Оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения: правовое регулирование

5335
Оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения: правовое регулирование

За последние шесть лет было принято множество нормативных актов разного уровня, регулирующих различные аспекты системы оплаты труда в государственных учреждениях

<...>Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются локальными нормативными актами.

Для федеральных государственных учреждений применяются следующие приказы:

1) приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»;

2) приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверж дении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»;

3) приказ Минздрава России от 11.07.2013 № 451 «О целевых показателях эффективности деятельности федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, и критериях оценки эффективности и результативности деятельности их руководителей, условиях премирования руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации»;

4) приказ Минздравсоцразвития России от 18.05.2011 № 404н «Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

Для региональных учреждений действуют:

1) приказ Минздрава России от 28.06.2013 № 421 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного само управления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников» (далее – приказ № 421);

2) приказ Минтруда России от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях». Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Так, решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014 (протокол № 11) утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (далее – Единые рекомендации 2015).

Обратим внимание на основополагающие моменты:

— размеры и условия оплаты труда, установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не должны ухудшать размеры и условия, установленные ТК РФ, законами и иными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

— зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда;

— максимальный размер зарплаты не должен быть ограничен;

— нормы труда для работников можно пересматривать по мере совершенствования или внедрения новой техники, новых технологий, при проведении мероприятий по повышению эффективности труда;

Особенно следует остановиться на пп. 26–27 Единых рекомендаций 2015. Согласно п. 26 должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать на 10– 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Предельное соотношение заработной платы заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров предлагается устанавливать путем определения соотношения средней заработной платы заместителей руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

В п. 27 указывается, что выплаты компенсационного характера устанавливаются заместителям руководителей и главным бухгалтерам учреждений в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Выплаты стимулирующего характера заместителям руководителей учреждений рекомендуется устанавливать с учетом целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых руководителям учреждений.

Другое важное положение содержится в подп. в) п. 39 Единых рекомендаций 2015: «В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях рекомендуется провести работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников, направленных на внедрение новых подходов к оплате труда работников, сбалансировав структуру заработной платы работников таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55–60% заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30% структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, за квалификационную категорию, 10–15% структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медицинских работников.

Поскольку детально останавливаться на приведенных нами нормативных актах и проводить их подробный анализ целесообразно лишь на уровне конкретных учреждений здравоохранения с учетом действующих нормативных актов субъектов РФ, далее в таблице кратко рассмотрим, каким образом формируется заработная плата работников учреждений здравоохранения.

Оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения: правовое регулирование

Перечень компенсационных и стимулирующих выплат приведен согласно письму Минздрава России от 04.09.2014 № 16-3/10/2-6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников». В письме сказано, что при отнесении в системах оплаты труда выплат к выплатам компенсационного характера и выплатам стимулирующего характера следует руководствоваться п. 11 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введения эффективного контракта (утв. приказом № 167н).

Выплаты стимулирующего характера начисляются с учетом показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников, которые устанавливаются с учетом положений приказа № 421.

Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами.

В процессе перехода на новую систему оплаты труда в рамках применения указанных выше нормативных актов на региональном уровне принимаются документы, непосредственно регламентирующие новую систему оплаты труда в учреждениях по видам экономической деятельности.

В качестве примера рассмотрим правовое регулирование оплаты труда работников в учреждениях здравоохранения г. Москвы. Порядок формирования заработной платы для всех учреждений города определен следующими нормативными актами:

— постановление Правительства Москвы от 28.05.2012 № 241-ПП «О мероприятиях по переходу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее – постановление № 241-ПП);

— приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 09.06.2012 № 531 «О мероприятиях по переходу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее – приказ № 531);

— постановление Правительства Москвы от 24.10.2014 № 619-ПП «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее – постановление № 619-ПП);

— приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 31.12.2014 № 1139 «О мероприятиях по переходу на новую систему оплаты труда работников учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы».

Обращаем внимание на то, что постановления Правительства Москвы от 19.07.2005 № 523-ПП и от 28.12.2010 № 1088-ПП утратили силу с 1 марта 2015 г. в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 29.10.2014 № 640-ПП.

Действие постановления № 619-ПП в части введения новой системы оплаты труда работников в срок до 1 марта 2015 г. согласно п. 7.2 этого постановления не распространяется на государственные учреждения г. Москвы, осуществившие введение систем оплаты труда в соответствии с постановлением № 241-ПП.

Хотелось бы обратить внимание на нестыковку ряда положений постановления № 619-ПП и приказа № 531. Например, в п. 10 Положения о новых системах оплаты труда работников (утв. постановлением № 619-ПП) установлено, что размер должностного оклада заместителей руководителя учреждения и главного бухгалтера устанавливается на 10–30% ниже размера должностного оклада руководителя учреждения (п. 10). Та же норма содержится в п. 4.5 приказа № 531.

Однако постановлением в п. 11 введена дополнительная зависимость размера оплаты труда заместителей не только от должностного оклада руководителя, но и от размера его средней заработной платы: предельный уровень средней заработной платы заместителей руководителя государственного казенного и государственного бюджетного учреждений здравоохранения устанавливается руководителем на 10–30% ниже предельного уровня средней заработной платы руководителя.

Считаем, что исходя из юридической силы сравниваемых нормативных актов надлежит руководствоваться постановлением № 619-ПП, при этом учреждениям необходимо дополнить соответствующий раздел Положения об оплате труда указанной нормой (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>) .

Если на практике средняя зарплата заместителей выходит за рамки 10–30-процентного снижения относительно средней зарплаты руководителя, при этом должностной оклад на 10–30% ниже размера оклада руководителя, следует пересмотреть размер и условия начисления компенсационных и стимулирующих выплат заместителям. <...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×