Кому и для чего нужны рейтинги поставщиков медицинских услуг?

1751
Кому и для чего нужны рейтинги поставщиков медицинских услуг?

Рейтинг поставщиков медицинских услуг характеризует соотносимые значимость, место, вес, позицию поставщика по ключевым показателям деятельности и уровню клинической эффективности по сравнению с однородными поставщиками страны (региона).

Таким образом, он означает оценку состояния объекта, а не построение списка объектов по какому-либо ранжиру. Вместе с тем оценка состояния объекта рейтингования допускает сопоставление с аналогами или с абстрактным эталоном. В этом смысле рейтинг представляет собой предварительный этап в составлении рэнкинга – ранжированного списка. Термины «рейтинг» и «рэнкинг» поставщиков медицинских услуг близки и взаимосвязаны, но они не являются синонимами.

Потребители рейтинговых услуг подразделяются на внешних и внутренних. В качестве внешних выступают потребители информации о рейтингах – органы управления здравоохранением федерального, регионального и муниципального уровней; рядовые потребители – пациенты и их родственники, потенциальные партнеры медицинских организаций (страховые медицинские организации и инвесторы) и т. п.

Внутренние потребители рейтинговых услуг – медицинские организации – одновременно выступают в качестве объектов рейтинговой деятельности. Будучи заинтересованными в окончательных результатах, они могут оказывать влияние на организации, присваивающие рейтинги.

По целевой ориентации рейтинги (рейтинговые продукты) могут подразделяться на корпоративные, потребительские и смешанного назначения…

Медицинские работники активно используют рейтинги поставщиков медицинских услуг в качестве источника информации для поиска места работы и определения статуса/потенциала вакансии (рейтинг медицинских клиник Jobscore).

Таким образом, рейтинги поставщиков медицинских услуг помогают в выработке стратегии и решений для усиления позиций клиники на рынке.

Они способствуют:

• принятию обоснованных решений, постановке гибких целей;

• пониманию причин того, почему успешные клиники оказывают медицинские услуги более высокого качества;

• пониманию особенностей рынка медицинских услуг;

• приобретению уверенности в том, что высокие цели достижимы;

• усилению командного духа в коллективе клиники;

• изменению стиля мышления руководства клиники на более гибкий и инновационный;

• преодолению уверенности руководства клиники относительно нехватки ресурсов.

В-третьих, рейтинги поставщиков медицинских услуг активно используются потенциальными пациентами и членами их семей, поскольку дают представление о качестве оказания медицинской помощи, о бытовых условиях пребывания в том или ином ЛПУ.

Важно! Рейтинги позволяют пациентам составить представление о рынке поставщиков медицинских услуг и выбрать клинику с оптимальным соотношением «цена – качество предоставляемых медицинских услуг»

…В-четвертых, рейтинги поставщиков медицинских услуг активно применяются страховщиками на рынке медицинского страхования в качестве источника информации о медицинских организациях для установления новых размеров страховых взносов.

В-пятых, рейтинги поставщиков медицинских услуг используются инвесторами в качестве дополнительного источника информации для определения потенциальной эффективности вложения инвестиций в ту или иную организацию, а владельцами медицинской техники или иного движимого или недвижимого имущества – для определения арендных/лизинговых залогов при предоставлении этого имущества в пользование клиник.

Важно! Организации, осуществляющие сбор статистических данных и составление рейтингов, могут быть учреждены по инициативе государства; могут представлять собой специальные подразделения некоммерческих объединений поставщиков медицинских услуг или объединений пациентов. Они также могут быть самостоятельными юридическими лицами, специализирующимися на рейтинговой деятельности

Чаще всего составлением рейтингов поставщиков медицинских услуг занимаются достаточно крупные коммерческие организации. Это могут быть:

1) федеральные или региональные средства массовой информации (включая сетевые издания);

2) консалтинговые бизнес-организации;

3) специализированные коммерческие рейтинговые агентства.

Важно! При анализе существующих методологий составления рейтингов медицинских организаций возникают следующие вопросы – какие показатели, процессы и результаты клинической деятельности медицинских организаций сравниваются и с чем, что взято за единицу измерения и критерии

Методологии ранжирования поставщиков медицинских услуг достаточно сильно различаются между собой. В каждой методологии внимание заостряется на различных критериях, которые подчеркивают важность тех или иных показателей, однако можно выделить общее – основные направления, по которым конструируются рейтинги:

• ресурсы (например, индекс обеспеченности медицинской техникой);

• процесс оказания медицинской помощи (четкое следование официально утвержденным в стране стандартам оказания медицинской помощи – например, пациентам с пневмонией дают антибиотики в течение первых 6 ч по прибытии в стационар);

• результаты лечения пациентов (например, показатели смертности или повторной госпитализации пациентов);

• репутация больницы среди врачей или пациентов (субъективная оценка имиджа поставщика медицинских услуг).

С учетом социально-экономической значимости рейтинговых услуг для развития отрасли здравоохранения деятельность рейтинговых агентств следует строить на следующих принципах:

• независимость мнения рейтинговой компании от интересов любых участников рынка медицинских услуг. Независимость – одна из важнейших гарантий объективности и непредвзятости рейтингов в целом;

• публичность аналитических критериев (размещение в средствах массовой информации и на сайте рейтингового агентства);

• коллегиальность процедуры принятия решений, что позволяет исключить манипулирование мнением аналитиков, ответственных за анализ того или иного рейтинга. Ответственность за присвоение рейтинга ложится на рейтинговую комиссию, гарантирующую непредвзятость оценки аналитиков, контроль качества измерений и бесперспективность давления на мнение аналитиков.

Важно! Базовой характеристикой процедуры составления рейтингов должна являться стандартизированная оценка медицинских организаций: она должна проводиться согласно стандартной процедуре и стандартной методике

Пока рейтинги поставщиков медицинских услуг в России в силу неразработанности методологической составляющей и слабого развития рейтинговой культуры в стране не выступают индикаторами состояния дел на рынке этих услуг и не отражают объективно их качество, а лишь иллюстрируют сложившееся мнение в среде пациентов и коллег. Основной метод составления репутационных рейтингов – проведение опросов.

Примеры таких рейтингов: «Рейтинг качества медицинских учреждений г. Москвы», составленный рейтинговым агентством «Эксперт РА» на основе анкетирования страховых медицинских организаций, «Топ лучших стоматологических клиник Москвы» от РИА-Новости в сотрудничестве с компанией ГФК Русь. Безусловно, полученные результаты интересны, но их недостаточно для формирования ясного представления о ситуации в отрасли.

Органами управления здравоохранения ряда субъектов РФ разработаны системы ранжирования медицинских организаций3 (Кировская, Иркутская, Кемеровская, Ярославская области, Республика Татарстан и др.).

Важно! Показатели, которые взяты за основу формирования этих рейтингов, скорее отражают не деятельность конкретной медицинской организации, а состояние систем здравоохранения муниципальных образований

Среди них – основные демографические показатели здоровья прикрепленного населения, организация амбулаторно-поликлинической помощи, организация работы стационара, организация лекарственного обеспечения (в том числе льготного); профилактическая работа, ранняя диагностика и организация лечения социально значимых болезней; укомплектованность медицинских организаций персоналом и качество подготовки кадров, коэффициент совместительства; финансово-хозяйственная деятельность учреждений. Такое ранжирование не может служить цели улучшения качества, поскольку отсутствие четко определенных критериев для ЛПУ не позволит их улучшить.

Только в рейтинге Кировской области используются статистические показатели, позволяющие медицинские организации между собой, в том числе – внутрибольничная летальность; процент осложнений после проведенных операций; укомплектованность медицинской организации средним медицинских персоналом; доля врачей, имеющих медицинскую категорию; укомплектованность медицинской организации врачебными кадрами; доля среднего медперсонала, имеющего квалификацию и т. д.  

*Статья приведена с сокращениями 

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал  



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×