Размещение заказа при возникновении срочной потребности в определенных товарах, работах, услугах

4536
Размещение заказа при возникновении срочной потребности в определенных товарах, работах, услугах

В Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ) прописаны два основания, предусматривающие возможность заключения контрактов без проведения процедуры торгов или запроса котировок – воздействие непреодолимой силы и необходимость срочного медицинского вмешательства.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации обстоятельствами непреодолимой силы являются чрезвычайные и непредотвратимые в данных условиях обстоятельства. Квалифицирующие признаки обстоятельств непреодолимой силы следующие:

• чрезвычайность обстоятельств (выражающаяся во внезапном, не предусмотренном обычным ходом дел возникновении и (или) течении исключительного явления вне зависимости от его предвидения);

• невозможность их предотвращения всеми доступными для заказчика способами (признак объективной непредотвратимости (невозможность субъекта заблаговременно устранить всеми доступными для него средствами проявленное в реальной действительности обстоятельство, возникшее и (или) развивающееся независимо от возможностей и действий субъекта правоотношения)).

Следует обратить внимание на определение понятия “чрезвычайная ситуация” – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайные ситуации можно разделить на две группы:

1) обстоятельства политического и криминогенного характера;

2) обстоятельства природного и техногенного характера.

К первой группе относятся:

• попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти;

• вооруженный мятеж;

• массовые беспорядки;

• террористические акты;

• блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей;

• подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;

• межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты. Ко второй группе обстоятельств относятся;

• чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера,

• чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

К обстоятельствам непреодолимой силы относятся такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т. п. обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях.

Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб. Сюда же можно отнести ликвидацию аварий (например, прорыв батареи отопления или канализации).

Важно! Чтобы “оправдать” необходимость срочного размещения заказа, непредотвратимыми должны быть и само обстоятельство, и процесс, его порождающий. В случае если наступление каких-либо обстоятельств можно было предвидеть и избежать их, ссылка на непреодолимую силу несостоятельна

Понятие “срочное медицинское вмешательство” законодательно не закреплено.

Например, ФАС России разъясняет, что необходимость срочного медицинского вмешательства возникает в случаях, при которых создается угроза смерти либо резкого ухудшения состояния здоровья того или иного лица.

В решении Октябрьского районного суда г. Владимира срочное медицинское вмешательство охарактеризовано как вмешательство, включающее в себя любое срочное обследование, лечение и иное действие, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную или исследовательскую направленность.

К обстоятельствам непреодолимой силы и к требующим срочного медицинского вмешательства нельзя отнести следующие:

• предыдущее бездействие уполномоченных лиц, выразившееся в неразмещении государственного заказа, например, в срок, установленный графиком для выполнения работ по профилактике, ремонту, замене и необходимому плановому обслуживанию оборудования, зданий, строений и т. п. (когда у заказчика имелась возможность заблаговременно разместить заказ посредством проведения торгов, однако в результате медлительности заказчика размещение заказа не было осуществлено);

• позднее принятие федерального бюджета;

• отмена проведенных торгов по решению контрольного органа или признание размещения заказа не действительным на основании решения суда;

• приобретение медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования на неопределенный период для медицинского обслуживания неопределенного круга лиц. В случае возникновения подобных обстоятельств лечебные учреждения должны иметь все необходимое оборудование, неснижаемый запас медикаментов и медицинского инструментария для проведения мероприятий по оказанию срочной медицинской помощи;

• требующие выполнения дополнительного объема работ в целях обеспечения совместимости с ранее выполненными работами;

• смена сезонов (например, подготовка автомобильного транспорта к зимнму сезону, а также иные случаи, не возникающие внезапно, т. е. не обладающие характеристиками непредсказуемости и непредотвратимости во времени);

• задержка в выделении заказчику финансовых средств (несвоевременное финансирование заказчика, невозможность использования бюджетных средств в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом № 94-ФЗ, из-за их поступления в конце финансового года), обусловливающая отсутствие времени на проведение торгов в связи со срочной потребностью в товарах (работах, услугах);

• потребность в товарах (работах, услугах) не носит экстренный характер;

• наличие прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Для заключения государственного контракта по п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94ФЗ необходимо наличие одновременно следующих условий:

• наступление чрезвычайного события (иного непредсказуемого и непредотвратимого во времени обстоятельства),

• нецелесообразность размещения государственного заказа иным способом, требующим затрат времени, для ликвидации последствий данного события.

В случае возникновения потребности в определенных товарах (работах, услугах) вследствие воздействия обстоятельств непреодолимой силы заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования, нужд муниципального бюджетного учреждения) (далее – контролирующий орган).

В уведомлении, оформленном на бланке заказчика, рекомендуется указать обстоятельства непреодолимой силы (необходимости срочного медицинского вмешательства), объем работ (услуг), количество товаров, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы, а также цену государственного контракта, целевую статью, за счет которой будет осуществляться финансирование государственного контракта, сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике). Итак, в уведомлении указывают:

• для юридического лица – организационно-правовую форму, наименование, местонахождение, номер телефона, фамилию, инициалы руководителя, ИНН;

• для физического лица – фамилию, имя, отчество, место жительства, ИНН;

• сведения об отсутствии участника размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков (соответствующую справку позволяет сформировать предусмотренный на сайте http://rnp.fas.gov.ru функционал в отношении каждого из предполагаемых поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (во избежание дальнейших возможных неблагоприятных последствий для заказчика).

К уведомлению в обязательном порядке прилагаются:

• заверенная копия акта или иного документа (протокола внепланового заседания и т. п.), составленного заказчиком, подтверждающего последствия воздействия непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства;

• заверенная копия акта, составленного аварийными службами (при наличии);

• материалы фотофиксации последствий воздействия непреодолимой силы (за исключением срочного медицинского вмешательства);

• расчет стоимости начальной (максимальной) цены контракта, утвержденный должностным лицом заказчика;

• справка об отсутствии участника размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.

Также могут быть приложены иные документы (например, копии лицензий и т. д.), которые могут иметь значение для рассмотрения обращения.

При заключении контракта в связи с воздействием непреодолимой силы акт, составленный и подписанный должностными лицами заказчика, должен содержать:

• дату и адрес составления акта;

• место возникновения последствий воздействия непреодолимой силы;

• обстоятельства возникновения потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие воздействия непреодолимой силы;

• объем разрушений, повреждений и иных последствий воздействия непреодолимой силы;

• должности, фамилии и инициалы лиц, подписавших акт. При заключении контракта в связи с необходимостью срочного медицинского вмешательства в акте следует указать:

• причины, послужившие основанием для заключения контракта (например, назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, отсутствующих в учреждении, из-за индивидуальной непереносимости пациентом имеющихся на складе ЛПУ лекарств, необходимых пациенту по жизненным показаниям; непрогнозируемые эпидемия либо массовое заболевание, при котором имеющегося в учреждении неприкосновенного запаса лекарств явно недостаточно);

• расчет необходимого количества медикаментов исходя из продолжительности курса лечения и количества больных с использованием соответствующих данных статистического учета (т. е. с соблюдением обязательной оптимизации количественного и ассортиментного показателей срочного лекарственного обеспечения).

Важно! При расчете цены контракта необходимо исходить из принципа экономного и эффективного расходования средств бюджета в соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ. К уведомлению следует приложить результаты проведенного заказчиком мониторинга цен, где обосновывается выбор контрагента и подтверждается принятие заказчиком всех мер, направленных на снижение цены заключаемого контракта

При размещении заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ сведения о заключенном контракте подлежат внесению в реестр контрактов на официальном общероссийском сайте в сети Интернет – www.zakupki.gov.ru – в течение трех рабочих дней со дня его заключения.

Размещение государственного заказа у единственного исполнителя (поставщика, подрядчика) в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ – при отсутствии обстоятельств, предусмотренных в данной норме, – образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектом рассматриваемого административного правонарушения является должностное лицо заказчика. Данное административное правонарушение посягает на порядок, устанавливающий ограничения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд без проведения торгов (в форме конкурса или аукциона) путем запроса котировок цен или без заключения контракта.

Такие ограничения обеспечивают эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Условно можно выделить следующие случаи привлечения должностных лиц к ответственности за размещение заказа у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур:

• в представленном обращении выявлено отсутствие последствий воздействия непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства;

• в ходе проведенной проверки выявлено отсутствие последствий воздействия непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства;

• в обращении представлены сведения о намерении заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, больших, чем необходимо для ликвидации последствий воздействия непреодолимой силы;

• обращение содержит расчет начальной (максимальной) цены контракта, которая превышает стоимость товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не устанавливает исчерпывающего перечня обстоятельств, которые можно признать чрезвычайными и непредотвратимыми, и не дает определения целесообразности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

В связи с этим при разрешении вопроса о правомерности применения указанной нормы контролирующий орган (или суд) исходит из конкретных обстоятельств дела. Заказчику необходимо использовать рассмотренные случаи размещения заказа с соблюдением строго определенного (минимального) объема товаров (работ, услуг), адекватного с точки зрения целесообразности погашения срочной государственной потребности.  

Посмотреть приложения 

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль