Приемы, усиливающие воздействие на читателя, при написании памяток для населения

1544
Приемы, усиливающие воздействие на читателя, при написании памяток для населения

Какой должна быть медико-просветительская информация (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>), чтобы она заинтересовала аудиторию, была эффективным инструментом воздействия на пациента и побуждала его к выполнению рекомендаций...

<...>Какие эффекты информации повышают действенность коммуникативного процесса?

Первым необходимо назвать утилитарный эффект – получение пользы от воспринимаемой информации, поскольку она помогает решать какието проблемы. Этот эффект наиболее полно проявляется при совпадении установок коммуникатора и реципиента информации.

Например, если человек искренне, убежденно принял решение бросить курить, информация о методах, которыми этого можно достичь, создаст утилитарный эффект, что и поможет избавиться от никотиновой зависимости. Если же решение недостаточно твердо, утилитарный эффект отсутствует и успех вряд ли достижим. <...>

Эффект престижа – возникает при восприятии информации, утверждающей цели и ценности той социальной группы, к которой относится или произвольно относит себя индивидуум.

Наиболее полно он может быть реализован в однородной аудитории. На этом эффекте часто базируется националистическая, шовинистическая пропаганда, «поиск врага» и т. п. Вместе с тем эффект престижа позволяет положительным образом использовать корпоративные позиции и установки.

Например, пульмонологи Великобритании выступили инициаторами кампании за отказ от курения именно с позиций группы, наиболее полно информированной о последствиях табакокурения.

Именно призыв наиболее информированной социальной группы, к которой относятся пульмонологи, явился стимулом для отказа от вредной привычки у пациентов.

Эффект усиления позиции возникает при получении информации, подтверждающей точку зрения реципиента по дискуссионному, окончательно не решенному вопросу. <...>

Необходимым условием действенности общения с читателем является проявление эффекта удовлетворенного познавательного интереса.

Он возникает, когда сообщенная информация о предмете (событии, явлении и т. д.) содержит элемент новизны, при этом у реципиента уже имеются иные, но не противоречащие вновь полученным сведения.

Например, сообщение о том, что калорийность гороха (284 ккал/100 г) или фасоли (286 ккал/100 г) значительно выше, чем курятины (101 ккал/100 г) или говядины средней упитанности (131 ккал/100 г), может вызвать рассматриваемый эффект.

Правда, приведенный пример скрывает в себе одну часто встречаемую ошибку. Дело в том, что цифры, как правило, плохо воспринимаются и запоминаются. Поэтому автору правильнее было бы вместо указания количества калорий, содержащихся в фасоли или курятине, дать их сравнение: «Калорийность гороха и фасоли в два с лишним раза выше, чем у курятины или говядины средней упитанности».

Способность автора вызвать эмоциональный эффект в значительной мере обеспечивает внимание аудитории, сопереживание и, следовательно, более высокую степень усвоения информации.

Это связано с удовлетворением от эмоциональной разрядки, получаемой слушателем или читателем, снятием эмоционального напряжения и компенсацией эмоциональной недостаточности. А вслед за эмоциональным эффектом может наступить и эффект комфорта, т. е. полной духовной удовлетворенности и «душевной релаксации».

Для достижения эмоционального эффекта можно обратиться к народным пословицам и поговоркам. Являясь самой краткой и концентрированной формой народного опыта, они помогут создать эмоциональный фон текста и лучше запомнить его основные положения. <...>

Известный гигиенист Ф.Ф. Эрисман еще в 1903 г. писал, что здоровые люди «…вместо того, чтобы охранять свое здоровье, беспощадно обращаются с ним и расточительно тратят свои жизненные силы. В значительной степени это объясняется незнакомством их с правилами разумного здравоохранения».

Необходимо подчеркнуть, что «правила разумного здравоохранения» – это система поведения человека, а не просто сумма неких запретов и рекомендаций, чем перенасыщены памятки.

При этом многолетний опыт санитарного просвещения свидетельствует, что в настоящее время (особенно!) часто просветительская деятельность, связанная с распространением элементарной медико-гигиенической информации, себя не оправдывает.

Сегодня задача медицинского просвещения связана в первую очередь с необходимостью выработки каждым человеком «правил разумного здравоохранения», т. е. такого стиля поведения, который обеспечивал бы его здоровье в реальных условиях, – при существующих возможностях питания, условий быта, эмоциональных нагрузках.

Более того, поведение людей лишь в малой степени зависит от медикогигиенических знаний: наблюдаются «ножницы» между «знаю» и «делаю». А ведь до сих пор преобладает тенденция к расширению информированности населения в вопросах чисто медицинских, понимание и осмысление которых требует, в свою очередь, специальной подготовки. <...>

Можно сформулировать еще раз положение, высказанное почти полтора столетия лет назад: в своих публикациях не стремитесь сделать читателя ни врачом, ни даже фельдшером. О своем здоровье ему следует знать все, чтобы это здоровье сохранить и укрепить, а о болезни – столько, чтобы он не смог себе навредить. Поэтому очень важно, чтобы медико-просветительские материалы были доступны для понимания, сохраняя при этом аргументированность.

Какие аргументы помогут убедить читателя следовать рекомендациям?

Чаще всего, когда мы пишем научно-популярный материал (а пропаганда здорового образа жизни во всех его аспектах – это всегда популяризация научных знаний), мы стремимся в чем-то убедить своего читателя. Но убеждать – значит, прежде всего, доказывать.

Когда мы ищем доказательства, то сталкиваемся с необходимостью подобрать именно те аргументы, которые были бы сразу убедительны для данной аудитории. И именно эта задача оказывается для автора (коммуникатора) наиболее сложной.

В первую очередь необходимо найти «правильное» функциональное решение материала, которое определяется его целевым назначением: убедить, информировать, проиллюстрировать и т. д.

В соответствии с этим подбираются и аргументы. В этом – начало эффективности. Аргументы подразделяются на логические и риторические.

В свою очередь, логические аргументы могут быть дедуктивными и индуктивными. Дедуктивные аргументы предполагают опору на общее знание, иллюстрируемое частными положениями.

Примером такого общего знания могут быть положения: «люди смертны», «для того чтобы жить, человек должен есть» и т. п., которые являются универсальными аргументами. В то время как суждение типа «чтобы сохранить здоровье, нужно следить за ним, прилагать усилия к его сохранению и укреплению» будет аргументом только для тех, кто предполагает, что здоровье – не только природная данность.

В самом общем виде можно считать, что дедуктивный метод ориентирован преимущественно на абстрактный образ мышления, поскольку использует последовательность: теория (обобщение) – иллюстрирующий ее факт.

Индуктивный метод предполагает движение от факта к теории (обобщению) и более приемлем для реципиентов информации с низким уровнем теоретической подготовки в данной области. Вместе с тем индуктивные приемы доказательства в психологическом плане более сложны, поскольку для убедительности общего тезиса, доказывающего или опровергающего какое-либо положение, необходимо, чтобы читатель был согласен с вами по всем частным положениям (суждениям).

Например, факт – курение вредит здоровью, теория – курение является интегрированным фактором риска: развития рака губы, ротовой полости, бронхо-легочной системы, поджелудочной железы, мочевого пузыря; диабета, ишемической болезни сердца. К сожалению, достичь согласия в этом случае бывает сложно, особенно когда речь идет о влиянии на здоровье событий вероятностных.

Таким образом, само по себе апеллирование к логике еще не гарантирует успешности вашего доказательства, тем более без учета знаний и представлений читателя о предмете разговора. Когда мы используем логические приемы доказательства, имеет значение формальная организация материала: цельность, связность, непротиворечивость данных, легкость, ясность, простота изложения.

Все это должно обеспечить функциональное решение, определяемое целью создания текста. Например, предположим, что целью материала является информирование о корреляционной связи между ожирением (избыточной массой тела), гиподинамией и гипертонией.

Как оформить его в функциональном решении? Однозначного ответа здесь нет, поскольку не уточнен будущий читатель.

Однако во всех случаях должна просматриваться непротиворечивая связь исходного понятия (в нашем случае – избыточная масса тела) с зависимыми – гиподинамией и гипертонией. Необходимо объяснить, что такое ожирение и избыточная масса тела, как они определяются, как и чем связаны с гиподинамией и что это такое, как и почему в результате может возникнуть гипертония и что это такое.

В популярных материалах, несмотря на необходимость определенных терминологических упрощений, важно не потерять ту основу, которая является «скелетом» построения материала. Рассмотрим пример из реальной памятки, рассказывающей о связи ишемической болезни сердца (далее – ИБС) с факторами риска ее возникновения.

Пример: «В последнее время увеличилось число людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Одним из таких заболеваний является ИБС. Она появляется не внезапно, а в результате атеросклероза – сложного и длительного процесса, который приводит к тому, что артериальные сосуды лишаются своей гибкости. Возникновению атеросклероза способствует ряд причин: увеличение содержания холестерина в крови, высокое артериальное давление и т. п.».

Структурная схема приведенного текста выглядит следующим образом: общее положение – заболевания сердечно-сосудистой системы; основное положение – ИБС; характеристики ИБС – постепенность возникновения, атеросклероз; характеристика атеросклероза – сложный процесс, длительный; причины атеросклероза – увеличение холестерина в крови, высокое артериальное давление.

Как видно из приведенной схемы, происходит, с одной стороны, подмена понятий: представление об ИБС заменяется описанием атеросклероза и, с другой стороны, неоправданно усложняется само изложение материала.

Можно предположить, что малоподготовленный читатель (а памятка, очевидно, рассчитана именно на такого) поймет приведенный текст упрощенно: в организме происходят какие-то сложные процессы, заболевания вызывают друг друга, а холестерин (что это такое?) и повышенное давление – это плохо.

Тем самым цель материала не достигнута или, в лучшем случае, достигнута частично из-за нарушения логических норм построения текста.

Риторическая аргументация<...> 

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии >>

Читайте также по теме "Обеспечение качества медицинской помощи" >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль