Федеральный закон № 223-ФЗ: что учесть бюджетному учреждению здравоохранения

3718
Федеральный закон № 223-ФЗ: что учесть бюджетному учреждению здравоохранения

Одним из ключевых положений федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), определяющих статус бюджетных учреждений как заказчиков является закрепленное ч. 2 ст. 15 указанного Закона право бюджетных учреждений часть своих закупок вывести из-под действия закона о контрактной системе и осуществлять их в порядке, предусмотренном федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закон № 223-ФЗ).

Нормы ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе в равной мере распространяются на все бюджетные учреждения, в том числе на бюджетные учреждения здравоохранения.

При этом при принятии бюджетным учреждением здравоохранения принципиального решения о целесообразности перевода части своих закупок под действие Закона № 223-ФЗ (см. документ в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ) необходимо учитывать следующие моменты:

1. В случае перевода части закупок в режим Закона № 223-ФЗ бюджетному учреждению здравоохранения и его сотрудникам необходимо будет постоянно осуществлять работу в двух правовых режимах: по Закону о контрактной системе и по Закону № 223-ФЗ, при этом оба указанных закона требуют от заказчиков планирования закупок, раскрытия информации о проводимых закупках в сети Интернет, отчетности о проведенных закупках и иных действий, связанных с подготовкой и оформлением соответствующих документов.

2. Закупки, выведенные под действие Закона № 223-ФЗ, не учитываются в общегодовом объеме закупок по Закону о контрактной системе, в том числе в целях определения пороговых значений для проведения запросов котировок, заключения договоров по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

3. Закупки с «двойным» финансированием (за счет субсидии и за счет средств от приносящей доход деятельности) в любом случае осуществляются в рамках Закона о контрактной системе.

4. За нарушения Закона № 223-ФЗ также, как и за нарушения Закона о контрактной системе, установлена административная ответственность. При этом контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

5. При проведении закупок по Закону № 223-ФЗ заказчики самостоятельно в своих положениях о закупках товаров, работ, услуг устанавливают перечень используемых ими способов закупки, условия и порядок их применения, в том числе самостоятельно устанавливают перечень прямых закупок, к которым можно отнести, например, поставку сложной медицинской техники и комплектующих к ней, а также ее техническое обслуживание, закупки с пороговым значением, например, до 300 000 тыс. руб. по одному договору и т. д.

6. В ходе осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ не запрещено указывать товарные знаки или иные точные характеристики закупаемых товаров, например, возможна закупка лекарственных средств по их торговым наименованиям.

7. Для работы по Закону № 223-ФЗ отсутствуют законодательные требования о создании контрактной службы (назначении контрактного управляющего), а также какие-либо квалификационные требования к лицам, задействованным в осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ.

Принципиально важным является вопрос о том, какие именно закупки могут быть выведены бюджетными учреждениями здравоохранения за рамки Закона о контрактной системе…

…Еще одной значимой особенностью регулирования закупочной сферы, установленной ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе, является то обстоятельство, что положения названной нормы распространяются исключительно на бюджетные учреждения.

Таким образом, положения Закона о контрактной системе о возможности перевода части закупок под регулирование Закона № 223-ФЗ и, следовательно, об одновременном применении одним учреждением двух режимов закупок с разным нормативно-правовым регулированием, не могут применяться ни к казенным учреждениям здравоохранения (которые работают по общему режиму, установленному Законом о контрактной системе), ни к автономным учреждениям здравоохранения (которые, за отдельными изъятиями, руководствуются Законом № 223-ФЗ).

При этом понятие бюджетного учреждения закреплено в п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом; государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из названных положений законодательства, любое бюджетное учреждение, по сути, имеет два основных источника финансовых поступлений: субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания и средства от выполнения (оказания) за плату работ (услуг) для граждан и юридических лиц (например, средства от оказания платных медицинских услуг).

При этом, как уже говорилось выше, субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, а также средства ОМС всегда расходуются в общем порядке, установленном Законом о контрактной системе, иные доходы бюджетного учреждения, а также средства на привлечение соисполнителей по государственным (муниципальным) контрактам в случае принятия соответствующего правового акта (положения о закупках), – в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ…

...Также существенным аспектом применения бюджетными учреждениями Закона № 223-ФЗ является вопрос планирования закупок и отчетности по результатам таких закупок. Обязательным требованием законодательства при осуществлении бюджетными учреждениями здравоохранения закупок по Закону № 223-ФЗ является планирование таких закупок и отчетность по их результатам по правилам указанного закона.

В завершение необходимо отметить, что частичный переход бюджетного учреждения здравоохранения на работу по Закону № 223-ФЗ является весьма серьезным управленческим и стратегическим решением, в связи с чем целесообразность такого перехода, а также все его юридические и практические последствия должны быть тщательно взвешены и обдуманы.

*Статья приведена с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии журнала

Перейти к другим публикациям журнала >>

Выгодная подписка по акции >>  

Читайте также

Кто должен подписывать контракт – контрактный управляющий или главный врач?

Электронная система "Экономика ЛПУ"

Читайте подробнее>>

Закупки малого объема по Закону о контрактной системе

Журнал "Правовые вопросы в здравоохранении"

Читайте подробнее>>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль