение первоначальной цели получения образования среднего медицинского работника.

После окончания колледжа 44% студентов планируют продолжить обучение в высшем медицинском образовательном учреждении. В частной медицинской организации хотели бы работать по полученной специальности 35% респондентов, и только 13% – в государственном (муниципальном) ЛПУ. Однако 8% не собираются продолжать учиться или работать в сфере здравоохранения. Отмеченные респондентами проблемы тесно связаны с причинами оттока специалистов из профессии и неудовлетворенности профессиональной деятельностью (Косыгина М.Д., 1999; Двойников С.И., 2009).

Основная доля опрошенных (65%) считают, что выпускники не реализуют себя в профессии из-за низкого уровня оплаты труда, а также значительных физических и психических нагрузок (18%). Высокий риск профессиональных заболеваний отмечают 9% респондентов. Только 5% студентов отметили низкий престиж профессии. Иные причины, такие как недостаток знаний, изменение приоритетов, нежелание заниматься данной профессией, назвали 3% опрошенных.

Анализ результатов исследования

Таким образом, социологическое исследование позволило охарактеризовать современного студента медицинского колледжа и изучить его мнение о проблемах среднего медицинского образования и трудоустройства в здравоохранении. Социологический портрет студента учреждения среднего профессионального медицинского образования представлен следующими чертами: это в основном девушки (82%) в возрасте 17–18 лет, обучающиеся на базе неполного среднего образования (67%). Из семьи с двумя детьми (53%), иногородние (71%), вынужденные во время обучения арендовать жилье. Большинство родителей студентов (62% отцов и 46% матерей) имеют рабочие специальности, уровень доходов семей обучающихся в большинстве случаев (43%) находится на уровне прожиточного минимума и ниже среднего по области.

Качество образовательного процесса в целом студенты оценивают как хорошее. Отмечают, что главными факторами, влияющими на качество подготовки специалиста, являются профессиональный уровень преподавательского состава, рациональная организация учебного процесса и личная заинтересованность студентов в получении среднего медицинского образования.

В процессе обучения приоритетными для студентов являются получение знаний и навыков техники выполнения медицинских манипуляций и процедур, знаний теоретических и специальных медицинских дисциплин, психологии общения с пациентами. Профессию среднего медицинского работника обучающиеся считают престижной (59%), а специалистов – востребованными (44%).

Привлекательность профессии повышает возможность использовать полученные знания и навыки в личных целях. Студенты осознанно подошли к выбору профессии, предварительно знакомы с особенностями обучения в колледже и практической деятельностью специалистов медицинских учреждений на основе данных литературы, средств массовой информации и сведений, полученных от родителей, других родственников. При этом существенная часть респондентов рассматривают обучение в колледже как этап получения медицинского образования. Это подтверждается ответами на вопрос о повторном выборе профессии – 44% выбрали бы профессию врача.

Несмотря на востребованность и мотивированный выбор профессии интерес к учебе, прогнозируемые студентами проблемы профессиональной реализации обусловливают особенности поведения потенциальных работников на рынке медицинского труда. Выпускники стремятся реализовать свои знания и умения в частном секторе здравоохранения, только 13% студентов хотели бы работать в бюджетных ЛПУ.   

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×