Формирование толерантного взаимодействия медицинских сестер

2272
Формирование толерантного взаимодействия медицинских сестер

Одной из характерных особенностей современного мира является усложнение процессов взаимодействия между государствами, народами на фоне глобализации и интеграции, сопровождающихся быстрым развитием коммуникации, распространением информации и затрагивающих многие страны, многие отрасли экономики и аспекты социальной жизни. Эти процессы актуальны и для России как одной из участниц мировой экономики и для здравоохранения как одной из наиболее важных отраслей экономики страны.

Одним из основных следствий этих сложных и неоднозначных процессов является значительная миграция населения, рабочей силы, что приводит, с одной стороны, к возрастанию нагрузки на медицинские организации и учреждения, оказывающие медицинские услуги, а с другой – к появлению в медицинских организациях представителей различных национальностей, конфессий и даже граждан других государств в качестве медицинского персонала или пациентов.

Межрегиональная и даже межгосударственная миграция населения, рабочей силы может создавать определенные проблемы как в управлении персоналом медицинских организаций, так и в общении медицинского, в частности сестринского, персонала между собой и с пациентами, а также с их окружением. Необходимо учитывать и то, что Российская Федерация является многонациональным государством, в котором проживают представители более 190 национальностей, и в лечебно-профилактических организациях медицинская помощь оказывается любому гражданину независимо от его национальной или конфессиональной принадлежности…

Виды и формы толерантности

Существуют различные подходы к систематизации различных видов и форм толерантности. В частности, толерантность различают:

1. По предмету, на который направлено действие толерантности.

Выделяют цивилизационную (взаимодействие различных мировых культур), межгосударственную (сотрудничество и мирное сосуществование различных государств), этническую (контакты между представителями различных национальностей), социальную (отношения между различными социальными группами) и индивидуальную (взаимодействие между индивидуумами) толерантность. Выделяют также конфессиональную, политическую толерантность, толерантность к иным мнениям в сфере науки, толерантность, обусловленную культурной разностью человеческих сообществ.

2. По уровню, на котором проявляется толерантность.

Выделяют индивидуальную, межгрупповую, межличностную, гендерную толерантность.

3. По внутренней мотивированности и ценностному содержанию.

Ряд авторов выделяют следующие виды толерантности: квазитерпимость, псевдотерпимость, позитивная терпимость, негативная терпимость.

Квазитолерантность (от лат. kvasi – «как будто») – это такие виды сдержанности, которые лишь внешне выглядят как терпимость, но по сути являются ненастоящими, мнимыми. Возможными мотивами подобного поведения могут стать получение практически полезных результатов, изменение личностных установок, мнений, восприятия, поведения в соответствии с господствующими в данном обществе или в данной группе, самореклама, попустительство, вера в автоматизм событий.

Псевдотолерантность (от греч. psevdos – «ложные, притворные») – это проявление сдержанности в эмоциональных ситуациях с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение. Основным мотивом такого поведения может стать притворство.

Позитивная толерантность – это одобрение или даже поддержка иного образа жизни, иного мнения, чужой позиции, чужой непохожести. Для этого вида толерантности характерна положительная мотивация (внимание, симпатия к другой личности, стремление помочь, забота о ком-либо, помощь в адаптации, преодолении).

Негативная толерантность – это поведение, характеризующееся невмешательством или пассивным отношением к иной позиции, иным взглядам. Мотивация такого поведения может быть обусловлена желанием мести, преднамеренным воздержанием…

Модели взаимодействия медицинского работника и пациента

Американским философом Робертом Витчем было выделено четыре модели взаимоотношений, которые могут сложиться при взаимодействии медицинского работника, в первую очередь врача, и пациента: инженерная (техническая или техницистская), пасторская (патерналистская), коллегиальная и контрактная (договорная).

Как медицинская сестра должна вести контроль за хранением лекарственных средств?

Электронная система "Контроль в ЛПУ"

Читайте подробнее >>

Эти базовые модели могут быть применены и для описания взаимодействий не только врача, но и медицинской сестры и пациента, а также, с нашей точки зрения, и характеристики взаимодействия руководителя и подчиненного.

Инженерная модель рассматривает пациента как «бездушный обезличенный механизм», а болезнь – как поломку этого механизма, в связи с чем основная задача медицинского работника формулируется как исправление «поломки» организма или исправление отклонения физиологического «механизма» от положения равновесия. В рамках этой модели практически нет места для полноценного межличностного общения, столь необходимого для представителей помогающих профессий. Толерантность при такой модели может носить характер квази- или псевдотолерантности.

Для пасторской (патерналистской) модели взаимодействия «медицинский работник – пациент» характерным является такое отношение медицинского работника к пациенту, которое отмечается во взаимоотношениях родителя и ребенка или священника и прихожанина.

В этой модели отношения между медицинским работником и пациентом носят более субъективный характер и строятся как межличностное общение определенного рода. Основным мотивирующим фактором такого общения становится стремление помочь страдающему человеку, избежав при этом нанесения ему вреда (постулат – «не навреди»). Однако при такой модели коммуникации взаимодействующие личности находятся несколько в неравном положении, поскольку медицинский работник играет роль «родителя», «опекуна», который обладает определенными навыками и умеет их использовать, а роль пациента сводится к дисциплинированному выполнению рекомендаций и указаний «старшего». Тем не менее эта модель может устраивать многих участников лечебно-диагностического процесса. Это касается как медицинских работников, которые могут ориентироваться исключительно на собственные представления о пользе для пациента, пренебрегая его индивидуальными особенностями, так и пациентов, которые зачастую не хотят брать на себя ответственность за собственное здоровье. В этом случае можно говорить о псевдотолерантности с элементами позитивной толерантности.

Коллегиальная модель взаимодействия предусматривает равноправное взаимодействие медицинского работника и пациента. Однако для полноценного участия в лечебно-диагностическом процессе пациент должен обладать максимально правдивой информацией о состоянии своего здоровья, возможных проблемах, которые могут возникнуть в процессе обследования и лечения, т. е. медицинский работник и пациент должны в некоторой степени выступать как коллеги, заинтересованные в достижении общей цели – сохранения и укрепления здоровья. Это не всегда возможно, поскольку пациенты обладают разным культурным, образовательным уровнем, могут принадлежать к разным этническим, социальным группам. Тем не менее при претворении в жизнь этой модели общения, проявлении позитивной толерантности взаимодействие медицинского работника и пациента может стать весьма эффективным, особенно если такое общение продолжается длительное время (например, в случаях длительно протекающих хронических заболеваний, реализации семейного подхода при организации медицинской помощи). Эта модель имеет гораздо больший потенциал для реализации ценностей автономной личности…

Реализация принципов воспитания толерантности и воздействие на различные сферы личности

Реализация этих принципов должна опираться на ряд конкретных действий, которые позволят более эффективно воздействовать на формирование толерантности медицинских работников.

Прежде всего необходимо определить уровень общей толерантности, а также степень коммуникативной толерантности медицинских работников как показатель их профессиональной компетентности. Для определения уровня сформированности толерантности используют различные психологические тесты, позволяющие выявить уровень проявления толерантности личностью, степень конфликтности, умение владеть собой в различных ситуациях. Затем можно предпринимать определенные действия и использовать соответствующие приемы в соответствии с принципами воспитания толерантности.

Так, принцип целенаправленности предполагает развитие интереса у медицинских работников к проблеме толерантности, формирование у них мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию и тем самым формированию толерантности. При этом необходимо четко определить желаемые конечные результаты воспитательных воздействий, предварительно сформулировав цели этих воздействий с учетом конкретных потребностей коллектива

Помимо проведения различного рода занятий с медицинскими сестрами по формированию толерантности, нельзя игнорировать и такие методы как самовоспитание, воспитание собственным примером, а также применение демократического стиля управления, который подразумевает в числе прочего и толерантное поведение руководителя.

Толерантность может формироваться ежедневно в процессе профессиональной деятельности медицинских работников, при наблюдении за поведением других участников лечебно-диагностического процесса, сравнении своего поведения с поведением, которое представляется им правильным (или неправильным) с точки зрения толерантности, когда после завершения рабочего дня они оценивают стиль своего поведения, стиль общения…

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии журнала

Перейти к другим публикациям журнала >>

Выгодная подписка по акции >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×