Сайт медорганизации: правовые требования к размещению рекламы и использованию персональных данных

2981
Сайт медорганизации: правовые требования к размещению рекламы и использованию персональных данных

Медорганизация как владелец сайта должна помнить о том, что содержание сайта регулируется законодательством, требования которого необходимо знать и исполнять

Правовые требования к информации <...>

Реклама медицинских услуг

Всю информацию на сайте медицинской организации можно разделить на две группы: обязательная для размещения (согласно требованиям законодательства) и вся остальная.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) действие законодательства о рекламе не распространяется на информацию, раскрытие которой для потребителя является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ прокомментировал данную норму в п. 18 информационного письма от 25.12.1998 № 37: «Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске».

С ВАС России согласилась Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. В письме от 24.01.2011 № АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама» ФАС России указала, что в соответствии с п. 2 и 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Таким образом, используя тот факт, что размещение информации о юридическом лице, видах оказываемых услуг, порядке и форме их предоставления, о медицинском персонале, который оказывает услуги, является обязательным, медицинская организация имеет возможность сделать эту информацию максимально привлекательной для пациентов, обойдя при этом запреты и ограничения Закона о рекламе.

Приведем пример.

Согласно п. 8 ст. 24 Закона о рекламе реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Указанный пункт в 2014 г. явился предметом обсуждения и неоднократных изменений со стороны законодателя. Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ реклама медицинских услуг была запрещена, за исключением такой рекламы на специализированных выставках, конференциях и в печатных изданиях. Эти изменения фактически парализовали на время рынок медицинских услуг, однако в июле 2014 г. ситуация была исправлена, и формулировка соответствующего пункта теперь выглядит так, как мы ее привели.

Обратим внимание на то, что реклама методов диагностики, лечения, профилактики, в отличие от рекламы медицинской услуги, и сейчас допустима только для профессионального сообщества медиков.

Однако на сайте медицинской организации можно рассказывать о методиках, применяемых при лечении тех или иных заболеваний, ссылаясь, как минимум, на Закон об охране здоровья, подп. 6 п. 1 ст. 79 которого содержит требование информировать пациентов об эффективности применяемых методов лечения.

Вторая группа – это любая информация, за исключением информации, размещение которой обязательно. В частности, многие медицинские организации размещают на своих сайтах:

— статьи врачей (заметки, выражающие мнение конкретного врача по той или иной проблеме);

— отзывы пациентов;

— истории успешного лечения;

— ответы на вопросы пациентов (онлайн консультации);

— фотографии результатов оказанных услуг.

Все перечисленное может стать способом привлечения потенциальных пациентов, формирует положительный образ конкретной медицинской организации, повышает доверие к ней и ее специалистам.

Закон о рекламе содержит две группы требований к рекламе медицинских услуг: общие требования (распространяются в целом на рекламу, в том числе на рекламу медицинских услуг) и специальные требования (распространяются только на рекламу медицинских услуг).

Общие требования к рекламе медицинских услуг:

1. Реклама должна быть добросовестной. Недобросовестной признается реклама услуг, которая:

— содержит некорректные сравнения рекламируемых медицинских услуг с находящимися в обороте аналогичными услугами, оказываемыми другими медицинскими организациями. Очевидно, что понятие «корректности» или «некорректности» оценочное, поэтому решения по указанному пункту принимаются государственными органами на основе собственного усмотрения и представления о том, что является «корректным»;

— порочит честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица, в том числе компании – конкурента;

— представляет собой рекламу услуги, реклама которой запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другой услуги, знак обслуживания которой тождествен или сходен до степени смешения со знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения. Ст. 24 Закона о рекламе содержит конкретные требования о возможных и запрещенных способах рекламирования медицинских услуг – нарушение этих требований будет основанием для признания рекламы недобросовестной;

— является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Например, согласно ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» актом недобросовестной конкуренции может быть признана реклама, в результате которой распространены ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки конкуренту, нанести ущерб его деловой репутации. То же самое можно сказать о рекламе, которая вводит потребителей услуг в заблуждение относительно характера, способа и места их оказания.

2. Реклама должна быть достоверной. Перечислим лишь те критерии недостоверности, которые можно очевидно отнести к медицинской деятельности и ее рекламе.

Итак, недостоверной признается реклама услуг, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемых услуг перед находящимися в обороте аналогичными услугами, которые предоставляются другими клиниками;

2) о любых характеристиках услуги, в том числе о ее природе, методиках, назначении, потребительских свойствах, об условиях оказания, сроках службы, сроках годности работ;

3) о перечне оказываемых услуг, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>) ;

4) о стоимости или цене услуг, порядке их оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях их оказания;

5) о гарантийных обязательствах исполнителя работ (актуально в стоматологии, ортопедии);

6) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица;

7) о результатах исследований и испытаний тех или иных методик в медицине;

8) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ клиенту – потребителю услуг;

9) об объеме оказываемых и рекламируемых услуг;

10) об исполнителе услуг.

3. В рекламе медицинских услуг не допускается:

— использование иностранных слов и выражений, если это искажает смысл рекламируемого товара;

— указание на то, что деятельность медицинской организации одобряется, поддерживается органами государственной власти;

— использование образов медицинских работников, за исключением тех случаев, когда реклама осуществляется на специальных медицинских конференциях, семинарах, в медицинских журналах и ее потребителями являются только медицинские работники.

В отношении последнего пункта интересна позиция Зиновьевой О.В., адвоката адвокатской группы «Онегин», специализирующейся на вопросах медицинского права.

Отвечая на вопрос о возможности медицинской организации использовать в рекламе изображение собственного сотрудника, адвокат советует использовать в рекламе фотографии реальных врачей, работающих в клинике, но в немедицинской одежде, в нейтральном интерьере или на нейтральном фоне с указанием фамилии, имени и отчества, а также специализации врача.

С точки зрения автора статьи, позиция спорная, поскольку образ создается не только внешней атрибутикой (белым халатом, интерьером), но и всей деятельностью человека. Например, фотографию доктора Л. Рошаля можно разместить на рекламном плакате и без традиционного халата, но в сознании большинства соотечественников он, безусловно, создает и выражает образ врача (даже если на плакате не будет более никакой информации). То есть такой критерий, как внешний антураж, является спорным, хотя его не только можно, но и нужно пытаться применить в спорах с антимонопольными органами.

4. В рекламе медицинских услуг не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина.

5. Если медицинская реклама нацелена на несовершеннолетних (например, некоторые косметологические услуги, услуги эстетической стоматологии, ортодонтии, дерматологии), должны соблюдаться следующие требования:

— реклама не должна побуждать несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей приобрести ту или иную услугу;

— реклама не должна создавать у несовершеннолетних представление о доступности конкретной медицинской услуги людям с любым уровнем достатка;

— реклама не должна создавать у несовершеннолетних впечатление о том, что получение медицинской услуги создает для них преимущество перед сверстниками либо формировать комплекс неполноценности у тех, кто не может воспользоваться данной услугой;

— реклама не должна формировать у несовершеннолетних комплекс неполноценности, связанный с их внешней непривлекательностью.

Поговорив об общих требованиях, рассмотрим подробнее специальные требования к рекламе медицинских услуг <...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Читайте также по теме  "Информатизация здравоохранения" >>

    



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль