Цикличность выявления О-, VacA и CagA антигенов Helicobacter pylori в организме человека

Helicobacter pylori, с момента обнаружения спиралевидной бактерии в слизистой оболочке желудка человека до нового открытия в 1979–1981 гг. [6], интересует не только гастроэнтерологов, но также врачей и исследователей других специальностей – инфекционистов, хирургов, онкологов, иммунологов-аллергологов, стоматологов и др. Представители рода Helicobacter встречаются в организме человека, других млекопитающих и некоторых птиц, причем у человека обнаруживают не только H. рylori, но и другие виды Helicobacter.

H. рylori является наиболее изученной из 23 видов Helicobacter; бактерия выявляется при патологии желудка и двенадцатиперстной кишки (язвы, гастриты, дуодениты, рак желудка, лимфома) и при экстражелудочной патологии. Другие виды потенциально опасных энтерогепатических хеликобактерий, отличные от H. рylori, колонизируют кишечник, билиарный тракт и печень животных и человека и еще мало изучены; возможно, они вызывают хронические болезни печени, аутоиммунные гепатиты, гепатокарциному, холангиокарциному, аутоиммунную гепатобилиарную болезнь, образование желчных камней, рак желчного пузыря, дивертикул Меккеля, острый аппендицит и воспалительные заболевания кишечника. Лучше изучена роль этих видов бактерий ввиду более легкого их выявления при заболеваниях кишечника.

Значение Helicobacter интенсивно изучается при гепатобилиарной патологии. Предполагается, что у людей H. pylori является кофактором развития гепатита, обусловленного вирусом гепатита С: оба этих возбудителя оказывают патогенное воздействие на эпителий желудка и желчных протоков печени, вплоть до злокачественной трансформации.

Показано, что частота выявления О-антигена, вакуолизирующего цитотоксина (VacA) и высокомолекулярных белков H. pylori у больных острыми вирусными гепатитами разной этиологии значительно выше при развитии синдрома холестаза и сохраняется более длительное время в сравнении с больными без холестаза. В целом при вирусных гепатитах частота выявления H. pylori преобладает над Shigella, Salmonella, Yersinia

[1].

Показана связь присутствия H. рylori инфекции в ротовой полости с развитием гингивитов и хронических периодонтитов. Присутствие в организме H. рylori, как полагают, может лежать в основе развития некоторых аутоиммунных заболеваний (астмы, анемии, иммунной тромбоцитопенической пурпуры, болезни коронарных сосудов, аутоиммунных заболеваний щитовидной железы, нейромиелита зрительного нерва, рассеянного склероза) [9, 15]. Несмотря на то что точный механизм влияния бактерии при этих заболеваниях еще не установлен, после успешной эрадикационной терапии у части инфицированных пациентов происходит исчезновение или уменьшение проявлений аутоиммунных расстройств [9]. В то же время полагают, что присутствие в организме H. рylori защищает от развития рассеянного склероза, системной красной волчанки и воспалительных заболеваний кишечника [13].

Факторы вирулентности H. рylori, обеспечивающие микроорганизму возможность выжить в условиях внешней среды, попасть в организм человека, закрепиться в своей нише, размножиться, создать благоприятную среду для своей жизнедеятельности и персистенции, включая факторы

прямой или опосредованной манипуляции иммунной системой организма в своих интересах, многочисленны и до конца не изучены. Это жгутики, адгезины, белки наружной мембраны, липополисахарид, различные эффекторные белки (в т. ч. секретируемые белки уреаза и CagA), VacA, литические ферменты – муциназа, протеаза, липаза, возможность перехода в кокковые формы и другие факторы. Ранее считалось, что кокковые формы H. рylori являются невирулентными, в настоящее время показано, что при трансформации в кокковые формы и конденсации ДНК и РНК не происходит фундаментальных изменений в экспрессии генов, ответственных за вирулентность этой бактерии, а именно генов, кодирующих уреазу, вакуолизирующий цитотоксин, и генов островка патогенности.

Ген CagA, обеспечивающий патогенность H. pylori, был полноценным у кокковых форм, и в целом геномные последовательности кокковых и извитых форм совпадали на 99,7% [14]. Это свидетельствует об опасности трансформации кокковых форм в типичные извитые формы in vivo. Основные известные этапы патогенеза инфекции и функциональные свойства основных факторов H. pylori изложены в доступных публикациях [5, 6, 13, 14].

Для диагностики инфицирования H. pylori и оценки эффективности эрадикационной терапии разработано множество методов – биохимические, морфологические, бактериологические, иммунологические, а также их сочетания. Среди них важное значение имеют неинвазивные тесты

для определения присутствия H. pylori или ее специфических маркеров в биосредах организма – кале, моче, слюне, сыворотке крови. Тесты могут быть использованы начиная с ранних сроков инфицирования и заболевания. Исчезновение О-, VacA, CagA антигенов и др. свидетельствует о

санации организма, в отличие от антител к антигенам H. pylori, которые могут определяться еще долгое время.

Необходимость выбора приемлемого для данного больного диагностического метода ни у кого не вызывает сомнений, однако критерии такого выбора у разных исследователей отличаются. Некоторые авторы при выборе диагностического метода опираются в основном на клиническую

картину обусловленного H. pylori заболевания и возможность получения одновременно дополнительной информации благодаря гастроскопии (гистологическое исследование биоптата для исключения раковых преобразований клеток и определения бактерий в биоптате, уреазная реакция), другие исходят из того, какие именно маркеры возбудителя (антиген в кале или антитела в крови) в данный момент определять предпочтительнее и с возможно большей информативностью [5, 7, 8].

Среди методов, которые используют в качестве субстрата кал, слюну, рвотные массы, следует отметить высокочувствительные и высокоспецифичные методы выявления антигена H. pylori – иммуноферментный на основе моноклональных или поликлональных антител, иммунохроматографический с использованием моноклональных антител, иммуноблот, латекс-агглютинацию и коагглютинацию, а также выявление ДНК методом полимеразной цепной реакции [1, 5–8, 12–14].

Известная многолетняя, обычно пожизненная, персистенция H. Pylori в организме, уникальная вариабельность ее морфологических (трансформация палочковидных форм в кокковые формы и обратно), ферментативных и антигенных свойств под воздействием внешней среды и факторов

хозяина в процессе взаимной адаптации микро и макроорганизма, а также колебания иммунного статуса последнего вызывают необходимость более пристального изучения особенностей возможного влияния ряда внутренних и внешних факторов на выявление в организме О-, VacA и

CagA антигенов H. pylori, т. к. от этого могут зависеть выбор и результативность диагностических тестов и последующая тактика врача.

В числе важных внутренних факторов изучается влияние пола и возраста пациентов, при этом одни авторы, по данным уреазного дыхательного теста (С13), находят определенные различия у мужчин и женщин, атакже у пациентов разного возраста [12], другие не находят различий в частоте выявления антигена H. pylori в кале у детей и подростков в зависимости от возраста.

Многие исследователи сходятся во мнении, что персистенция H. pylori приобретается детьми в основном до двухлетнего возраста, преимущественно от матери, а к пяти годам риск инфицирования резко падает. К двухлетнему возрасту у 50,0% детей по антигену в кале и у 60,0% детей по выявлению антител в крови определяется присутствие H. pylori, причем основной рост выявления отмечается после шестимесячного возраста; дети с группой крови А были более расположены к инфицированию H. pylori, чем дети с другими группами крови. Эти данные даже привели некоторых авторов к заключению, что методы определения антигена и ДНК в кале малочувствительны при обследовании детей раннего возраста. Характер или недостаточность питания у детей раннего возраста не влияли на результаты диагностических тестов [7, 10].

На протяжении 2004–2012 гг. в ходе мониторинговых исследований с участием 3188 амбулаторных больных с симптомами желудочно-кишечных расстройств и здоровых добровольцев нами была изучена частота встречаемости свободных (в кале – с использованием реакции коагглютинации на стекле) и связанных в иммунные комплексы (в слюне и крови – в реакции коагглютинации на планшетах) О и VacA антигенов H. pylori у пациентов разных возрастов [2–4]. Было установлено, что инфицирование H. pylori, маркером которого является присутствие О-антигена H. pylori в кале, может обнаруживаться с первых дней жизни, с последующим нарастанием и достижением к возрасту 10–15 лет частоты выявления, соответствующей таковой у взрослых. VacA антиген в составе циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) у детей в возрасте до одного–двух лет практически не обнаруживается, с двухлетнего возраста частота его выявления существенно возрастает и превосходит таковую для О-антигена (р ≤ 0,05). Патогенетически значимые CagA и VacA антигены начинают обнаруживаться у детей значительно позже – на четвертом – десятом годах жизни. У взрослых пациентов частота встречаемости антигенов H. pylori сохраняется на постоянном уровне во всех возрастных группах до 70 лет, затем отмечается тенденция к снижению. Кроме того, нами установлено существенное нарастание частоты выявления О- и VacA антигенов начиная с 2009 по 2012 г. (р ≤ 0,001) как у детей, так и у взрослых, коррелирующее с подъемом солнечной активности в эти годы (в числах Вольфа), выступающей в качестве значительного внешнего фактора воздействия [4].

Влияние солнечной активности отмечено в сезонных колебаниях результативности диагностических тестов, направленных на выявление H. pylori, как это было показано для инициальной инфекции H. pylori в раннем детском возрасте (весной и осенью) [7], а также в ранее опубликованных нами данных [1], свидетельствующих о подъеме частоты выявления О-антигена H. pylori в кале в осенние, зимние и весенние месяцы и падении ее летом до 0,0–20,0%. При этом для связанного в иммунные комплексы в сыворотке крови VacА антигена отмечено повышение частоты выявления в летние месяцы, наряду с тем что частота выявления VacA антигена в ЦИК большую часть года значительно превышает частоту выявления О-антигена в кале, и это, вероятно, отражает особенности иммунных реакций организма в виде повышенной продукции специфических антител к VacA антигену.

Важно учитывать и соотношение частоты выявления этих показателей. Так, отмеченные нами периоды падения частоты выявления VacA антигена в сравнении с О-антигеном (весной и осенью) совпадают с известными сезонными обострениями диспепсий, хронических гастродуоденитов, язвенной болезни и свидетельствуют о снижении специфического иммунитета к H. pylori, являясь, по-нашему мнению, критическими периодами, когда требуется повышенное внимание к пациенту со стороны врача. Важно отметить, что сезонные колебания выявления О-антигена в кале и слюне и VacA антигена в ЦИК отмечены как у больных желудочно-кишечными заболеваниями, так и у здоровых добровольцев. Подобные циклические колебания этих показателей у детей первого года жизни не выявлялись, а у детей более старшего возраста и взрослых колебания были идентичны. Сезонные колебания частоты выявления О и VacA антигенов, а также высокомолекулярных белков, включающих CagA, отмечены и у больных острыми вирусными гепатитами, инфицированных H. pylori [1].

Определение, наряду с О-антигеном, антигенов CagA и VacA позволяет судить не только об активной жизнедеятельности и размножении H. pylori (о чем свидетельствует динамика выявления О-антигенов), но и о присутствии у микроба таких патогенетически важных факторов, как CagA и VacA…

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Узнать о подписке на журнал

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России

© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009