Обжалование действий должностных лиц, нарушающих законные права лечебной организации при проведении проверок

3687
Обжалование действий должностных лиц, нарушающих законные права лечебной организации при проведении проверок

Роспотребнадзор провел внеплановую проверку медицинского центра «Медея». Инспекторы пришли по жалобе на нарушение прав потребителей условиями договора, противоречащего закону. По результатам проверки были составлены акт и протокол о привлечении к административной ответственности по ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо не было уведомлено о проверке, инспекторы, не предъявив никаких документов, провели проверку в отсутствие руководителя. При этом вели они себя бесцеремонно: демонстративно заглядывали в кабинеты во время приема пациентов, грубо разговаривали с администраторами клиники. Директор клиники составил жалобу с требованием рассмотреть «на комиссии» поведение проверяющих, на что получил ответ об отсутствии предмета обжалования, поскольку «сотрудники действовали в соответствии с законом».


Среди способов защиты организации при проведении государственного контроля и надзора отдельно следует выделить обжалование неправомерных (незаконных) действий проверяющих, то есть конкретных людей, приходящих с проверкой в медицинскую организацию. Прежде всего необходимо определиться, куда можно обжаловать незаконные действия (бездействие) должностных лиц контролирующих органов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294ФЗ) юридическое лицо имеет право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля, повлекших за собой нарушение прав юридического лица, в административном и судебном порядке.

Таким образом, можно выделить несколько вариантов обжалования:

— в административном порядке – в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу;

— в судебном порядке – в арбитражный суд субъекта Федерации;

— в рамках прокурорского надзора.

Об этом виде обжалования в Законе № 294-ФЗ прямо не говорится, однако наличие в Кодексе РФ об административных правонарушениях статьи 19.6.1, предусматривающей ответственность должностных лиц контролирующих органов за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле, делает такой способ обжалования возможным.

Если для подачи заявления в арбитражный суд об оспаривании ненормативных решений, действий (бездействия) должностных лиц необходимо строго следовать требованиям ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ, то требования к содержанию жалобы, подаваемой в административном порядке либо в органы прокуратуры, в нормативных актах не содержатся. Вместе с тем, чтобы обжалование принесло положительный результат, рекомендуем придерживаться следующих правил.

Правила составления и подачи жалобы »

Объем жалобы.

По объему информации жалоба не должна превышать 1–2 страницы машинописного текста. Больше никто читать не будет: инспекторы, прокурорские работники да и судьи завалены жалобами, административными делами. Даже если они искренне захотят вам помочь, у них физически может не быть времени ознакомиться с жалобой на 10–15 страницах.

Содержание жалобы.

При составлении жалобы старайтесь избегать эмоций и их описания, не используйте в тексте эпитеты, сравнения, описание вашего душевного состояния (обида, чувство несправедливости), восклицательные знаки. Эмоции выдают вашу уязвимость, но не помогают решить проблему. Кроме того, следует избегать изложения доводов и рассуждений, не относящихся к сути жалобы, перечисления ненужных нормативно-правовых актов, приведения аргументов, которые вы не можете подтвердить (доказать).

Структура жалобы.

Текст должен быть легко читаемым, адресат жалобы должен потратить минимум времени, чтобы вникнуть в ее суть и принять решение. Для этого можно использовать подзаголовки, оформляя каждую мысль отдельным абзацем, либо структурировать текст по схеме «довод» – «ссылка на закон, который демонстрирует незаконность действия (бездействия), решения» – «ссылка на судебную практику (конкретные решения судов, подтверждающие вашу правоту)».

В любом случае жалоба не должна представлять собой:

— сплошной текст без связи и логики;

— текст, пестрящий различными видами шрифтов, цветов и т. п.

Приложения к жалобе.

Прежде всего вы должны приложить к жалобе все документы, подтверждающие вашу правоту. Это может быть протокол проверки, аудиоили видеозапись проверки, служебные и докладные записки сотрудников, в которых описываются действия проверяющих, письменные отказы в предоставлении затребованных документов и т. д.

Все документы предоставляются в виде заверенных копий. Если документ состоит из нескольких листов, он в обязательном порядке прошивается, пронумеровывается и скрепляется печатью. Если вы ссылаетесь в жалобе на нормативные акты, советуем сделать извлечения из них и также включить эту распечатку в документ в качестве приложения.

Так вы избавите адресата жалобы от необходимости перепроверять вас и тратить время на поиски нормативных актов. В конце жалобы в обязательном порядке должна быть приведена опись приложений.

Наименование документа.

Этот вопрос редко обсуждается, но само слово «жалоба» несет в себе негативный оттенок. Податель документа с таким названием плохо согласуется с образом уверенного профессионала. Среди адвокатов принято применять иное наименование документа, которым вы хотите обжаловать чьи-либо действия.

Субъект жалобы (на кого она подана).

Жаловаться следует только на конкретных людей (инспектора, специалиста, руководителя), указывая их имена, фамилии, отчества и должности. Неэффективно предъявлять претензии коллективу государственного органа, профессиональному сообществу в целом.

Руководителю государственного органа будет крайне неприятно прочесть, что «все проверяющие были грубы, некомпетентны и не соответствуют занимаемым должностям». Во-первых, это, скорее всего, неправда, а во-вторых, руководитель такой же государственный служащий, и этот коллектив – результат его кадровой работы. Не стоит изначально подобными обобщающими заявлениями настраивать против себя главу контролирующего органа. Бесполезно обвинять в чем-либо систему, это обернется против вас.

Контактная информация.

Немаловажно указать в реквизитах как можно более полную контактную информацию: телефоны, электронную почту, почтовый адрес для обратной связи с вами.

Способы доставки жалобы до адресата.

Если жалоба отправляется по почте, то ее нужно слать заказным письмом с уведомлением о вручении. Необходимо сохранить квитанцию, поскольку на ней проставлена дата отправки и указан адресат корреспонденции с уведомлением о вручении. Рекомендуем взять за правило сохранять все конверты и уведомления – на них стоит почтовый штамп с указанием даты получения, с которой можно отсчитать срок ответа на поданную жалобу. Если вы решили принести жалобу лично, ее следует подать секретарю либо в канцелярию, но не оставлять у помощников и других служащих.

При передаче жалобы лично нужно распечатать ее в двух экземплярах, один из которых будет подписан руководителем организации и передан адресату. На второй копии секретарь должен поставить дату приема жалобы, свою подпись, номер входящего документа и номер телефона, по которому можно будет узнать результаты ее рассмотрения.

Жалобы в несколько инстанций.

В данном случае речь идет о том, что при административном обжаловании можно и иногда нужно направлять жалобу на все уровни. Например, если вы пишете заявление в районную прокуратуру, то можно одновременно направить его в прокуратуру города, региона, а также в генеральную прокуратуру с пометкой «на контроль». Реакция на такую жалобу последует быстрее.

Предварительный разговор.

Иногда до подачи жалобы имеет смысл ознакомить с ее содержанием самого нарушителя. Часто после такой беседы жалоба уже не нужна, поскольку, осознав совершенные ошибки, должностное лицо контролирующего органа может пересмотреть меры ответственности либо размеры санкций, применяемых к медицинскому учреждению. Например, ограничиться предупреждением или уменьшить изначальный штраф.

Срок рассмотрения жалобы »

К сожалению, в российском законодательстве в отличие, например, от законодательства Республики Беларусь или Республики Казахстан3, нет четко прописанного срока рассмотрения государственными органами обращений и заявлений юридических лиц. Единственное, чем мы можем руководствоваться, – это Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ), согласно которому общий срок рассмотрения заявлений и обращений в государственные органы составляет 30 дней.

Помимо данного закона, Правительством РФ также принято постановление от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации». Оно касается обжалования неправомерных действий (бездействия), решений при предоставлении государственных услуг. Согласно этому документу срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней.

Ответ на жалобу »

Довольно часто вместо конкретного ответа (реакции) на поданную жалобу учреждение получает маловразумительное письмо с перечислением нормативных актов, которые регулируют описанную в жалобе проблему.

Возникает вопрос, каким требованиям должен соответствовать ответ государственного органа на жалобу (заявление). Требования к ответу на обращение в государственный орган содержатся в Законе № 59-ФЗ. В частности, согласно ст. 10 указанного закона:

— обращение должно быть рассмотрено объективно, всесторонне и своевременно;

— при необходимости государственный орган, в который направлено обращение, обязан запросить нужные для рассмотрения обращения документы в других государственных органах и организациях;

— письменный ответ должен быть дан по существу поставленных в обращении вопросов.

Таким образом, если вам пришел ответ на жалобу, не соответствующий перечисленным требованиям закона, его можно обжаловать в судебном порядке…

*Статья опубликована с сокращениями, без приложений,  полностью публикацию читайте в бумажной версии

Перейти к другим публикациям 

Узнать о подписке на журнал



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль