Обеспечение прав пациентов на качественную медицинскую помощь в системе ОМС

3866
Обеспечение прав пациентов на качественную медицинскую помощь в системе ОМС

Что такое права пациента и чем регулируются требования к качеству медицинской помощи?

Прежде всего нужно понимать, что понятия “право на охрану здоровья”, “право на медицинскую помощь”, “права пациента” и “права потребителя медицинских услуг“ не тождественны.

Охрана здоровья включает в себя не только оказание медицинской помощи, но и меры немедицинского характера – охрану окружающей среды, создание безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производство и реализацию продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов.

Неотчуждаемое право на медицинскую помощь имеют все граждане РФ, причем это право реализуется как в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – программа госгарантий), так и путем оказания платных медицинских услуг.

К пациентам относятся только те, кому оказывается медицинская помощь или кто за ней обратился.

Права потребителя медицинских услуг распространяются не только на граждан, заказывающих или приобретающих медицинские услуги (для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), но имеющих такое намерение (причем не только при самостоятельной оплате, но и в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования).

Важно! Право на медицинскую помощь надлежащего качества является лишь одним из прав пациентов. В свою очередь, права пациентов – только часть прав потребителей и прав граждан на охрану здоровья

Почему это важно? Дело в том, что контрольно-надзорные функции за обеспечением разных прав граждан осуществляются разными органами и на основании разных регламентирующих документов. Отличаются и санкции, которые могут применяться за нарушение разных прав.

Статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ“ (далее – Закон № 323-ФЗ) определено, что качество медицинской помощи (далее – КМП) – это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. В то же время медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Важно! Помимо своевременности оказания, адекватности примененных методов и достижения максимального клинического результата, качественная медицинская помощь должна соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым к услугам

Какие это требования?

В ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей“ (далее – Закон РФ № 2300-1) установлено, что качество услуги должно соответствовать:

заключенному договору;

при отсутствии в договоре условий о качестве – обычно предъявляемым требованиям;

при наличии требований, предусмотренных законами (или в установленном ими порядке), – таким требованиям.

Разберем эти положения подробнее.

Требования, установленные договором

Как известно, в сфере ОМС застрахованный не заключает договор с медицинской организацией (далее – ЛПУ) или страховой медицинской организацией (далее – страховой компанией).

Типовой договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (далее – типовой договор) между ЛПУ и страховой компанией не содержит критериев качества медицинской помощи, хотя включает в себя указание на то, что ее оплата осуществляется с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий ее предоставления.

Вместе с тем Гражданский кодекс РФ устанавливает свободу договора – стороны самостоятельно устанавливают условия договора (кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами).

Учитывая, что в типовом договоре часть условий, которые по закону должны быть установлены в договоре между ЛПУ и страховой компанией, не определена (например, размер штрафных санкций, применяемых к ЛПУ), стороны могут внести в него условия, касающиеся требований к КМП.

Обычно предъявляемые требования

Говоря о требованиях, обычно предъявляемых к услуге, законодатель не конкретизировал, кто именно их предъявляет – потребитель или заказчик. Может ли это сделать сам потребитель?

Важно! В соответствии с рекомендациями Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения удовлетворенность пациентов является одним из четырех основных компонентов КМП

Вместе с тем степень удовлетворенности потребителя зависит от его субъективных представлений и ожиданий. Многие ли граждане имеют специальные познания в области медицины? Хорошо ли они знают условия реализации прав пациента?

Например, по желанию потребителя платные медицинские услуги могут оказываться на иных условиях, чем предусмотрено программой госгарантий, территориальными программами госгарантий, целевыми программами (в том числе – установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара; применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – перечень ЖНВЛП), если их назначение и применение не обусловлены жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости).

Конечно, медицинская организация обязана информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы госгарантий и территориальных программ госгарантий. Но как отнесется пациент к предложению оплатить, например, лекарство, не входящее в перечень ЖНВЛП?

Другой пример. В последние годы участились случаи отказа родителей от медицинского вмешательства в отношении ребенка (например, по религиозным мотивам). Однако в п. 9 ст. 20 Закона № 323-ФЗ приведен перечень случаев, когда решение о вмешательстве принимается лечащим (дежурным) врачом без согласия пациента, его родителей или законных представителей:

по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;

в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, или тяжелыми психическими расстройствами, или совершивших общественно опасные деяния;

при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

Насколько будут удовлетворены родители, считающие себя вправе отказаться от медицинского вмешательства в отношении ребенка, если такое вмешательство будет выполнено вопреки их желанию?

Важно! Нужно понимать, что изучение удовлетворенности – это вид социологического исследования, результаты которого зависят от правильности его проведения и от корректности формулировок вопросов

Обычная же практика – анкетирование пациентов силами медицинских работников ЛПУ. Понятно, что в число респондентов с большой вероятностью попадут только лояльные пациенты, а их оценки будут завышены.

Требования, предусмотренные законами

Согласно п. 2 ст. 64 Закона № 323-ФЗ критерии оценки качества медицинской помощи должны формироваться по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Эти критерии утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Под группами заболеваний или состояний имеются в виду клинико-статистические группы (КСГ).

Однако это положение вступает в силу только с 1 января 2015 г. До этого времени критерии доступности и качества медицинской помощи по ОМС устанавливаются в базовой программе ОМС, а их целевые значения – в территориальных программах ОМС (которые входят, соответственно, в программу госгарантий и в территориальную программу госгарантий).

Важно! Программа госгарантий содержит в основном “популяционные” критерии, характеризующие работу системы здравоохранения. На их основании невозможно оценить КМП, оказанной конкретному пациенту

Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС, проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”3, а порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС утвержден приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 2304.

В частности, установлено, что экспертиза КМП проводится путем проверки соответствия предоставленной медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи, сложившейся клинической практике.

С 01.01.2013 вступила в силу ч. 1 ст. 37 Закона № 323-ФЗ, согласно которой медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Однако стандарт медицинской помощи, содержащий усредненные характеристики (в том числе частоту применения входящих в него вмешательств), не может быть матрицей для оценки КМП.

Важно! Сегодняшняя позиция Минздрава России состоит в том, что стандарты медицинской помощи являются медико-экономическим документом и их выполнение в отношении конкретного больного не является обязанностью врача

Неоднозначен и тезис о сложившейся клинической практике...

Продолжение статьи читайте на сайте 17 02 2013



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль