Учебно-методические кабинеты как пример социального партнерства медицинского колледжа и учреждений здравоохранения Волгоградской области

4980
Учебно-методические кабинеты как пример социального партнерства медицинского колледжа и учреждений здравоохранения Волгоградской области

 …Огромную роль в развитии последипломного образования средних медицинских работников и в решении стоящих перед ними задач играет организация работы учебно-методического кабинета (далее – УМК) или учебно-методического центра на базе учреждений здравоохранения, которая в последние годы получила широкое распространение в нашей стране.

Налаживание партнерства колледжа и учреждений здравоохранения

Преподавателями ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград» (далее – колледж № 2) совместно с организаторами сестринского дела проведена большая работа в области последипломного образования средних медицинских работников: в 2010 г. были изучены данные современной литературы, опыт коллег из других регионов и разработаны Методические рекомендации по организации учебно-методического кабинета в лечебно-профилактическом учреждении (см. приложение).

Целью данной работы являлось оказание методической помощи работникам практического здравоохранения при организации учебно-методических кабинетов (УМК)в ЛПУ г. Волгограда и Волгоградской области.

В рекомендациях были представлены примерные Положение об УМК по работе с сестринским персоналом, Должностная инструкция медицинской сестры УМК, Программа сотрудничества в рамках социального партнерства, План работы и Договор о сотрудничестве между колледжем и лечебно-профилактическими учреждениями.

Затем были проведены рабочие встречи с руководителями сестринского дела учреждений здравоохранения по организации работы УМК на основе данных рекомендаций.

Целью работы колледжа № 2 с социальными партнерами (в данном случае – учреждениями здравоохранения региона) по созданию УМК является обеспечение преемственности в качественной подготовке и практической работе специалистов со средним медицинским образованием.

Основные задачи, которые ставятся при этом:

1. Совершенствование системы обучения среднего медицинского персонала (разработка тематики, графика, форм проведения семинаров, конференций, конкурсов профессионального мастерства; организация наставничества и т. д.).

2. Организация научно-исследовательской деятельности в области сестринского дела (внедрение передовых сестринских технологий, обобщение и распространение передового опыта в сестринском деле, совершенствование критериев оценки качества сестринской помощи).

3. Поддержка аналитической деятельности (составление анкет для медперсонала по актуальным вопросам деятельности, проведение опроса, анализ полученных данных и их использование в работе; анализ исходного уровня подготовки среднего медперсонала; анализ отзывов о подготовке выпускников колледжа).

4. Сопровождение информационно-издательской деятельности (подготовка к изданию учебно-методических, научно-методических и информационных материалов; оформление передового опыта работы в области сестринского дела – например, приведение алгоритмов выполнения манипуляций, применяемых в ЛПУ, в соответствие с новыми нормативными документами в области здравоохранения).

5. Методическая и информационная помощь в организации мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Проведенная практическая работа

За прошедшие годы была организована работа УМК в 5 учреждениях здравоохранения – четырех крупных клинических больницах Волгограда, а также клинической станции скорой медицинской помощи г. Волжского.

Подготовлены и проведены ежеквартальные общебольничные сестринские конференции по актуальным темам: этика и деонтология в работе медицинской сестры, профилактика ВБИ, работа с отходами, цикл занятий для фельдшеров скорой медицинской помощи (инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, черепно-мозговая травма, оказание скорой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, судорожный синдром и др.), изучение нормативной документации с последующей сдачей зачетов.

Учеба проводится как с использованием традиционных методов (лекции, семинары, собеседования, отработка практических умений), так и методами активного обучения (подготовка и защита презентаций, ответы на задания в тестовой форме, решение ситуационных задач, в т. ч. с демонстрацией практических умений).

Кроме того, действуют школы профессионального мастерства для конкретных категорий специалистов (перевязочных, процедурных, палатных медсестер, фельдшеров скорой помощи), цель деятельности которых – повышение квалификации и освоение смежных специальностей.

Организована школа резерва для руководящего состава медицинских сестер: в ней на основе оценки качества работы медицинских сестер, которую ежемесячно ведут старшие медицинские сестры в своих отделениях и главные медицинские сестры на основе экспертных карт, определяются более достойные, ответственные сотрудники, которые зачисляются в резерв руководящего звена; с ними изучается нормативная документация и делопроизводство, происходит обмен практическим опытом, осуществляется наставничество.

УМК станции скорой медицинской помощи г. Волжского были подготовлены анкеты, проведен опрос фельдшеров с последующим анализом полученных данных, выявлены слабые места в подготовке специалистов и разработана тематика ежемесячных занятий.

Для проведения обучения привлекались врачи выездных бригад, старшие врачи, врачи анестезиологи-реаниматологи. Ко всем занятиям были подготовлены методические материалы и розданы персоналу.

Теоретические занятия сопровождались отработкой практических умений на муляжах с последующей сдачей зачетов, применялась приобретенная диагностическая тестовая система «Профессиональные компетенции специалистов скорой медицинской помощи». В этом учреждении здравоохранения также введены новые активные формы обучения среднего медперсонала: защита рефератов, подготовка презентаций, решение ситуационных задач, аналитические обзоры специальной и методической литературы, посещение региональных выставок «Медицина и здравоохранение», обобщение собственного опыта работы.

С целью внедрения передовых сестринских технологий и информационной поддержки работы медицинских сестер разработаны тематические папки специалистов «Операционная сестра», «Старшая медсестра», «Процедурная и перевязочная медсестра», которые находятся в УМК в свободном доступе.

За прошедшие годы большое внимание уделялось профилактике профессиональных вредностей у средних медработников. Преподавателями колледжа в рамках работы студенческого научного кружка «Профессионал» подготовлены методические материалы на тему «Безопасная больничная среда. Эргономика». Совместно с сотрудниками УМК проведено анкетирование медицинских сестер и младшего медперсонала по данной теме, результаты переданы руководителям учреждений здравоохранения для изучения.

За последние годы с участием колледжа проведено около 20 конференций для среднего и младшего медицинского персонала по профилактике развития профессиональных заболеваний, мастер-класс по перемещению пациентов с учетом правил эргономики. Памятки, буклеты, подготовленные преподавателями колледжа по этой теме, были широко востребованы сотрудниками учреждений здравоохранения и используются при обучении специалистов, в т. ч. начинающих.

Все руководители сестринской службы учреждений здравоохранения, в которых были созданы УМК, единодушно отметили их большое влияние на повышение квалификации специалистов.

Проблемы организации УМК и их решение

При анализе работы УМК в учреждениях здравоохранения региона были выявлены следующие проблемы:

· помещения для кабинета были выделены только в двух учреждениях, в остальных случаях все материалы хранились в кабинетах главных медсестер;

· недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов, в т. ч. обеспечение компьютерной техникой и доступа в Интернет;

· низкая мотивация среднего медицинского персонала к посещению занятий, особенно в летнее время.

Если решение первой и второй из перечисленных проблем требует определенных финансовых вложений, то последнюю проблему, на наш взгляд, можно было бы решить путем официального введения накопительной системы повышения квалификации средних медицинских работников1. В таком случае каждый вид обучения на базе УМК, выраженный в баллах, мог бы найти отражение в портфолио работника, учитывался бы при аттестации, являлся бы мощным стимулирующим фактором для непрерывного профессионального образования среднего медицинского персонала.

Приложения:

Методические рекомендации по организации учебно-методического кабинета в лечебно-профилактическом учреждении

Программа сотрудничества в рамках социального партнерства

План работы по социальному партнерству


Положение об учебно-методическом кабинете по работе с сестринским персоналом

I. Общие положения 1. Настоящее положение применяется для создания учебно-методического кабинета (далее – УМК) с целью развития и совершенствования основных направлений деятельности сестринского персонала, внедрения современной концепции сестринского дела в практику, повышения уровня теоретических знаний и практических навыков специалистов со средним медицинским образованием и применения их на рабочих местах.

II. Основные цели УМК:

1. Повышение качества медицинской помощи.

2. Повышение уровня теоретических и практических знаний среднего и младшего медицинского персонала больницы.

3. Совершенствование компетентности и профессиональной адаптации медицинских сестер к работе в отделениях больницы.

4. Обучение медицинских сестер на рабочем месте.

5. Оказание сестринскому персоналу организационной и информационно-методической помощи.

III. Основными задачами УМК являются:

1. Внедрение стандартов в деятельность среднего медицинского персонала больницы.

2. Повышение статуса медицинской сестры.

3. Расширение зоны профессиональной деятельности медицинской сестры.

4. Совершенствование сестринского дела: создание накопительной системы непрерывного образования; внедрение и освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и организации труда; развитие навыков теоретических и экспериментальных исследований в сестринском деле и внедрение результатов в практическую деятельность; повышение квалификации медицинских сестер; создание современной информационной базы для среднего медицинского персонала.

IV. Основными функциями УМК являются:

1. Аналитическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния сестринского дела: проведение моральной, психологической и профессиональной экспертизы состояния сестринской службы больницы; обработка и анализ полученной информации.

2. Мотивационно-целевая функции: постановка и определение цели и задач деятельности среднего медперсонала; определение основных ценностных ориентаций и мотивов деятельности, их ранжирование по приоритетам.

3. Планово-прогностические функции: разработка стратегических и тактических шагов методической работы на основе выявленных приоритетных целей и прогноза конкретных ожидаемых результатов в соответствии с разработанными критериями и показателями эффективности; создание индивидуальных и коллективных программ повышения профессионального мастерства и компетентности сестринского персонала; планирование и прогнозирование результатов внедрения инновационных сестринских технологий.

4. Информационные функции: Создание справочного информационного фонда: обучающих программ, библиотеки; регламентных папок по разным разделам деятельности медицинской сестры; банка тестовых заданий, в т. ч. для получения сертификата специалиста.

5. Организационно-содержательные функции: разработка нормативных, программных, методических материалов; выработка механизмов внедрения инноваций; разработка программ по формированию здорового образа жизни различных групп населения.

6. Обучающие функции: создание накопительной системы непрерывного образования; проведение конкурсов профессионального мастерства; проведение научно-практических конференций для специалистов со средним медицинским образованием; проведение заседаний Совета по сестринскому делу, комиссии по качеству в целях улучшения деятельности медицинских сестер и обмена опытом.

7. Консультативно-диагностическая и коррекционная функция: обобщение позитивного опыта, описание его в методических рекомендациях, средствах массовой информации.

V. Организация работы УМК

1. УМК больницы осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением и планом на календарный год, утвержденным главным врачом больницы.

2. Учебно-методический кабинет должен располагаться в помещении, соответствующем санитарным нормам и позволяющем рационально разместить мебель и необходимое оборудование.

3. Работу УМК возглавляет старшая медицинская сестра (медсестра).

4. Оснащение УМК. Учебно-методический кабинет оснащается: санитарно-техническим оборудованием, офисной мебелью, внутренней связью, компьютерной и множительной техникой, фантомами, муляжами, тренажерами, медицинским оборудованием, канцелярскими принадлежностями. Работа УМК отражается на информационном стенде.

5. Взаимодействие УМК. УМК в своей работе взаимодействует с: администрацией больницы; Советом по сестринскому делу; организационно-методическим отделом больницы; учебно-методическим центром больницы; непосредственно с сестринским персоналом. Внешние связи устанавливаются с: медицинскими образовательными учреждениями; Областной ассоциацией медицинских сестер; Главной аттестационной комиссией Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области; средствами массовой информации.


Должностная инструкция медицинской сестры учебно-методического кабинета по работе с сестринским персоналом

Договор о сотрудничестве

*Статья приведена с сокращениями,без приложений, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль