Опыт использования современных принципов управления в повышении качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи

1950
Опыт использования современных принципов управления в повышении качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи

Опыт ведущих медицинских учреждений может быть полезен при формировании политики медицинской организации в области качества медицинской помощи.

Методология внедрения системы менеджмента качества организации

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний» г. Кемерово (далее – институт) образован в 2009 г. 

Сразу после образования учреждения руководством было принято решение о внедрении международных стандартов ИСО серии 9001:2008 как инструмента для решения следующих задач:

  • повышение удовлетворенности потребителей качеством медицинской помощи;
  • упорядочение всех процессов;
  • разработка и реализация долговременной стратегии развития учреждения;
  • сокращение всех видов потерь и издержек;
  • повышение технологической и исполнительной дисциплины;
  • совершенствование системы управления и повышение ее эффективности;
  • выход на новые, в т. ч. международные, уровни развития.

Для создания СМК требуется стратегическое решение медицинской организации, принимаемое на основе результатов SWOT-анализа и ясного понимания ее назначения.

Высшее руководство организации берет на себя обязательство следовать положениям миссии и политики в области качества.

Из числа сотрудников организации формируется рабочая группа для внедрения СМК, члены которой проходят обязательное предварительное обучение по темам: «Менеджмент качества в системах здравоохранения – руководителю организации» (руководители высшего звена), «Теория и практика внедрения стандарта ИСO 9001:2008 в системах здравоохранения» (руководители среднего звена (заведующие отделами, отделениями, лабораториями), «Внутренний аудит системы менеджмента качества» (представители структурных подразделений).

Модель СМК института представлена группами связанных между собой процессов:

  • процессы управленческой деятельности руководства (стратегическое планирование);
  • процессы жизненного цикла (научно-исследовательская и лечебно-диагностическая деятельность, тактическое планирование);
  • обслуживающие процессы (обеспечение ресурсами, информационнотехническое обеспечение, управление документацией и записями, управление персоналом, управление инфраструктурой, управление оборудованием и средствами измерения, управление производственной средой);
  • процессы измерения, анализа и улучшения (оценка удовлетворенности потребителя, проведение внутреннего аудита, мониторинг процессов).

По каждому процессу определяется цель, формируется команда участников, назначаются ответственные за его развитие (владелец) и выполнение, которые организуют проведение мероприятий по достижению соответствия установленным требованиям, формируется матрица ответственности (приложение 1).

Например, целью процесса «Лечебно-диагностическая деятельность» является обеспечение надлежащей медицинской помощи пациентам на основе стандартов медицинских технологий, достижений современной медицинской науки, качественных материально-технических ресурсов учреждения и четкого взаимодействия медицинского персонала на всех этапах лечебно-диагностического процесса.

Владелец процесса – заместитель директора по клиническим вопросам, главный врач; ответственные за выполнение процессов – заместитель главного врача по медицинской части, заведующий клиническим отделением, заведующий диагностическими отделениями.

В соответствии с международными стандартами СМК предусматривает построение иерархической системы документооборота всей организации. Это обусловлено тем, что именно в документах содержится основная информация о деятельности организации.

При создании системы документооборота необходимо прежде всего разработать внутренние требования и порядок движения документов с учетом требований вышестоящих органов управления здравоохранением. В организации составляется номенклатура дел по подразделениям.

Для обеспечения оперативности принятия управленческих решений внедряется система электронного документооборота. Приказы, действие которых распространяется на широкий круг работников, желательно размещать в локальной сети организации, что позволяет сократить сроки согласования и ознакомления сотрудниками с принимаемыми решениями.

Применение в медицинской организации принципов СМК предполагает также постоянный текущий анализ состояния организации путем проведения регулярных внутренних и внешних аудитов, в ходе которых оценивается соблюдение требований обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, установленных системой государственного, ведомственного и внутреннего контроля.

Внутренний аудит – метод улучшения деятельности, проводится специально подготовленными и обученными сотрудниками организации каждые полгода. Не реже одного раза в год руководители подразделений осуществляют анализ эффективности выполненных мероприятий по достижению целей (результатов) в области качества, что является основой для ежегодного отчета о выполнении плана работы подразделения.

Согласно стандарту ИСО 9001:2008 целью мониторинга процессов СМК является оценка способности организации достигать запланированных результатов. Для их оценки разрабатываются специальные критерии результативности (приложение 2). (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>)

Полученные фактические результаты владельцы процессов сравнивают с запланированными. В случае несоответствия фактических и плановых результатов устанавливаются причины (а также возможности по улучшению процесса), по каждой из них составляется план мероприятий (корректирующих или предупреждающих).

Результативность СМК подвергается анализу со стороны высшего руководства. Ни в одной из сфер деятельности удовлетворенность потребителей не имеет такого решающего значения, а качество услуг – большего влияния на жизнь и здоровье потребителей, как в сфере здравоохранения1. Для оценки удовлетворенности пациентов КМП в институте проводится анкетирование пациентов. Анализ удовлетворенности пациентов осуществляется на уровне заведующих отделениями и руководства организации.

Итоговый отчет об уровне удовлетворенности пациентов КМП и предложения по его улучшению готовит заместитель главного врача по медицинской части. В качестве корректирующих мероприятий используются: разборы, совместно с персоналом, случаев неудовлетворенности пациентов КМП; повышение информированности пациентов и их родственников о работе учреждения и условиях оказания медицинских услуг в отделениях; совершенствование электронных ресурсов (запись на прием к специалистам консультативной поликлиники через Интернет).

Результаты функционирования системы менеджмента качества

Анализ основных показателей деятельности клиники свидетельствует об эффективной работе дорогостоящей хирургической койки.

За 2009– 2013 гг. план по койко-дням перевыполнен на 15,0–26,0% при среднегодовой занятости койки от 302 до 321 дня и обороте койки в пределах от 50,3 до 59,6 больных на одну койку.

Средняя длительность пребывания пациента на дооперационном этапе составляет не более 1,0 сут за счет качественной работы на этапе диагностики. В целом средняя длительность лечения колеблется от 5,3 до 6,4 дня (табл. 1).

Для снижения количества послеоперационных осложнений в клинике института были выполнены корректирующие мероприятия: проведены анализ и классификация причин осложнений, разработаны алгоритмы предупреждения осложнений в отделениях, а также внедрены новые медицинские технологии в хирургическом лечении ишемической болезни сердца и приобретенных пороков сердца.

В результате проводимых мероприятий снизились: число послеоперационных осложнений – на 36,0%, частота отрицательного исхода лечения – в 2,7 раза, летальность после операций с искусственным кровообращением – на 28,0%.

Уровень общей летальности в учреждении составляет 0,3–0,45%, незначительная динамика увеличения показателя является следствием расширения спектра высокотехнологичных вмешательств, в т. ч трансплантации сердца (табл. 1).

Мониторинг удовлетворенности пациентов КМП выявил положительную динамику: за 2011–2013 гг. данный показатель вырос с 4,88 до 4,95 балла при максимальном значении 5 баллов (рисунок).

Опыт использования современных принципов управления в повышении качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи

В научно-исследовательской организации, имеющей в своей структуре клинику высоких технологий, оказание высокотехнологичной медицинской помощи следует рассматривать как один из значимых результатов научной деятельности, влияющий на КМП.

В СМК института мониторинг ключевых показателей результативности научно-исследовательского процесса свидетельствует об их ежегодном улучшении: индекс цитирования возрос с 116 до 414, импакт-фактор журналов для публикации результатов – с 52 до 132, индекс Хирша – с 2 до 6 и др.  

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Читайте также по теме "Высокотехнологичная помощь" >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль