Предоставление платных медицинских услуг на “иных условиях, чем предусмотрено территориальными программами государственных гарантий”

6765
Предоставление платных медицинских услуг на “иных условиях, чем предусмотрено территориальными программами государственных гарантий”

Действовавшие ранее Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями были утверждены более 15 лет назад и в связи с изменением базового законодательства, регулирующего правоотношения в сфере здравоохранении, нуждались в соответствующей корректировке, что и было сделано в постановлении Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 “Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг”.

Данный нормативный акт органично вытекает из ч. 2 ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон № 2300-1), согласно которой Правительство РФ вправе издавать для потребителя и продавца (исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров о выполнении работ и об оказании услуг), и ч. 7 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, определяющей, что порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ.

Ответственность медицинской организации за соблюдение Правил предоставления платных медицинских услуг

Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (далее – Правила), устанавливают обязанности медицинских организаций, независимо от их формы собственности и организационно-правового статуса, во взаимоотношениях с потребителями и заказчиками услуг применительно:

• к предоставляемой информации;

• форме и содержанию договорных отношений, в т. ч. и об условиях оплаты услуг;

• медицинским услугам (объему, содержанию, качеству);

а также определяют уполномоченный федеральный орган, осуществляющий контроль над соблюдением настоящих Правил, которым является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Из ст. 43 Закона № 2300-1 следует, что за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность за нарушения прав потребителей установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в ст. 14.4, 14.5, 14.7, 14.8.

Из диспозиции приведенной правовой нормы следует, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по указанной статье КоАП РФ могут стать данные, свидетельствующие хотя бы об одном случае несоблюдения требований Правил. Поскольку Правила достаточно обширные и охватывают большой круг обязанностей медицинской организации, то, по мнению автора статьи, контролирующему органу не составит труда выявить (установить) бездействия (ненадлежащие действия), направленные против установленного порядка государственного управления при предоставлении медицинскими организациями платных медицинских услуг, тем более что медицинским организациям потребуется время на выстраивание своей деятельности в соответствии с новыми Правилами.

Проверки соблюдения Правил предоставления платных медицинских услуг

Органом, уполномоченным осуществлять контроль над соблюдением Правил, а также возбуждать и рассматривать дела о вышеназванных административных правонарушениях, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Реализовывать свои полномочия Роспотребнадзор может в рамках плановых проверок, даты проведения которых размещены на сайтах прокуратур субъектов РФ и собственных сайтах территориальных управлений Роспотребнадзора. К данным проверкам медицинская организация имеет возможность подготовиться заранее.

Большую сложность для медицинской организации представляют внеплановые проверки. Основания для них изложены в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (п. “в” ч. 2 ст. 10). Одним из оснований является нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), например, жалоба потребителя на то, что ему была предоставлена платная медицинская услуга, в то время как она предусмотрена территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – территориальная программа).

Практика работы Центра медицинского права показывает, что больше всего жалоб граждан вызвано оказанием платных медицинских услуг в бюджетных учреждениях, подобные жалобы поступают и в территориальные фонды ОМС.

Обозначенная проблема неоднократно поднималась в средствах массовой информации, выступлениях депутатов Государственной Думы, правозащитников и руководства Минздрава России, поэтому с высокой долей вероятности можно предположить, что с вступлением Правил в законную силу Роспотребнадзор (территориальные управления) начнет более активно применять свои полномочия по осуществлению внеплановых проверок в связи с жалобами пациентов. В свою очередь, медицинским организациям крайне необходимо иметь доказательственную базу по обоснованию оплаты медицинских услуг, предоставляемых гражданам на “иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – программа государственных гарантий), территориальными программами и (или) целевыми программами” (п. “а” ст. 7 Правил).

Объектом внеплановых проверок управлениями Роспотребнадзора будет прежде всего документация медицинской организации:

• договор, заключаемый потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме;

• медицинская карта амбулаторного (стационарного) больного;

• а также табели учета рабочего времени медицинского персонала, установленные в медицинской организации нормы нагрузки, отчеты о занятости койки в году, обороте койки и иные документы, перечень которых будет уточняться по мере формирования правоприменительной практики.

Указанные документы обязательны для представления должностному лицу Роспотребнадзора, в противном случае медицинская организация может быть привлечена к административной ответственности.

Кроме того, объектом внимания должностных лиц Роспотребнадзора в ходе проверок будет соблюдение медицинской организацией требований по предоставлению информации, связанной с территориальными программами. Соответственно в медицинской организации должны быть стенды (стойки с информацией) с доступной информацией о видах и объемах бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий и соответствующей территориальной программы.

В п. 12 Правил изложен критерий доступности информации – свободный доступ к информации неограниченного круга лиц в течение всего времени работы медицинской организации. Понятие “неограниченный круг лиц” включает в т. ч. лиц с ограниченными возможностями (инвалиды-колясочники, инвалиды по зрению, слуху и с другими функциональными нарушениями), соответственно для данной категории пациентов информация должна быть адаптирована (более крупный шрифт, размещение информационных стендов на уровне глаз инвалида, специальных информационных папок – на расстоянии не более вытянутой руки), проведена соответствующая подготовка медицинского персонала (например, сотрудников регистратуры), способного предоставить ответы на вопросы указанных лиц или оказать им дополнительное содействие по доступу к информации.

Оформление платных медицинских услуг, предоставляемых на “иных условиях, чем предусмотрено территориальной программой государственных гарантий”

Определенную сложность будет представлять идентификация признаков платных медицинских услуг, относящихся к категории “на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами”. По мнению автора, достаточно сложно найти иные условия, чем те, которые содержатся в территориальной программе, поэтому рекомендуем администрации медицинской организации в лице ее руководителей брать действовавшую в 2012 г. территориальную программу, в которой содержатся условия оказания медицинской помощи, и идти от обратного.

В качестве примера возьмем Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденную постановлением Правительства Омской области от 30.12.2011 № 277-п. Признаки “иных условий”, указанные в таблице, не являются исчерпывающими и определяются особенностями территориальных программ субъектов РФ.

Если медицинская организация не сможет представить доказательства, что при оказании платных медицинских услуг имели место “иные условия”, то высока вероятность ее привлечения к административной ответственности за нарушения Правил по ст. 14.4 КоАП РФ.

В данном случае таким доказательством могут являться договор с обозначенными условиями и медицинская документация потребителя.

Правила в п. 16 теперь однозначно устанавливают, что договор на оказание платных медицинских услуг между потребителем (заказчиком) и исполнителем заключается в письменной форме. Наличие договора – это юридический факт гражданских правоотношений сторон, в которые они вступают своей волей и в своем интересе2. Категории “воля” и “интерес” по своему содержанию близки к категории “желание”, употребляемой в Правилах, поэтому наличие договора подтверждает, что имело место желание потребителя получить медицинские услуги “на иных условиях, чем установлено территориальной программой”.

Формальные требования к содержанию договора изложены в п. 17 Правил.

Соответственно в тексте договора должны содержаться существенные признаки “иных условий” в части перечня платных медицинских услуг, условий и сроков их предоставления.

При этом, по мнению автора, если название платной медицинской услуги может соответствовать наименованию услуги, включенной в территориальную программу, например “консультация (консультативный прием) уролога”, то содержание пунктов “условия” и “сроки” должно обладать признаками “иных условий”, чем те, которые предусмотрены территориальной программой. Так, применительно к услуге “консультация (консультативный прием) уролога” вышеназванные условия могут быть изложены следующим образом: “медицинская услуга оказывается не позднее, чем через два рабочих дня с момента вступления договора в законную силу и вне пределов графика рабочего времени врача-специалиста, привлеченного к оказанию услуги”. В свою очередь, в медицинской карте амбулаторного больного, кроме соблюдения обязательных требований к порядку ведения медицинской документации, должны быть указаны дата, время начала и время окончания консультации, из которых бы следовало, что договорные условия о дате оказания услуги выполнены и она была оказана вне рабочего времени врача.

При жалобе потребителя в контролирующий орган с целью мотивировать медицинскую организацию вернуть деньги и проведении вследствие этого внеплановой проверки Роспотребнадзором медицинская организация сможет предоставить договор с обозначенными условиями и медицинскую документацию потребителя в подтверждение того факта, что медицинские услуги были оказаны на “иных условиях”.

Учитывая вышесказанное, руководителям медицинских организаций можно рекомендовать издать соответствующий приказ, в котором подробно будут прописаны “иные условия” как подпадающие под действие п. 6 Правил и формализовать действия медицинских работников по ведению договорной и медицинской документации сообразно требованиям приказа. В противном случае соответствующие бюрократические процедуры придется выполнить в результате привлечения медицинской организации к административной ответственности.

Предоставление платных медицинских услуг на “иных условиях, чем предусмотрено территориальными программами государственных гарантий”

Предоставление платных медицинских услуг на “иных условиях, чем предусмотрено территориальными программами государственных гарантий”

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль