Управление рисками при реализации государственной программы развития перинатальных центров в Российской Федерации

1494
Управление рисками при реализации государственной программы развития перинатальных центров в Российской Федерации

В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации государственной программы.

При этом под существенным влиянием понимается такое влияние, которое приводит к изменению сроков и (или) ожидаемых результатов реализации государственной программы не менее чем на 10% от планового уровня. <...>

Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации предусматривает создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи матерям и детям, снижение материнской, младенческой и детской смертности, а также мероприятия, направленные на подготовку медицинских специалистов для работы в перинатальных центрах, совершенствование территориальной модели оказания акушерской и неонатологической помощи, повышение эффективности перинатальной помощи.

Применительно к строительству перинатальных центров могут возникать обстоятельства, ограничивающие своевременную и эффективную реализацию мероприятий, которые обусловлены финансово-экономическими, правовыми, административными рисками, а также рисками недостаточности ресурсной составляющей и нецелевого использования средств всех источников.

1. Финансово-экономические риски связаны с возможным повышением стоимости услуг и работ, поставляемого медицинского и технологического оборудования, необходимого для функционирования перинатальных центров, а также рисками неполного исполнения субъектами Российской Федерации обязательств по финансовому обеспечению региональных программ модернизации здравоохранения в период 2014 – 2016 гг.

Управление указанными рисками на федеральном уровне предусмотрено Правилами финансового обеспечения в 2011–2016 гг. региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС), утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 № 851, (далее – Правила), а также заключенными соглашениями высших должностных лиц субъектов РФ с Минздравом России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее – Соглашения).

Во-первых, документами установлена нижняя граница финансового обеспечения мероприятий по строительству, проектированию и вводу в эксплуатацию перинатального центра за счет средств регионального бюджета.

Одним из условий предоставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на строительство перинатальных центров (а это более половины общей стоимости программы – более 52 млрд руб. или 69% общей стоимости Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации) является наличие в бюджете субъекта РФ региональных средств в объеме не менее 20% размера финансового обеспечения мероприятий по строительству перинатального центра за счет всех источников (субсидий ФОМС и средств бюджета субъекта Российской Федерации). Размер средств региональных бюджетов на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатальных центров составляет более 23 млрд руб. Систематический контроль соблюдения этого условия осуществляется Федеральным ФОМС.

Приказом ФОМС от 26.11.2013 № 2372 предусмотрено ежемесячное предоставление регионами информации о размере доведенных лимитов бюджетных обязательств по средствам бюджета субъекта РФ до уполномоченного органа государственной власти, являющегося получателем средств бюджета субъекта РФ на модернизацию здравоохранения (в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра), в соответствии с уведомлением о лимитах бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

По данным, предоставленным в указанной отчетности, и по результатам проводимого Федеральным ФОМС ежемесячного мониторинга вносимых (планируемых к внесению) изменений в законы о бюджетах субъектов РФ лимиты бюджетных обязательств по средствам бюджетов субъектов РФ доведены до всех органов государственной власти субъектов РФ в полном объеме, предусмотренном в бюджетах субъектов РФ на 2014 г. и установленном в Соглашениях.

Во-вторых, регионы взяли на себя обязательство по увеличению объемов средств региональных бюджетов в случаях, если образуется такая потребность (например, при повышении первоначально заявленной стоимости работ по итогам проведенной государственной экспертизы сводного сметного расчета).

В-третьих, на федеральном уровне предусмотрены санкционные механизмы управления риском неисполнения субъектами Российской Федерации своих расходных обязательств.

Правилами предусмотрен возврат в бюджет Федерального ФОМС субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение мероприятий по строительству перинатальных центров:

• в случае несоблюдения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ условий предоставления субсидий и Соглашения (невыполнение расходных обязательств по проектированию перинатального центра, подготовке инженерных коммуникаций, а также обязательств по обеспечению укомплектованности медицинскими работниками и вводу в эксплуатацию перинатального центра в сроки, установленные соглашениями, и др.) – в полном объеме (п. 18 Правил);

• в случае, если объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, не соответствует установленному уровню софинансирования из бюджета Федерального ФОМС – в объеме, необходимом для достижения соответствующего уровня софинансирования (п. 19 Правил).

На региональном уровне обеспечено частичное нивелирование финансовоэкономических рисков посредством законодательного установления в бюджетах субъектов на период 2014–2016 гг. (т. е. на весь период реализации Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации) размеров региональных средств целевой строкой.

Следует еще раз подчеркнуть, что субсидии из бюджета Федерального ФОМС предоставлялись регионам только при выполнении субъектами Российской Федерации данного требования.

2. Правовые риски связаны с несвоевременным принятием нормативных правовых актов по вопросам реализации региональных программ модернизации здравоохранения или неполным установлением в этих актах норм, необходимых для достижения установленных программами целевых показателей.

К началу реализации мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров федеральные нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы развития перинатальные центров, были приняты в полном объеме. Порядок реализации указанных мероприятий, их финансирования, выделения финансовых средств и их целевое использование регламентируется нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном и региональном уровнях (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>) .

В соответствии с п. 21 ч. 2 и ч. 3.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам организации оказания населению субъекта РФ специализированной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях, органы государственной власти субъекта РФ имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в т. ч. региональные программы субъектов РФ.

Таким образом, органами государственной власти субъектов РФ в целях исполнения собственных полномочий по реализации региональных программ модернизации здравоохранения приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок реализации мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, их финансового обеспечения.

3. Административные риски обусловлены несвоевременными и неэффективными управленческими решениями в регионах по вопросам выполнения мероприятий программ, связанными, в т. ч., с недостаточным взаимодействием органов исполнительной власти субъектов РФ, а также с ненадлежащим исполнением контрольных полномочий.

Именно в разрезе выявления административных рисков и управления ими можно интерпретировать деятельность Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального ФОМС по контролю реализации программы и принятию мер в рамках полномочий, которые проводятся на основании данных мониторинга и результатов выездных проверок.

Мониторинг осуществляется по следующим направлениям:

• выявление причин несоблюдения помесячных сетевых графиков выполнения работ, утвержденных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;

• наличие в регионе полного пакета документов, необходимых для перехода к работам очередного этапа. Так, для начала этапа строительства, что подтверждается уведомлением о строительстве, у застройщика должны быть в наличии проектно-сметная документация, положительное заключение на нее государственной экспертизы, разрешение на строительство;

• соответствие сроков и размеров оплаты работ условиям заключенных контрактов для государственных нужд и требованиям гражданского и бюджетного законодательства.

На региональном уровне административные риски обеспечиваются установлением высшими исполнительными органами государственной власти ответственных исполнителей строительства перинатальных центров и их участников, координацией взаимодействия заинтересованных органов государственной власти на территории субъекта Российской Федерации, а также закреплением персональной ответственности исполнителей мероприятий, в т. ч. путем жесткой привязки оценки деятельности руководителей указанных органов с результатами реализации Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации.

4. Риски недостаточности ресурсной составляющей, связанные с отсутствием подготовленных специалистов для работы в перинатальных центрах, несвоевременной поставкой медицинского оборудования надлежащего качества и проведением пуско-наладочных работ<...>

5. Риски нецелевого использования средств, направленных на финансирование проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров. Меры по управлению рисками нецелевого использования средств всех источников заключаются в мониторинге, проводимом Федеральным ФОМС в соответствии с уже упоминаемым приказом ФОМС от 26.11.2013 № 237<...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Читайте также по теме  "Планирование, учет и контроль" >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×