Правовые аспекты телемедицины

2109
Правовые аспекты телемедицины

Телемедицина – это использование электронных информационных и коммуникационных технологий в целях обеспечения и поддержания здравоохранения в случаях, когда участники находятся на расстоянии друг от друга. 

<… > Телемедицинская консультация

Первоочередными задачами телемедицины в области обеспечения консультативной помощи являются:

— консультации сложных больных на различных этапах оказания помощи;

— экстренные консультации больных, находящихся в критическом состоянии;

— консультации в процессе оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

— догоспитальное консультирование больных для уточнения предварительного диагноза / метода лечения и решения вопроса о месте и сроках предстоящего лечения.

В зависимости от участников и используемых средств различаются следующие варианты телемедицинских консультаций:

— врачебная телемедицинская консультация (специалист консультирует врача с больным / врача без больного);

— телемедицинское функциональное/лабораторное обследование (передача объективных данных о больном с медицинской аппаратуры);

— советы спасателям (врач-специалист консультирует сотрудников мобильных спасательных отрядов);

— советы населению (предоставление жителям возможности советоваться с врачом).

Наиболее распространена консультация пациента. Целью такой телемедицинской консультации (ТМК) является получение квалифицированного медицинского заключения по вопросам, связанным с постановкой правильного диагноза, тактикой и методикой дальнейшего лечения, определением целесообразности проведения медицинских мероприятий и медицинских манипуляций, контролем состояния здоровья пациента, уточнением показаний для проведения очной консультации.

Как правило, время выполнения ТМК складывается из времени оформ ления электронной истории болезни пациента (персональная электронная медицинская карта пациента), времени, необходимого врачу для ее изучения, времени общения с пациентом онлайн, времени составления медицинского заключения.

Время консультации может быть увеличено, если врач телемедицинской службы в целях уточнения диагноза и тактики лечения рекомендует проведение дополнительных исследований.

Все действия врача телемедицинской службы регистрируются при этом в медицинской информационной системе (МИС).

Для проведения ТМК необходимо:

— использование специальной аппаратуры;

— наличие сети телекоммуникаций, обеспечивающей связь между поставщиками и потребителями медицинской информации;

— применение программного обеспечения, связывающего в единый комплекс все элементы системы;

— наличие в лечебной организации штата специалистов (медиков, программистов, электронщиков, связистов), обеспечивающих профессиональную и техническую поддержку телемедицинского комплекса, его эффективное применение при решении медицинских задач.

Кроме того, при работе с телемедицинской системой медицинская организация должна использовать определенные режимы эксплуатации аппаратуры, применять специфические форматы медицинских данных, протоколов обмена информацией и т. п.

При необходимости для проведения полноценной ТМК персонал медицинской организации проводит обучение пациентов или их близких процедурам регистрации диагностической информации и передачи ее в лечебную организацию дежурному или лечащему врачу. Может понадобиться тестирование компьютера пациента на совместимость с программно-аппаратными средствами диагностики (при использовании диагностических методик, работающих только в составе компьютерных комплексов), установка и настройка программных средств на компьютере пациента.

В момент проведения ТМК с персональных диагностических комплексов принимается диагностическая информация, в автоматизированной истории болезни регистрируются текущие диагностические данные пациента. Далее проводится оперативный анализ получаемой диагностической информации и принимается решение о дальнейших действиях. Персональная информация о конкретном пациенте может быть передана в другие медицинские организации. Все виды передачи данных должны обеспечивать защиту персональной медицинской информации.

При использовании телемедицинского ресурса в целях соблюдения конфиденциальности использования личных данных пациента и медицинской информации следует руководствоваться Законом № 152-ФЗ (см. документ в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>).

Нетрудно видеть, что проведение даже одной ТМК – это трудоемкий энергозатратный процесс. Не каждая медицинская организация может справиться с этой задачей.

Именно поэтому ТМК в медицинской организации возможны лишь при соблюдении следующих условий:

— система телемедицины должна базироваться в медицинской организации, связанной со специализированными стационарами, службами скорой и неотложной медицинской помощи, страховыми компаниями, а также оснащенной МИС;

— в медицинской организации должно быть сформировано подразделение специалистов, круглосуточно дежурящих в системе многоканального мониторинга;

— в медицинской организации должно быть подразделение, имеющее специалистов по медицинской информатике, медицинской технике, телекоммуникациям, защите информации (или эти функции должны выполняться специализированным предприятием, имеющим соответствующие лицензии, на условиях аутсорсинга);

— медицинская организация должна иметь право предоставлять медицинскую помощь на платной основе.

Итак, предположим, что все необходимые условия соблюдены и медицинская организация готова оказывать телемедицинские услуги. Начало такой деятельности должно сопровождаться приказом главного врача организации «О проведении телемедицинских консультаций в медицинской организации».

Отметим, что учет ТМК должен вестись в отдельном прошитом журнале с пронумерованными страницами, подписанном главным врачом и заверенном печатью организации. Все сеансы ТМК подлежат записи на электронные носители информации и хранятся с возможностью быстрого поиска.

Обратим внимание на то, что специального термина «врач – специалист по телемедицине» не существует. Экстренные ТМК ведутся в круглосуточном режиме врачами профильных отделений.

В ночное время вызов принимается дежурным врачом и фиксируется в журнале. В дневное время о вызове извещается заведующий приемным отделением больницы, который принимает решение о привлечении необходимых специалистов для проведения ТМК.

Все участники телемедицинских консультаций должны соблюдать следующие сроки их проведения:

— экстренная консультация с заключением врача-консультанта должна быть проведена в течение одного часа после поступления запроса;

— неотложная консультация с заключением врача-консультанта должна быть получена в течение 4 ч в рабочее время и 12 ч в ночное время, выходные и праздничные дни;

— плановая (отсроченная) консультация с заключением врача-консультанта должна быть получена в течение 2 суток в рабочие дни;

— максимальное время передачи протокола видеоконсультации на бумажном носителе из консультативного центра в консультационный телемедицинский центр должно составлять не более 5 рабочих дней.

Эти сроки не регламентированы законодательно, но в организациях разных регионов России, что удивительно, соблюдаются одни и те же правила. Возможно, такие сроки содержатся в каком-то указании Минздрава России (данном в виде письма или разъяснений), поэтому подход одинаков. Однако найти этот документ не удалось.

Плановые телемедицинские консультации проводятся узкими специалистами в рабочее время, при необходимости приказом главного врача для проведения консультации создается группа специалистов (консилиум).

В случаях, когда кто-либо из участников телеконсилиума не согласен с заключением, принятым большинством, он вносит мотивированную запись в протокол телемедицинской консультации.

Для проведения телемедицинской консультации привлекаются специалисты первой или высшей квалификационной категории. Желательно, чтобы в телемедицинской консультации принимал участие лечащий врач пациента, т. к. именно он несет юридическую ответственность за изменение состояния здоровья пациента, наступившее вследствие выполнения / невыполнения рекомендаций врача-консультанта.

В случае несогласия лечащего врача с заключением врача-консультанта окончательное решение принимает главный врач медицинской организации или его заместитель по медицинской части.

Если рекомендации врача-консультанта не могут быть выполнены, лечащий врач информирует об этом организацию, проводившую телемедицинскую консультацию, и согласовывает с врачами-консультантами дальнейшую тактику лечения с обязательным внесением соответствующей записи в медицинскую карту больного. 

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Читайте также по теме "Информатизация здравоохранения" >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль