Проблемные вопросы в практике лицензирования медицинской деятельности

6148
Проблемные вопросы в практике лицензирования медицинской деятельности

Медицинский центр получил лицензию на осуществление медицинской деятельности в г. Москве. Позднее центр принял решение открыть филиал в Липецкой области. С этой целью в лицензирующий орган Липецкой области было направлено уведомление о начале деятельности центра на территории области. Уведомление было подано заявлением, с уплатой гос пошлины. Однако оригинал лицензии, оформленной в Москве, для переоформления в территориальный лицензирующий орган не направлялся. Соответственно, территориальный лицензирующий орган выдал медицинскому центру новую лицензию. Спустя полгода медицинскому центру понадобилось переоформить обе лицензии в связи с появлением новых наименований медицинских услуг. Медицинский центр вновь обратился в территориальный орган Липецкой области, предоставив на этот раз все документы. Полномочен ли лицензирующий орган области переоформить обе лицензии?

Нормативные правовые акты последних лет, связанные с лицензированием медицинской деятельности, вызывают очень много вопросов у лицензирующих органов, соискателей лицензий и лицензиатов. Цель этого материала – постараться привести к общему знаменателю ответы на эти вопросы, с тем чтобы стало возможным работать по лицензированию медицинской деятельности на единой методической основе.

Порядок лицензирования в здравоохранении на сегодняшний день регулируется целым рядом нормативных актов. К ним относятся, в частности, Федеральные законы от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон об охране здоровья) и от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон № 99-ФЗ); постановления Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 “Об организации лицензирования отдельных видов деятельности” (далее – постановление № 957) и от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)» (далее – постановление № 291).

С выходом Закона № 99-ФЗ были решены многие проблемы лицензирования, и в целом закон можно признать полезным. Тем не менее вопросы остаются, и в данной статье мы попытаемся ответить на основные из них.

1. Наиболее часто задаваемый вопрос: какой лицензирующий орган должен выдавать лицензии на медицинскую деятельность организациям, осуществляющим медицинскую деятельность и находящимся в муниципальной собственности (детским садам, детским оздоровительным лагерям, школам и др.)? Неясно, кто именно должен лицензировать медицинскую деятельность таких организаций – Росздравнадзор или лицензирующий орган субъекта РФ.

Отвечая на этот вопрос, следует процитировать ст. 100 Закона об охране здоровья. Согласно ч. 17 этой статьи с 1 января по 31 декабря 2012 г. Российская Федерация в порядке, установленном ст. 15 настоящего Закона, передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по лицензированию медицинской деятельности (за исключением деятельности, предусматривающей оказание услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи):

1) медицинских организаций, подведомственных субъекту РФ и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности;

2) медицинских организаций муниципальной и частной систем здравоохранения. Частью 4 ст. 29 определено, что муниципальную систему здравоохранения составляют:

— органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

— подведомственные органам местного самоуправления медицинские и фармацевтические организации.

Далее обратимся к постановлению № 291, в котором сказано, что к полномочиям Росздравнадзора относится лицензирование медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, за исключением медицинских организаций, находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, – по 31 декабря 2012 г. включительно.

В свою очередь, субъекты РФ осуществляют лицензирование:

— медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности;

— медицинских и иных организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, – по 31 декабря 2012 г. включительно.

Итак, в Законе об охране здоровья говорится о том, что субъекты РФ осуществляют лицензирование только медицинских организаций, входящих в муниципальную систему здравоохранения, в то время как согласно постановлению № 291 лицензированию подлежат не только медицинские, но и иные организации (в том числе детсады, школы и т. д.). На наш взгляд, лицензирование этих организаций до 1 января 2013 г. должно осуществляться тем лицензирующим органом, куда обратился соискатель лицензии. С 1 января в связи с вступлением в силу подп. “а” п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об охране здоровья будет четко определено, в какой орган следует обращаться за получением лицензии, предположим, для медицинского здравпункта в школе.

2. Рассмотрим другую ситуацию. Лицензия включает работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, не указанные в постановлении № 291, и (или) не содержит фразу «медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)». Подлежит ли такая лицензия переоформлению в порядке, установленном ст. 18 Закона № 99-ФЗ, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности?

При ответе на этот вопрос следует обратиться к ст. 22 Закона № 99-ФЗ. В пункте 4 статьи четко сказано, что предоставленные до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ (услуг), которые выполняются (оказываются) в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Порядок переоформления установлен ст. 18 Закона № 99-ФЗ. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

3. Статья 18 Закона № 99-ФЗ также вызывает вопросы у лицензиатов и соискателей лицензии в ситуации, когда лицензирующий орган, предоставивший лицензию, прекратил свою деятельность. Не вполне ясно, как в этом случае выполнить требование ст. 18 о представлении лицензиатом в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, заявления о переоформлении лицензии, оригинала действующей лицензии и документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии. Такие случаи в нашей практике встречаются достаточно часто.

Очевидно, что это недоработка законодателя. В любом случае, если лицензирующий орган, предоставивший лицензию, прекратил свою деятельность, заявление следует подавать в действующий уполномоченный (в соответствии с лицензионным законодательством) лицензирующий орган.

4. Еще один вопрос: каким образом выдавать лицензию на работы (услуги), указанные в постановлении № 291, но не поименованные в действующем приказе Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 № 323, например, на “медицинское освидетельствование на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации”?

К сожалению, решения указанного вопроса в правовом поле нет. В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением № 291, “требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации”. Соответствующий приказ должен быть разработан Минздравом России. А пока действует приказ Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 № 323, и переоформить лицензию можно только по работам (услугам), утвержденным этим приказом.

5. В соответствии с подп. “в” п. 4 постановления № 291 руководитель медицинской организации, заместители руководителя медицинской организации, ответственные за осуществление медицинской деятельности, руководитель структурного подразделения иной организации, ответственный за осуществление медицинской деятельности, должны иметь кроме основного высшего медицинского образования и сертификата специалиста дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности “организация здравоохранения и общественное здоровье”. Эта норма не всегда встречает понимание среди руководителей учреждений здравоохранения. Тем не менее постановление № 291 – нормативно-правовой акт Правительства, и его нормы необходимо выполнять. Кроме того, следует руководствоваться квалификационными характеристиками, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, где указано, что руководителями могут быть также специалисты с юридическим или экономическим образованием, прошедшие дополнительную специальную подготовку по менеджменту в здравоохранении.

6. Руководители учреждений здравоохранения часто задаются вопросом, какое именно количество часов повышения квалификации специалистов будет достаточным для соблюдения лицензионных требований. Этот же вопрос беспокоит и уполномоченные органы, следящие за соблюдением лицензионных требований.

Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 “Об утверждении типового Положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов” (далее – постановление № 610) утверждены виды дополнительного профессионального образования. К ним относятся повышение квалификации, стажировка и профессиональная переподготовка. При этом повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов), тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов), длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов. Согласно ст. 100 Закона об охране здоровья до 1 января 2016 г. медицинской деятельностью в Российской Федерации могут заниматься лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. А сертификат специалиста выдается только после повышения квалификации в объеме не менее 100 часов. Из того же постановления № 610 следует, что лишь длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении является повышением квалификации по профилю профессиональной деятельности (т. е. по специальности). Все остальное – тематические усовершенствования. То есть при лицензионном контроле будет требоваться повышение квалификации в объеме не менее 100 часов.

7. Руководитель медицинской организации, заместители руководителя медицинской организации, ответственные за осуществление медицинской деятельности, руководитель структурного подразделения иной организации, ответственный за осуществление медицинской деятельности, должны иметь стаж работы по специальности не менее 5 лет при наличии высшего медицинского образования и не менее 3 лет – при наличии среднего. Поскольку конкретного указания на саму специальность в законодательстве нет, стаж может быть по любой специальности в соответствии с номенклатурой специальностей, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 № 210н. Такой стаж должны иметь как руководитель, так и его заместители.

8. Согласно подп. “а” п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности к числу лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату (соискателю лицензии) при осуществлении им медицинской деятельности, относится соблюдение порядков оказания медицинской помощи. При этом невыполнение данного пункта является грубым нарушением лицензионных требований и влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

Однако в соответствии со ст. 10 Закона об охране здоровья требование о соблюдении порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи медицинскими организациями вступает в силу с 1 января 2013 г. Поэтому при проведении лицензионного контроля в 2012 г. от юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) не требовалось обязательного выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. С 1 января 2013 г. их соблюдение будет обязательным. Порядки должны быть разработаны по всем профилям медицинской помощи.

9. В практике лицензирования медицинской деятельности адрес местонахождения юридического лица и адрес места осуществления медицинской деятельности часто не совпадают. Согласно постановлению № 957, если лицензиат получил лицензию в одном субъекте, он может вести свою деятельность на территории другого субъекта, уведомив об этом данный субъект. Тот факт, что филиалы (территориально-обособленные подразделения) находятся в различных субъектах Российской Федерации, не позволяет одному лицензирующему органу в полной мере осуществить лицензионный контроль, в том числе внеплановую выездную проверку. Возможно ли наличие у одного юридического лица нескольких лицензий на медицинскую деятельность?

Письмо Минздравсоцразвития России от 03.02.2012 № 25-1/10/2-855 дает ответ на этот вопрос. В нем указано, что в соответствии с положениями ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, предоставленным лицензирующим органом. Указанное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности для юридического лица (индивидуального предпринимателя) должно быть только одно. Поэтому все ранее выданные лицензии одному юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) на различные объекты (места) осуществления конкретного вида деятельности подлежат переоформлению в одну бессрочную лицензию.

Лицензия переоформляется в течение 10 дней, если не изменяется адрес места осуществления деятельности и перечень выполняемых работ (услуг), и в течение 30 дней – в случае изменения адреса места осуществления деятельности и (или) выполнения новых работ (услуг). 

Проблемные вопросы в практике лицензирования медицинской деятельности

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×