Контрактная система в сфере госзакупок: процедура определения поставщиков. Продолжение.

2151
Контрактная система в сфере госзакупок: процедура определения поставщиков. Продолжение.

Начало статьи читайте на сайте 18.11.2013

Аукцион в электронной форме »

Система проведения электронного аукциона по новому закону аналогична той, что описана в гл. 3.1 Закона о размещении заказов. Знакомая всем процедура лишь дополнена деталями и уточнена.

Например, привычные электронные торговые площадки теперь называются просто электронными площадками, и планируется специальный отбор этих «новых» площадок для проведения аукционов. Правительство РФ должно установить порядок такого отбора, а Минэкономразвития России разработает правила их функционирования.

Кроме перечисленных выше условий включения товаров, работ, услуг в аукционный перечень, утверждаемый Правительством РФ, закон предусматривает возможность осуществления закупок этим способом в любых других случаях. Это допущение, на наш взгляд, может создать почву для лоббирования процедуры контролирующими и проверяющими органами, и любая неточность в определении предмета закупки может послужить поводом для закупки его путем электронного аукциона.

Такие примеры уже есть, когда согласно аукционному перечню можно двояко рассматривать возможность закупки проектных работ (архитектурно-строительное проектирование) или закупки медицинского оборудования. Часть кодов попадает под аукцион, а часть – нет.

Сама процедура аукциона пока проводится через официальный сайт (в переходный период), в будущем планируется проводить ее через ЕИС. Изменения коснулись сроков публикации документации об аукционе, начальная цена которого составляет более 3 млн руб. В этом случае срок подачи заявок должен составлять не менее пятнадцати дней, что на пять дней короче действующего срока. На наш взгляд, это положительный момент, так как продукция, закупаемая на аукционе, согласно нормам закона должна быть типовой, не требующей долгого изучения ее технических характеристик.

Есть приятные нововведения в части сроков внесения изменений в заявки и продления их подачи. Заказчик вправе принять решение о внесении изменений за два дня до окончания подачи заявок, а опубликовать эти изменения в течение следующего дня после принятия решения, то есть фактически за один день до окончания срока подачи заявок. Также заказчик, если он вносит какие-либо изменения, должен продлить срок подачи заявок таким образом, чтобы до даты окончания подачи оставалось не менее семи дней. Для коротких аукционов (3 млн руб. и менее) это фактически новый равный срок, а для «больших» аукционов (более 3 млн руб.) – половина срока.

Частью 5 ст. 63 и ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию извещения и документации об аукционе.

Заказчик в соответствии с новым законом должен отвечать на запрос о разъяснении положений документации, если он поступил не позднее трех дней до даты окончания срока подачи заявок. Сегодня этот срок составляет пять дней.

Вызывает сомнение принципиальный момент, установленный подп. «б» п. 1 ч. 3 и подп. «а» и «б» п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

По нормам Закона о размещении заказов, участники должны в заявках на участие в электронном аукционе согласиться с условиями, которые установил заказчик в отношении товара, или предложить свои условия, выраженные конкретными показателями и соответствующие требованиям заказчика, и дать указание на товарный знак (при его наличии).

В соответствии с нормами Закона о контрактной системе участники также могут согласиться с условиями заказчика или предложить свои «конкретные показатели, которые соответствуют требованиям заказчика, указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара». Во-первых, расширился перечень информации, которую участники должны предоставить в своих заявках.

Во-вторых, исчезли слова «при его наличии», т. е. свершилось то, чего так долго ждали многие. Известно, что недобросовестные поставщики заполняли первую часть заявки некорректно и не в полном объеме, убирали слова «не более» или «не менее», не указывали товарный знак, модель и т. п. Заказчик же формально не мог их даже отклонить, хотя по сути заявки содержали несуществующий в природе товар с точки зрения его характеристик.

Если норма сохранится неизменной и будет применяться в ее буквальном толковании, она без преувеличения станет спасением от недобросовестных поставщиков. С другой стороны, это лазейка для заказчика, чтобы отклонять неугодные заявки. Кроме того, остается нерешенным вопрос с тем товаром, который действительно не имеет зарегистрированного товарного знака.

Рассмотрение вторых частей заявок также во многом сходно с нынешней процедурой, но изменены его сроки – не более трех рабочих дней с даты размещения протокола аукциона.

Основная суть процедуры заключения контракта сохранена, но ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе содержит важное уточнение – заказчик направляет контракт для заключения через ЕИС, а не через площадку, как это происходит сейчас. Стоит отметить также изменение срока для подписания контракта заказчиком: теперь он будет составлять три рабочих дня, а не календарных.

Как и для конкурсов, для аукционов установлены последствия признания их несостоявшимися:

1. Если подана только одна заявка, и обе ее части соответствуют требованиям документации, или комиссией из всех заявок признана соответствующей только одна, то контракт заключается с единственным поставщиком по согласованию с контролирующим органом (ФАС России) по правилам п. 25 ч. 1 ст. 93.

2. Если в течение десяти минут после начала электронного аукциона (торга) ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, то после рассмотрения вторых частей заявок заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком по согласованию с контролирующим органом. Контракт заключается с участником, заявка которого поступила ранее других или была единственной и соответствующей условиям документации.

3. Если не подано ни одной заявки или все заявки по результатам рассмотрения первых частей отклонены, то заказчик осуществляет закупку путем запроса предложений или иным способом, но в соответствии с Законом о контрактной системе.

Запрос котировок »

Остановимся на основных изменениях, которые коснулись данного способа государственных и муниципальных закупок. В первую очередь необходимо отметить, что порядок определения возможности проведения запроса котировок изменился. Теперь запрос будет проводиться с ценой контракта до 500 тыс. руб., при этом совокупный объем закупок этим способом не должен превышать 10% объема от всех закупок заказчика в год и не должен быть более чем 100 млн руб. Таким образом, заказчик может исчерпать возможность проводить запрос котировок еще в первом квартале.

Заявки теперь будут подаваться в запечатанных конвертах, предусмотрена процедура их вскрытия. Пока заказчик получает заявки и может видеть условия, предлагаемые участниками, до окончания срока подачи заявок.

Статьей 76 Закона о контрактной системе установлены особенности проведения запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан. В ч. 1 этой статьи перечислены случаи, когда можно проводить запрос котировок независимо от цены контракта на закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, помощи, лекарственных средств, топлива, необходимых для нормального жизнеобеспечения:

— судом вынесено решение об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением контракта поставщиком;

— контрольным органом выдано предписание об отмене результатов конкурса или аукциона и принято решение о возможности осуществления закупки данного товара путем проведения запроса котировок (решение принимается контролирующим органом);

— ранее заключенный контракт расторгнут в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заказчиком.

Уточнено, что такой запрос котировок проводится только на объем, необходимый для нормального обеспечения граждан до проведения конкурса или электронного аукциона.

Радует нововведение, предусматривающее для заказчика возможность заключить контракт с единственным поставщиком по согласованию с контролирующим органом, если подана только одна заявка и она соответствует условиям извещения о запросе котировок или если по результатам рассмотрения заявок только одна из них признана соответствующей.

Однако если не будет подано ни одной заявки, заказчику придется продлить срок подачи заявок на четыре рабочих дня и направить минимум трем потенциальным участникам предложение принять участие в запросе котировок.

В случае если после продления срока подана только одна заявка, заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком по правилам п. 25 ч. 1 ст. 93. Если же заявок снова не будет, заказчик опять проводит процедуру определения поставщика путем запроса котировок. Подразумевается, что условия при новой закупке могут быть изменены.

Статьями 80–82 Закона о контрактной системе установлены процедуры проведения предварительного отбора в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Запрос предложений »

Этот способ также ранее не использовался в государственных и муниципальных закупках (по Закону о размещении заказов). Победителем в запросе предложений признается участник, который наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика. Часть 2 ст. 83 устанавливает случаи, когда проводится запрос предложений.

Извещение размещается за пять дней до даты проведения запроса предложений. Наряду с этим заказчик вправе направить приглашения потенциальным участникам закупки. Если он принимает такое решение, то обязан направить приглашения участникам, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты.

Если заказчик расторгает контракт (ч. 9 ст. 95), не выполненный в полном объеме, он имеет право проводить запрос предложений. В этом случае заказчик обязан за пять рабочих дней до даты окончания приема заявок направить приглашения только тем, кто участвовал в процедуре определения поставщиков и чьи заявки не были отклонены.

Часть 4 ст. 83 устанавливает содержание извещения о проведении запроса предложений. Заказчику запрещается вносить изменения в извещение и отменять запрос предложений. Частью 6 определено содержание документации. Заказчик может установить требования к форме и составу заявки; предложить инструкцию по заполнению заявки. Критерии и их величины заказчик может определять сам, а может использовать те же, что и в конкурсе.

Процедура вскрытия конвертов с заявками происходит публично. Заказчик обязан обеспечить возможность присутствия всех участников при вскрытии конвертов и объявлении лучшей заявки. После этого оглашаются условия лучшей заявки, причем участник, который подал эту заявку, не называется. После оглашения лучшей заявки, запрос предложений прекращается и всем участникам предлагается сделать окончательные предложения не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений.

В случае если подана только одна заявка и она признана соответствующей документации о проведении запроса предложений, заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком по согласованию с контролирующим органом. Если не подано ни одной заявки, то заказчик вынужден проводить повторную процедуру определения поставщиков.

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль