Особенности лицензионного контроля в сфере обращения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров*

2578
Особенности лицензионного контроля в сфере обращения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров*

Департамент здравоохранения города Москвы как орган исполнительной власти в сфере здравоохранения осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные субъектам РФ в сфере здравоохранения в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” и постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 № 425-ПП “Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы”. В рамках переданных ему полномочий Департамент лицензирует деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки I, II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук). Принципы контроля одинаковы на всей территории нашей страны, поэтому опыт Департамента здравоохранения города Москвы может быть применен в других субъектах РФ.

На территории Москвы медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (далее – деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ) ведет около 9 тыс. юридических лиц различной формы собственности и индивидуальных предпринимателей. Из них деятельностью по обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Москвы занимается около 600 юридических лиц различной формы собственности и ведомственной подчиненности на 1,5 тыс. объектах, требующих постоянного, своевременного и эффективного контроля.

За 9 месяцев 2012 г. Департамент здравоохранения города Москвы (далее – Департамент) выдал 23 лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, переоформил 195 лицензий, 37 из них – в связи с намерением лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии. Досрочно прекращена деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ на девяти территориально-обособленных объектах (в девяти организациях).

В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” в рамках межведомственного взаимодействия между Департаментом и Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве заключен Протокол о межведомственном взаимодействии и взаимном информационном обмене. Информация о заключениях, предоставленных Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве, направляется по электронному запросу Департамента.

Департамент здравоохранения проводит лицензионный контроль за организациями, ведущими на подведомственной ему территории деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ. Эти полномочия предоставлены Департаменту Федеральными законами от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон № 99-ФЗ) и от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ).

Лицензионный контроль осуществляется в отношении соискателя лицензии, подавшего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии. Проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах.

В ходе внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата проверяется состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

Также проводится контроль соблюдения лицензиатами лицензионных требований для предотвращения нанесения вреда здоровью человека и с целью защиты законных интересов граждан.

Плановые проверки лицензиатов проводятся Департаментом здравоохранения в соответствии с ежегодным планом, разработанным в установленном порядке и утвержденным Департаментом и Прокуратурой г. Москвы.

Основанием для включения проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии;

2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

3) истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере. Внеплановая выездная проверка лицензиата в соответствии с Законом № 99-ФЗ проводится по следующим основаниям: 1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований (проводится по согласованию с органами прокуратуры);

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 20 Закона № 99-ФЗ;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки с целью установить факт досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ и в соответствии с Законом № 294-ФЗ на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Во исполнение положений Закона № 99-ФЗ и с учетом приказа Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”» издан приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 18.08.2011 № 747 “Об организации мероприятий по контролю в области охраны здоровья граждан на территории города Москвы”.

Приказом утверждены формы используемых при проведении контрольных мероприятий документов:

— распоряжения Департамента здравоохранения о проведении проверки юридического лица;

— заявления о согласовании Департаментом здравоохранения с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица;

— акта проверки Департаментом здравоохранения города Москвы юридического лица;

— уведомления о проведении плановой (внеплановой) проверки юридического лица.

Департамент осуществляет свою деятельность по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ во взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области, Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве, Прокуратурой г. Москвы, ГУВД г. Москвы, другими органами исполнительной власти города.

Взаимодействие реализуется в форме проведения совместных контрольных мероприятий; участия в Коллегиях; обмена информацией по результатам контрольных мероприятий.

За 9 месяцев 2012 г. специалисты Департамента здравоохранения провели 14 проверок соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ (12 плановых, 2 внеплановых по выполнению предписаний), в четырех случаях выявлены нарушения и составлены протоколы об административном правонарушении. По решению суда за административное правонарушение на лицензиатов наложены штрафы в размере 110 000 руб. (сумма по четырем организациям).

Для сравнения: в 2011 г. проведено 25 проверок (21 плановая и 4 внеплановые). При этом проверки проводились по деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки I и II, а также психотропных веществ, внесенных в Список III. В двух случаях выявлены нарушения лицензионных требований, составлены протоколы об административном правонарушении. По решению суда на лицензиатов наложены штрафы за административное правонарушение в размере 130 000 руб.

В 2011 г. по заявлениям лицензиатов самостоятельно прекращена деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в четырех организациях на восьми территориально-обособленных объектах.

К основным нарушениям лицензионных требований, выявляемым при проведении контроля деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, относятся:

— несоответствие сейфов для хранения наркотических средств и психотропных веществ категориям помещений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148 “О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров”. Например, установленный в помещении 3-й категории хранения наркотических средств и психотропных веществ сейф не соответствует 3-му классу устойчивости к взлому;

— нарушение требований оформления специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, установленных постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 “О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ”. Например, записи в журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ведутся в пределах двух календарных лет, или в журналах регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не отражаются результаты проведения ежемесячных инвентаризаций;

— отсутствие в штате работников, имеющих специальную подготовку в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, соответствующую требованиям и характеру выполняемой работы.

Отдельное внимание следует уделить вопросу контроля в отношении лекарственных препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

С 1 июня 2012 г. вступил в силу третий абзац п. 2 постановления Правительства РФ от 20.07.2011 № 599 “О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации” в части, касающейся отпуска по рецепту врача (фельдшера) физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей.

В Департамент поступают обращения граждан по вопросу незаконной реализации препаратов рецептурного отпуска без рецепта (в том числе препаратов с малым количеством кодеина и его солей). Так как в этих обращениях не всегда указывается правильное название аптечной организации, а также ее точный адрес, возникают проблемы при получении согласования Прокуратуры г. Москвы о проведении внеплановой выездной проверки по соблюдению лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности.

Между Департаментом и Прокуратурой города Москвы с целью исключения дополнительных согласований о проведении контрольных мероприятий достигнута договоренность о проведении совместных проверок. В Прокуратуру и Окружные прокуратуры г. Москвы Департаментом здравоохранения направляется информация о требующих проверки фактах незаконной реализации препаратов рецептурного отпуска без рецепта (в том числе препаратов с малым количеством кодеина и его солей), и специалисты Департамента привлекаются к проверкам, проводимым Окружными Прокуратурами г. Москвы по данным обращениям.

В 2012 г. специалисты Департамента приняли участие в 46 проверках совместно с окружными прокуратурами г. Москвы. Аптечные организации, в которых выявлены нарушения, оставлены на контроле окружных прокуратур г. Москвы.

Кроме этого, специалисты Департамента здравоохранения в июле и сентябре 2012 г. принимали участие в совместных проверках, проводимых Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве в рамках оперативно-профилактических мероприятий при проведении операции “Фармацевт” с целью выявления нарушений правил оборота лекарственных препаратов с малым содержанием кодеина и его солей.

*Статья опубликована без приложений 

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×