Особенности организации взаимодействия медицинской сестры с детьми раннего и дошкольного возраста в процессе их лечения

2136

<...>Во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями медицинской сестре важно учитывать следующие аспекты: психологическое состояние родителей; тип медицинских процедур; психологический возраст ребенка; предыдущий опыт посещения ребенком и матерью медицинской организации. Рассмотрим каждый из этих параметров отдельно.

Психологическое состояние родителей

Залогом успешного проведения любой медицинской процедуры ребенку является стабильное эмоциональное состояние родителей. Во многом именно от этого зависит спокойное состояние ребенка и его позитивный настрой.

Поэтому очень важно по возможности заранее договориться с мамой (как правило, ребенка сопровождает мать) о том, что будет происходить на приеме, успокоить ее, если она волнуется, выстроить с ней доверительные отношения.

Для достижения этих целей следует вести беседу в спокойном, дружелюбном тоне, использовать краткие, точные, ясные формулировки.

Выбор формы общения с мамой пациента во многом зависит от ее личностных особенностей, привычных форм поведения и взаимодействия.

Часто в общении с медицинской сестрой в процессе выполнения ею медицинских манипуляций ребенку родители могут находиться в пассивной или чрезмерно активной, конфликтной позиции. Это определяет особенности взаимодействия с ними.

Родители с пассивной позицией в силу различных причин переносят ответственность за лечение ребенка на медицинскую сестру и медицинский персонал в целом. В общении с ними важна эмоциональная включенность, многократное повторение одной и той же информации, четкая постановка задач маме по уходу за ребенком, мягкий мониторинг ее действий при необходимости.

Чрезмерно активные родители берут ответственность за лечение ребенка на себя, склонны к обесцениванию опыта и профессионализма специалистов, избирательному соблюдению назначенных рекомендаций, не имея при этом необходимых знаний и опыта по уходу за ребенком. В общении с ними важно акцентировать внимание на уважении их чувств, в ситуации конфликта сообщать им о том, что вы понимаете, как они беспокоятся за здоровье своего ребенка, предлагать совместное сотрудничество в процессе лечения.

С чрезмерно активными, конфликтным родителями важно четко соблюдать правила и границы взаимодействия. Следует отметить, что иногда медицинская сестра может излишне эмоционально вовлекаться в ситуацию взаимодействия с родителями, что будет негативно сказываться на процессе лечения. Мысленное дистанцирование, увеличение психологической дистанции между медицинской сестрой и ее собеседником поможет посмотреть на ситуацию со стороны, успокоить родителей и сохранить свой собственный психологический комфорт.

Таким образом, использование перечисленных рекомендаций будет способствовать стабилизации психологического состояния матери в большинстве случаев, привлечет ее стать активным участником процесса лечения, что, конечно, позитивно скажется на эмоциональном состоянии ребенка и его готовности к медицинским манипуляциям.

Однако иногда случается так, что, несмотря на все предпринятые медицинской сестрой усилия, мама остается в состоянии повышенной эмоциональности, раздражительности, тревожности. Это может указывать на наличие длительного эмоционального напряжения, не связанного с медицинской процедурой и фактом посещения ею медицинской организации, или являться признаком более серьезного нарушения развития личности. В этом случае рекомендуется сообщить о своих наблюдениях лечащему врачу или обратиться за помощью к психологам<...>.

Тип медицинских процедур

Как отмечалось ранее, качество взаимодействия медицинской сестры с детьми раннего и дошкольного возраста зависит не только от психологического состояния родителей, но и от типа осуществляемых медицинских процедур.

Последние можно классифицировать по разным основаниям, однако, с точки зрения ребенка, все они делятся на 2 типа:

1) безопасные, привычные, безболезненные;

2) опасные, нестандартные, незнакомые, болезненные.

К процедурам первого типа можно отнести измерение температуры тела, оценку результатов пробы Манту, измерение роста, веса и др.

При проведении подобных медицинских процедур мама и, следовательно, ребенок будут чувствовать себя спокойно и в дополнительной эмоциональной поддержке со стороны медицинской сестры нуждаться не будут.

При проведении процедур второго типа (например, таких как выполнение подкожной, внутримышечной или внутривенной инъекции, подготовка ребенка к исследованию УЗИ, МРТ или др.) важно правильно организовать пространство кабинета.

В кабинете должны быть игрушки для детей разного возраста или небольшая игровая зона. Для детей раннего возраста подойдут крупные, яркие, хорошо моющиеся игрушки, состоящие из нескольких крупных деталей, со светящимися или звучащими элементами, а также сенсорные панели.

Для детей дошкольного возраста подойдут игрушки, из которых можно что-то конструировать, различные предметы для организации сюжетной игры, персонажи популярных детских мультфильмов.

Важным элементом организации пространства кабинета является оформление стен при помощи ярких, наглядных постеров, просто и доступно демонстрирующих процесс проведения непривычных, и потому кажущихся опасными родителям, манипуляций. Они дадут маме возможность получить нужную информацию и успокоиться, пока медицинская сестра заполняет необходимую документацию. Комфортная, приятная обстановка в кабинете снизит эмоциональное напряжение у мамы и ребенка.

Особого внимания заслуживает специальное оборудование (информационные технологии и другие технические средства), которое можно эффективно использовать для гармонизации эмоционального состояния мамы и ребенка. Применение успокаивающего видеоряда, расслабляющей музыки для мамы или короткого мультфильма для ребенка позволят значительно облегчить проведение медицинских манипуляций.

Также полезны различные сюрпризы, например, небольшие подарки или «медали за храбрость», которые всегда вручаются ребенку по окончании медицинской манипуляции, независимо от его поведения. <...>

Психологический возраст ребенка <...>

Предыдущий опыт посещения семьей медицинской организации

Выстраивание взаимодействия с детьми с учетом их психологического возраста, типа медицинских процедур, а также помощь маме в стабилизации ее психологического состояния в значительной степени повысят шансы на успешное проведение любой медицинской процедуры.

Однако иногда бывает так, что несмотря ни на какие ухищрения взрослых ребенок отказывается от лечения, плачет, вырывается. Такие поведенческие особенности возникают в том случае, когда у ребенка есть предыдущий негативный опыт посещения медицинской организации.

В этой ситуации мама будет волноваться и беспокоиться значительно сильнее, что, в свою очередь, усугубит негативные реакции ребенка. Рекомендуется (если процедура не требует безотлагательного выполнения по состоянию здоровья ребенка) договориться с мамой и перенести посещение на другой день, предоставив малышу возможность поиграть в кабинете, успокоиться<...>.

Что еще нужно учитывать при общении с ребенком и его родителями

Помимо четырех перечисленных выше аспектов, внимание к которым будет способствовать построению эффективного взаимодействия медицинской сестры с ребенком в процессе лечения, психологи рекомендуют соблюдать некоторые общие правила коммуникации.

В процессе общения с детьми и их родителями стоит избегать:

  • приказов («Уберите вещи со стола!»);
  • негативных предупреждений и угроз («Смотрите, как бы не стало хуже!», «Если это еще раз повторится, вы отсюда выйдете!»);
  • морализаторства и нравоучений («Большие детки так себя не ведут!»);
  • критики, выговоров («Что же вы, мамочка, не можете ребенка успокоить!»);
  • оценок личности матери и ребенка и качества выполнения ей материнских обязанностей («Что-то вы разбаловали ребенка!»).

Вместо этого в процессе общения стоит использовать приемы активного слушания, например, в такой форме: «Я вижу, что вы очень переживаете, как пройдет процедура. Как вы думаете, что могло бы помочь малышу успокоиться, что обычно помогает ему в таких ситуациях?». Использование этого приема даст родителям понять, что медицинская сестра знает об их переживаниях, относится к своим обязанностям неформально.

Очень важно повернуться к собеседнику лицом, постараться, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Желательно, чтобы все ответы и комментарии звучали в утвердительной форме.

Соблюдение рекомендованных правил общения позволит выстроить эффективное взаимодействие как с ребенком, так и с его родителями в процессе лечения.

Таким образом, медицинской сестре, взаимодействующей с детьми, особенно раннего и дошкольного возраста, важно обладать умением общаться с мамой и ребенком, обращать внимание на эмоциональное состояние и поведение каждого члена диады.

И руководителям сестринских служб, безусловно, нужно обучать персонал принципам общения с пациентами, возможно, даже организовывать тренинги с участием профессиональных психологов. Знание особенностей психологического возраста ребенка, умение снизить его психологический дискомфорт при выполнении болезненных и неприятных медицинских процедур позволят провести их максимально успешно. Все это будет оказывать непосредственное воздействие на отношение семьи к медицинской организации и качеству оказываемой медицинской помощи<...>.    

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×