Информатизация медицины: проблемы и перспективы в свете действующего законодательства

2039
Информатизация медицины: проблемы и перспективы в свете действующего законодательства

Смагин Е. был выписан из неврологического отделения больницы с необходимостью дальнейшего амбулаторного лечения. Когда мужчина позвонил по единому телефону с целью записаться на прием к неврологу, ему отказали в записи по месту жительства в связи с тем, что у пациента отсутствует отметка в электронной карте о направлении участкового терапевта. Все попытки Смагина объяснить, что он только что выписан из больницы, успехом не увенчались. На следующий день Смагин пошел к терапевту без записи, наудачу. Терапевт проявил участие и принял пациента, оформив его по срочному вызову. Мужчине было выдано направление к неврологу. Однако в регистратуре пациенту объяснили, что невролог на обучении и будет только через две недели. К другому неврологу можно записаться только на следующую неделю. В итоге Смагин записался на прием к неврологу в платную клинику и был обследован в тот же день...

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) информационные технологии (информатизация) представляют собой процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Учитывая масштаб технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации в различных сферах общественной жизни и экономической деятельности, нетрудно предположить, что в скором времени большинство задач будет решаться с использованием информационных технологий. Эта тенденция поддерживается органами власти, которые разрабатывают и реализуют государственную политику по созданию единого информационного пространства, в том числе в сфере здравоохранения и социального развития.

В стране не первый год активно обсуждается Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., разрабатываются и реализуются программы информатизации отечественного здравоохранения, начавшиеся еще в 1992 г.

Нововведения вызывают многочисленные дискуссии, однако, несомненно, дают мощный толчок для развития информационного общества в российских регионах. Появилась возможность записи к врачу через Интернет или с помощью единого телефонного номера, стало возможным отслеживать расписание приема отдельных врачей-специалистов.

Иными словами, в стране положено начало применения и распространения современных информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения.

Личный кабинет пациента » …

Электронная медицинская карта »…

Судебная практика »

Приведем показательное дело по иску лечебной организации к страховой компании, рассмотренное Федеральным арбитражным судом (2011– 2012 гг.). Для нас оно представляет интерес в связи с решением судом вопроса о рассмотрении распечатки электронной истории болезни как одного из доказательств в судебном процессе.

Медицинская организация обратилась в суд с иском к страховой компании о взыскании задолженности по договору на предоставление медицинских услуг по добровольному медицинскому страхованию. Исковые требования были мотивированы неисполнением страховой организацией принятых на себя по договору обязательств по оплате оказанных медицинской организацией медицинских услуг.

Суды различных инстанций удовлетворили исковые требования медицинской организации, основываясь на следующем.

Между лечебным учреждением и страховой организацией заключен договор на предоставление медицинских услуг по добровольному медицинскому страхованию, в соответствии с которым лечебное учреждение обязалось предоставлять медицинские услуги лицам, застрахованным в страховой организации, в рамках программ добровольного медицинского страхования, а страховая компания обязалась оплачивать оказанные услуги.

Судами установлено, что по факту оказания медицинских услуг лицам, застрахованным в страховой организации, лечебное учреждение выставило ответчику счет за услуги, оказанные за определенный период. По каждому из данных счетов страховая организация направила в адрес лечебного учреждения акты медико-экономической экспертизы, указав в качестве причины отказа от оплаты оказанных услуг отсутствие необходимых документов на день проверки. Как следует из представленного в материалах дела письма страховой организации, предоставляя распечатки из электронных медицинских карт, лечебное учреждение нарушает требования договора. При этом, по мнению страховой организации, лечебное учреждение должно представлять на экспертизу только медицинскую документацию по форме № 025/у-04 («Медицинская карта амбулаторного больного»), предусмотренную приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255.

Суды, напротив, посчитали, что при заключении спорного договора на предоставление медицинских услуг по добровольному медицинскому страхованию стороны, как того требует действующее законодательство, специально не согласовали условие о требованиях к форме ведения медицинской документации.

Пунктами договора на предоставление медицинских услуг по добровольному медицинскому страхованию стороны установили, что страховая организация правомочна и одновременно обязана осуществлять контроль объемов и качества предоставляемых застрахованных медицинских услуг в соответствии с действующим законодательством и по согласованию с лечебным учреждением. Из содержания договора следует, что в компетенцию страховой организации не входит определение соответствия первичной медицинской документации истца действующему законодательству.

Иными словами, страховая организация вправе проверять объем, качество и сроки оказания медицинских услуг, а также правильность оформления платежно-расчетных документов и их соответствие фактически оказанному объему медицинских услуг, прейскуранту и программе страхования. Однако контроль и надзор за соблюдением лечебным учреждением законодательства, регулирующего сферу хозяйственной деятельности организации, является компетенцией уполномоченных государственных органов, к которым страховая организация не относится. Основаниями для отказа от оплаты счета применительно к первичной медицинской документации могут служить:

— отсутствие без уважительных причин медицинской документации, подтверждающей факт оказания медицинских услуг;

— дефекты оформления медицинской документации, препятствующие проведению контроля объема и качества медицинских услуг.

В этой связи суды указали на то, что претензии страховой организации к форме первичной медицинской документации формальны и не препятствовали проведению ответчиком необходимого контроля.

Несогласие страховой организации с электронной формой документов не может служить доказательством нарушения истцом положений договора. Суд первой инстанции обоснованно отметил, что, указав на отсутствие первичной медицинской документации, ответчик фактически отказался от проведения контроля. Страховая организация не оспорила факт оказания лечебным учреждением медицинских услуг лицам, застрахованным в страховой организации, не оспорила качество оказанных медицинских услуг, а также не представила доказательств оплаты оказанных медицинских услуг. При таких обстоятельствах суды сделали выводы о наличии правовых и документальных оснований для удовлетворения иска и взыскания задолженности со страховой компании в пользу лечебного учреждения по договору на предоставление медицинских услуг по добровольному медицинскому страхованию.

Что касается позиции страховой компании, то она в обоснование своих выводов ссылалась на то, что бумажные копии электронных историй болезни являются недопустимыми доказательствами в суде. В Российской Федерации единственным легитимным документом, обеспечивающим неизменность и достоверность данных о пациенте и его состоянии здоровья, о проведенных осмотрах или обследованиях, о консультациях, назначениях, выполненной операции или процедуре, являются амбулаторные медицинские карты по форме 025/у-04. По утверждению страховой организации, материалы дела прямо свидетельствуют о том, что ни на момент выставления счетов, ни на момент рассмотрения дела по существу в арбитражных судах первой и апелляционной инстанций первичных медицинских документов вообще не имеется. Представленные в материалы дела бумажные распечатки из незащищенной электронной подписью базы данных нельзя считать ни традиционной медицинской документацией, ни электронной историей болезни, предусмотренной законом или соглашением сторон.

Страховая компания ссылается на ст. 11 Закона № 149-ФЗ, где указано, что законодательством РФ или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации. Условия договора на предоставление медицинских услуг по добровольному медицинскому страхованию предусматривали ведение медицинской документации в установленном законом порядке. По утверждению страховой компании истец не представил в суд доказательств, что так называемые электронные истории болезней ведутся в лечебном учреждении в соответствии с действующими нормами и являются электронными документами, то есть имеют обязательный реквизит – электронную подпись, которая исключает возможность последующего исправления документа.

Суды обосновывают свою позицию по данному вопросу следующим образом. Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» были определены новые подходы к системе стандартизации. Введен новый принцип добровольного применения национальных стандартов (ст. 12) и отменены стандарты отраслевые. Вступивший в силу 1 января 2008 г. национальный стандарт «Электронная история болезни. Общие положения» (ГОСТ Р 52636-2006) является первым в области медицинской информатики. Суды обеих инстанций установили, что первичная медицинская документация ведется лечебным учреждением в форме электронной истории болезни на основании ГОСТ Р 52636-2006. Данный стандарт устанавливает общие положения для разработки требований к организации создания, сопровождения и использования информационных систем типа «Электронная история болезни» при оказании медицинской помощи.

Рассматриваемый ГОСТ Р 526362006, являясь национальным стандартом, применяется субъектами на добровольной основе. С момента принятия лечебным учреждением решения о применении ГОСТа его требования становятся обязательными, и именно в силу данного факта лечебное учреждение в своих доводах ссылается на указанный документ.

В силу раздела 5 указанного ГОСТа системы ведения «электронной истории болезни» подразделяются на два класса: индивидуальные и коллективные.

Как усматривается из доводов лечебного учреждения, изложенных в судах первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу, лечебное учреждение использует не индивидуальную, а коллективную систему «электронной истории болезни», что нашло подтверждение в материалах дела.

Требования к созданию бумажной копии электронной персональной медицинской записи определены в разделе 14 ГОСТа. Так, передача «электронной истории болезни» другим лицам может быть осуществлена путем предоставления ее электронной или бумажной копии. Порядок изготовления бумажной копии созданного в электронном виде документа подразумевает его распечатку в любой необходимый момент времени.

В связи с вышеизложенными доводами обеих сторон нижестоящие арбитражные суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела лечебным учреждением бумажные копии электронных медицинских карт застрахованных в страховой организации, пришли к выводам о том, что данные документы и сам процесс ведения электронной истории болезни соответствуют вышеуказанным требованиям ГОСТа. Истцом были предоставлены в страховую организацию на проверку распечатанные на день проведения контроля бумажные копии электронной истории болезни лиц, застрахованных в страховой организации, оформленные в соответствии с обязательными для лечебного учреждения требованиями ГОСТа.

Приведенное судебное дело наглядно показывает необходимость для лиц, которые связаны с медицинской сферой, не только анализировать федеральное законодательство, но и рассматривать его во взаимосвязи с другими актами, национальными стандартами, внутренними локальными актами, что поможет сформировать правильную позицию в суде в случае возникновения конфликта.

 *Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×