Психологические аспекты взаимодействия с руководителем

3754
Психологические аспекты взаимодействия с руководителем

Понимайте организационный контекст

Многие пребывают в заблуждении, что достаточно хорошо работать, чтобы начальство вас заметило и оценило. Однако оказывается, что этого недостаточно. Прежде всего нужно понять, что значит «хорошо» в представлении вашего руководителя. Для кого-то это может означать всегда быть под рукой в нужный момент, что называется, на подхвате, для другого – действовать строго по плану или по инструкции, а для третьего – просто задерживаться вечером после работы.

Руководствуясь собственной интуицией, вы можете активно искать способ обнаружить эти критерии и строго им соответствовать, однако в итоге может оказаться, что начальник вами недоволен. Чтобы избежать подобных недоразумений, специалисты в области управления советуют обсуждать со своим непосредственным начальником, что для него означает ваша успешная работа и какие цели он перед вами ставит.

Не вообще и не в соответствии с должностной инструкцией, а конкретно и по пунктам. Только четко представляя, что от вас требуется, вы сможете оценить собственные силы и правильно организовать собственную работу и работу своих подчиненных.

Принимайте руководителя

До тех пор пока речь не идет о нарушении этических норм или ваших основополагающих принципов, старайтесь принимать вашего шефа таким, какой он есть. Вам вряд ли по силам его перевоспитать. Даже если он не прав, дайте ему время, и как человек неглупый он сам поймет, что заблуждался. Людям свойственно учиться на ошибках. Ваш начальник имеет право рассчитывать на вашу преданность и лояльность.

Если он заставляет вас делать что-то, что вы считаете неправильным, где гарантия, что вышестоящие инстанции тоже не заставляют его исполнять это поручение? Все мы знаем, какое количество циркуляров, инструкций и стандартов сваливается на наших главных врачей и директоров клиник.

Разделяйте роль руководителя и его личность

Постарайтесь отделить особенности роли руководителя от личностных особенностей вашего шефа. Объективно глядя на ситуацию, вы не всегда в курсе, за какие заслуги его назначили на эту должность, однако должны принять, что это все же свершилось.

Нет более разрушительной конкуренции, чем соревнование с вашим руководителем, тем более в столь сильно зарегламентированной области, как медицина. Попробуйте разобраться, за что он получил признание и благодаря каким навыкам добился успехов. Воспринимайте эту ситуацию как возможность научиться находить сильные стороны и перенимать успешные способы поведения своего руководителя…

Изучайте руководителя

Руководители тоже люди, а значит, им свойственны заблуждения и человеческие слабости. Одна из подобных установок – «одобрение подобного» – состоит в том, что мы склонны подсознательно одобрять тех, кто похож на нас.

Пример: Если у вашего начальника есть собака и он любит рассказывать о ней сослуживцам, то все собаководы будут казаться ему более надежными, добросовестными и перспективными. Это не фаворитизм, а закон человеческой психики. Доверие вызывают те, кто похож на нас. То же и с методами работы. Если вы исповедуете одни принципы организации работы, вам будет легче заслужить доверие своего руководителя.

Понаблюдайте и за своим начальником: что для него значимо, какие методы он использует в работе, как предпочитает получать информацию, и попробуйте настроиться на его волну.

…Если ваш начальник принадлежит к аудиальному типу (предпочитает воспринимать информацию на слух), постарайтесь все важные сведения доводить до него в устной форме, например на совещаниях или планерках. И наоборот, если начальник – визуал (ведущий анализатор у него зрительный), привыкайте писать ему служебные записки и отчеты. Конечно, не следует стремиться к полному подчинению собственной индивидуальности желаниям и привычкам вашего шефа...

Учитесь принимать критику

Важно также научиться правильно реагировать на критику со стороны руководства. Привыкайте спокойно принимать оценки качества вашей работы, именно работы, а не вас лично, – это еще одно умение, которое может существенно повысить качество ваших отношений с начальством.

Любое указание на недостатки в работе нужно воспринимать как возможность что-то улучшить в организации. Если критика справедлива, признайтесь в своих промахах: «Да, я не заказал(а) к сроку этот препарат, потому что не успел(а) вовремя отправить заявку. В следующий раз постараюсь быть внимательнее, более того, поставлю себе в план ежемесячные совещания с врачами и старшей медсестрой о заявках на будущий период».

Если же вы считаете, что критика необоснованна, уверенно приводите аргументы в свою защиту. Только не нужно говорить, что во всем виноваты обстоятельства, от вас не зависящие. Вы на то и руководитель, чтобы предвидеть эти обстоятельства и минимизировать риски...

Примите на себя ответственность за отношения

Возьмите процесс формирования отношений с вашим шефом на себя. В самом деле, пассивность здесь совершенно ни к чему. Нужно управлять отношениями, а не ждать, пока кто-то это сделает за вас. В конце концов это вам нужны конструктивные отношения. Постоянно анализируйте, что вы сделали правильно, что получилось хорошо, а что не очень. Старайтесь найти закономерность в реакциях шефа. Причем, заметьте, закономерность эта может быть связана совершенно не с тем, что вы ему говорите или как вы ему докладываете о своих проблемах. Возможно, речь идет о более благоприятном времени, когда он склонен соглашаться…

Наконец, не забывайте о самопрезентации. Используйте каждую удобную возможность, чтобы заявить о себе или напомнить о своих успехах. Если вы ходили на конференцию и узнали что-то новое и полезное, поделитесь этим с вашим руководителем. Если клиент написал благодарственное письмо – сделайте его достоянием гласности и конечно же вашего руководителя. Чем больше позитивных новостей вы принесете боссу, тем больше положительных ассоциативных связей сформируется в его подсознании

Не избегайте встреч с начальством

Старайтесь встречаться с руководством всякий раз, когда чувствуете в этом потребность. Не бойтесь поделиться своими проблемами и спросить совета. Ваш руководитель должен знать, что вы считаете его экспертом. Это требуется ему для поддержания нормального уровня самооценки. Если вы думаете, что руководители, добившиеся успеха в профессиональной области, всегда уверены в себе и не нуждаются в обратной связи с оценкой его деятельности, то вы глубоко заблуждаетесь. Ему, как и вам, нужно понимать требования и осознавать, насколько вы им соответствуете.

…Осведомленность необходима для возникновения доверия. Это – закон психологии. Вы больше доверяете тому, про кого что-то знаете. Неизвестность отпугивает и мешает формированию конструктивных отношений. А доверие, как известно, – необходимый атрибут результативного партнерства.

Будьте уверены

Ассертивное поведение предполагает партнерские взаимоотношения, где каждый сам отвечает за себя и берет на себя ответственность за собственное поведение. По сути, это способность добиваться своего, эффективно взаимодействуя и поддерживая взаимное уважение.

В психологии ассертивность противопоставляется агрессии или манипуляции – с одной стороны, и пассивности – с другой. Научиться твердо возражать – важный навык, позволяющий самостоятельно решать профессиональные задачи и твердо следовать своим намерениям.

…Если вы хотите оценить степень своей ассертивности, в приложении предлагается методика экспресс-оценки, разработанная американским психотерапевтом Мануэлем Смитом.

Будьте готовы к изменениям

Гибкость и умение принять изменения и способствовать их внедрению в организации – очень ценное качество. Оно очень поможет вашему успешному взаимодействию с руководителем. Однако в контексте нашей статьи наиболее важным умением является готовность признать право вашего руководителя на изменение точки зрения. Допустите, что обстоятельства порой вынуждают людей менять свою точку зрения.

Учитесь на опыте коллег

Тест ассертивности

Прочитайте утверждения и оцените, насколько вы внутренне принимаете каждое из них. Поставьте баллы от 0 до 10 (0 – не имею права быть таким, 10 – всегда имею право быть таким независимо ни от чего).

1. Я имею право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя.

2. Я имею право не оправдываться и не извиняться за свое поведение.

3. Я имею право решать, должен ли я брать на себя ответственность за чужие проблемы (есть ли мне дело до чужих проблем).

4. Я имею право передумать, изменить свое мнение.

5. Я имею право делать ошибки и отвечать за них.

6. Я имею право сказать: «Я не знаю…».

7. Я имею право не зависеть от того, как ко мне относятся другие.

8. Я имею право быть нелогичным в принятии решений.

9. Я имею право сказать: «Я не понимаю…».

10. Я имею право сказать: «Мне плевать…», «Меня не волнует…», «Меня не интересует…».

71–100 – вам комфортно в общении с другими людьми, вас ценят и уважают, у вас получается легко и сравнительно быстро достигать любых поставленных целей. Вы прекрасно себя чувствуете в любой ситуации, и вас крайне сложно поставить в неудобное положение. У вас прекрасная самооценка, вы уважаете себя и умеете уважать других. Вы берете ответственность за свою жизнь на себя.

45–70 – вам следует поработать над собственной самооценкой. Обращайте больше внимания на то, за что вас всегда хвалили. Развивайте свои сильные стороны, они помогут вам быстрее добиваться успеха. В непривычной или неприятной ситуации старайтесь припомнить случай, когда вам удалось справиться с трудностями и выйти победителем из сложной ситуации. Не бойтесь брать на себя больше ответственности, у вас получиться найти правильное решение. Постарайтесь посоветоваться со специалистом и пройти тренинг по развитию навыков ассертивного поведения.

Ниже 45 – вам следует разобраться в причинах столь низкой уверенности в себе. Особенно если вы считаете любой из этих принципов несправедливым или неправильным или искренне верите, что в вашей стране, в вашем круге или в вашей конкретной ситуации эти принципы не работают или их исполнение невозможно. Вероятно, у вас есть психологические проблемы, влияющие на вашу самооценку. Чтобы справиться с ними, вам следует обратиться к профессиональному психологу.

*Статья приведена с сокращениями,без приложений, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль