Проблемы в области предметно-количественного учета лекарств происходят из-за гипертрофированного учета

2145
Проблемы в области предметно-количественного учета лекарств происходят из-за гипертрофированного учета

Интервью с доктором фарм. наук, проф. кафедры фармации ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, экспертом электронной системы «Контроль в ЛПУ» Татьяной Мороз.

В интервью порталу zdrav.ru эксперт рассказала о современных особенностях предметно-количественного учета лекарственных препаратов в российских ЛПУ.


Тема учета лекарственных средств в ЛПУ всегда требовала пристального внимания со стороны медорганизации. Какие принципиальные изменения произошли в этой сфере за последнее время? И чего следует ожидать?

Начиная с 2013 года, в этой сфере действительно произошли принципиальные изменения. Прежде всего, это связано с тем, что целый ряд психотропных препаратов был переведен в список III. И их учет начал осуществляться по новым формам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006г. № 644.

Также в 2013 году вышел новый приказ Минздрава России от 17 июня 2013 г. № 378н, в котором, в частности, прописан регламент ведения журналов регистрации учета операций по обращению лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, но не относящихся к наркотическим или психотропным лекарственным средствам.

И наконец, в прошлом году вышел Приказ Минздрав России от 22 апреля 2014 г. № 183н о самом перечне лекарственных препаратов, подлежащих предметно–количественному учету.

К сожалению, во всех этих документах есть определенные недоработки, поэтому в ближайшее время нам стоит ожидать ряд уточнений и разъяснений по этой теме.

Вы являетесь постоянным экспертом Электронной системы для главных медицинских сестер «Контроль в ЛПУ», какие темы в области предметно-количественного учета лекарственных средств вызывают наибольшее количество вопросов у пользователей системы?

Прежде всего, вопросы по предметно-количественному учету спирта этилового. Для многих сотрудников это самый непонятный вопрос. Сложности здесь возникают из-за устаревшего нормативного документа - приказа Минздрава СССР от 1991 года № 245, который абсолютно не соответствует современным реалиям.

Затем вопросы, которые связаны с тем, что практические работники не знают перечень препаратов, подлежащих предметно-количественному учету и очень часто усложняют учет, к примеру, тромадола, или клофелина, считая их наркотическими и психотропными ЛП, когда на самом деле они таковыми не являются.

И конечно, часто задают вопросы, связанные с тем, как хранить, сколько времени хранить, как уничтожать документы по предметно–количественному учету.

Тема предметно-количественного учета лекарственных средств действительно не простая. И мы не случайно именно ее выбрали в качестве темы видеосеминара в Электронной системе. Есть очень много подводных камней и нюансов, в которых практическим работникам нужно обязательно разобраться, чтобы избежать ошибок и пристального внимания проверяющих органов.

В настоящее время происходит совершенствование технологий распределения лекарственных препаратов в стационарах медицинских организаций, что необходимо в первую очередь учитывать при внедрении подобных технологий?

Это очень интересный вопрос, потому что большая часть наших технологий распределения и использования лекарственных средств в медицинских организациях безнадежно устарела.

У нас ведь до сих пор препараты выдаются на отделение, а не на больного. Даже, если в МО осуществляется персонифицированный учет, то зачастую он вводится либо в очень усложненных формах, либо ведется совершенно не теми специалистами. 

В 2000г. в Петрозаводске был прецедент, когда бухгалтер после выписки больного выбирала информацию из историй болезни о назначенных ЛП и затем обсчитывала затраты на лечение каждого пациента. Учитывая специфику врачебного почерка и полное отсутствие знаний о ЛП у бухгалтера, вы сами можете предположить в каком виде все это велось. Поэтому ретроспективная обработка таких данных – совершенно неразумная работа!

В США повсеместно и в некоторых европейских странах в течение последних 50 лет работает система так называемых «единичных доз», когда весь учет препаратов осуществляется в момент их выдачи из аптеки медорганизации непосредственно в компоновке заказа на конкретного пациента. Именно такой формат работы действительно рационален. В этом случае обеспечивается не только учет, но и безопасность использования ЛП, так как процесс формирования заказа сопровождается надежной системой контроля. Все это дает абсолютную прозрачность назначений, выдачи лекарственных препаратов и рациональное распределение обязанностей: аптека отпускает препараты и сразу в процессе обработки заказа выписывается так называемый счет на пациента, в котором полностью отражено, какое количество препаратов и на какую сумму отпущено. Эти данные являются основными для списания в расход использованных ЛП.

Более 20 лет назад этот метод мы внедрили в Иркутской областной больнице, он до сих пор там применяется. На данный момент, там конечно нужно модернизировать систему фасовки ЛП для отпуска единичными дозами, совершенствовать программное обеспечение, но в целом вся эта система вполне успешно работает и сегодня и может развиваться дальше.

Чем сегодня необходимо руководствоваться медперсоналу в первую очередь при организации работы по учету лекарственных средств?

В первую очередь, нужно внимательно и вдумчиво прочитать первоначальные нормативные документы. Это либо федеральный закон, либо постановление правительства. И вот только после этого можно начинать знакомиться с различными ведомственными приказами, информационными письмами, разъяснениями, документами регионального уровня и т.п. Потому что зачастую, чем ниже уровень документа, тем более он искажает первоначальную информацию.

Очень часто в регионах, на уровне органов управления здравоохранением и на уровне МО придумываются свои правила работы с наркотическими и психотропными ЛП, свой порядок учета ЛП, которые не только не отвечают требованиям федеральных документах, но и приводят к ошибкам в учете ЛП. Вот совсем недавний пример, когда мы выявили в одной из МО недостачу препаратов у материально-ответственного лица при одновременно выявленных излишках тех же препаратов в машинах «скорой помощи». Это произошло не по злому умыслу, а вследствие гипертрофированного неразумного учета, когда бумажка становится важнее реального положения дел. 

Сейчас во многих лечебных учреждениях создаются специальные пункты выдачи наркотических и психотропных веществ. В принципе, это опыт неплохой. Но тогда нужно определяться, кто и чем будет заниматься. Потому что в противном случае возникает путаница. Приведу пример: в одной из больниц создали такой пункт, который работает круглосуточно. И соответственно, в любое время к медицинские сестры отделений приходят в этот пункт за препаратами. И вот здесь возникает закономерный вопрос: а на посту кто в это время остается? Поэтому в результате мы имеем целый ворох проблем: оставленные больные, неэффективность работы медперсонала и т.д. 

Другое дело, что в некоторых ЛПУ на таких постах работают процедурные сестры, и когда по телефону из отделения поступает запрос, медсестра берет нужный препарат, идет в отделение и под присмотром врача вводит это лекарство больному. Это правильная, нормальная схема работы. 

Степень и объем ответственности медицинского персонала растут с каждым днем, на ваш взгляд, что может предпринять руководитель для снижения нагрузки?

Прежде всего, и руководство медицинской организации, и главная медицинская сестра должны быть заинтересованы в том, чтобы работа персонала была максимально оптимизирована. Современные системы выдачи лекарственных препаратов позволяют практически исключить медсестер и тем более старших медсестер отделений от участия в получении и выдаче лекарственных средств, что экономит для них колоссальное количество времени.

Во-вторых, особенно в последние годы, мы наблюдаем снижение объемов обучения персонала. Понятно, что персонал ЛПУ загружен дальше некуда: и огромное количество текущих задач, и прибывающий год от года документооборот и другие проблемы. Но сегодня это все решаемо. Никто не запрещает использовать экспертное информационное обеспечение. Сегодня такие системы не прихоть, а жизненная необходимость. И практика это доказала, когда я провожу обучение для медицинских сестер часто прибегаю к разъяснениям, примерам из системы «Контроль в ЛПУ». А самое главное, что система позволяет осуществлять обратную связь – задать вопрос и через некоторое время получить подробный и четкий ответ от эксперта, тем самым экономя время на поиски информации, и не «изобретая велосипед».


Видеосеминары от ведущих экспертов – новинка Электронной системе «Контроль в ЛПУ».

Новый видеосеминар «Предметно-количественный учет лекарственных препаратов», докладчиком которого выступила Татьяна Мороз, доступен для просмотра в ЭС «Контроль в ЛПУ».

Видеосеминары доступны только клиентам тарифа «Оптимальный». Чтобы оценить преимущества новинки, семинар по теме «Обращение с медицинскими отходами: роль и место главной медицинской сестры» можно посмотреть в тестовом доступе >> 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×