Общественный, ведомственный и внутренний контроль закупок медорганизаций: ключевые аспекты

2057

Рассмотрим особенности общественного, ведомственного и внутреннего контроля закупок учреждений здравоохранения.

Общественный контроль

<...>Кто вправе осуществлять общественный контроль?

Согласно ч. 1 ст. 102 Закона № 44-ФЗ общественный контроль осуществляют граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц.

При этом в ч. 3 указанной статьи, посвященной конкретным правам общественных контролеров, упоминаются только общественные объединения и объединения юридических лиц, а конкретные граждане не упомянуты.

Надо отметить, что общественным контролем в сфере закупок могут заниматься не только организации, специально созданные для этой цели, но и любые другие – например, пациентские или профсоюзные.

На какие закупки общественные контролеры обращают внимание чаще всего? Интерес для общественных контролеров, в первую очередь, представляют следующие закупки:

1) закупки с высокой начальной (максимальной) ценой контракта (при этом объект закупки имеет, как правило, второстепенное значение). Отметим, что после серии «дел о томографах», на которые обратил внимание даже Президент РФ, «под прицелом» находятся закупки сложной и дорогостоящей медицинской техники. Кроме того, всегда в центре внимания строительство, реконструкция и капитальный ремонт (особенно, если в смету включено комплексное оснащение медицинским оборудованием);

2) закупки медицинских изделий или лекарств, при которых требования к товару сформулированы «под характеристики» иностранной продукции. <...>

3) закупки товаров, необходимость которых неочевидна для общественных контролеров, или характеристики которых кажутся им излишними. <...>

Какие полномочия есть у общественных контролеров?

Несмотря на довольно обширный перечень полномочий «общественников», приведенный в ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ, особого внимания заказчиков заслуживают два из них.

Во-первых, согласно п. 4 ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ общественные контролеры вправе обращаться в уполномоченные государственные и муниципальные органы с инициативой о проведении контрольных мероприятий. Согласно п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ обращение общественного контролера является основанием для проведения внеплановой проверки уполномоченным государственным (муниципальным) органом. Чаще всего обжалуются положения документации о закупке в части неправильного формирования лотов и установления неправомерных требований к предмету закупки.

Рассмотрение обращений «общественников» осуществляется в том же порядке, что и по жалобам участников закупки. Если обращение не соответствует требованиям, предъявляемым к жалобе ст. 105 Закона № 44-ФЗ (например, в части сроков подачи или содержания), оно все равно является основанием для проведения внеплановой проверки как «информация о нарушении законодательства» (п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Во-вторых, общественные организации вправе направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов (п. 2 ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ). Такие запросы рассматриваются заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» <...>

Обратите внимание, что за нарушение установленных сроков предоставления информации общественным контролерам предусмотрена административная ответственность в размере от одной до трех тыс. руб. (ст. 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях). На практике заказчики сталкиваются со злоупотреблениями общественными контролерами правом на доступ к интересующей их информации.

Например, иногда от заказчиков требуют не просто предоставления «информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов» (как предусмотрено в законе), а направления в адрес заявителя копий всех заявок на участие в закупке, копий приемо-сдаточной документации по контракту, актов ввода оборудования в эксплуатацию, технической документации на медтехнику, документов, подтверждающих обучение сотрудников заказчика работе с поставленным по контракту оборудованием, а также заверенных копий иных документов, составленных заказчиком и (или) участников закупки (поставщиком) в ходе закупки и исполнения контракта. Как следует реагировать на подобные требования?

Необходимо дать ответ по существу интересующей общественных контролеров информации, а в отношении предоставления копий документации можно как удовлетворить их требование, так и отказать.

При отказе рекомендуется указать в письменном ответе, что «в соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, которому поступило обращение, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов за подписью уполномоченного лица. Предоставление копий или оригиналов каких-либо документов по запросам граждан или общественных объединений указанным законом не предусматривается».

Также встречаются ситуации, когда документы, связанные с проведением закупок или с исполнением контрактов, запрашиваются у заказчиков общественными объединениями со ссылкой на Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Это требование неправомочно, поскольку правом на запрос документов по Закону № 212-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 10, п. 2 ч. 5 ст. 16, ч. 6 ст. 20) обладают «субъекты общественного контроля» (ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ), к которым общественные объединения не относятся. <...>

Ведомственный контроль

Статья 100 Закона № 44-ФЗ предписывает всем государственным органам, внебюджетным фондам, муниципальным органам осуществлять контроль за закупками подведомственных им заказчиков.

Порядок ведомственного контроля в субъектах РФ и муниципальных образованиях определяется администрациями субъектов РФ и местными администрациями. На федеральном уровне действуют Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89. <...>

В целом полномочия ведомственных контролеров не подкреплены мерами административной ответственности за невыполнение их требований (например, за непредставление истребованных контролерами документов или неисполнение плана устранения нарушений).

Впрочем, если заказчик будет препятствовать деятельности ведомственных контролеров, по результатам проверки руководитель заказчика может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, в практике встречались случаи, когда неэффективное расходование средств в рамках закупок влекло сокращение финансирования бюджетного учреждения в последующем финансовом периоде (например, ввиде отмены или уменьшения размера целевых субсидий) (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>).

Внутренний контроль

Частью 1 ст. 101 Закона № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль подразумевает не только проверку соответствия поставленных товаров требованиям к ним, указанным в контракте, но и соблюдения поставщиком всех условий контракта в ходе его исполнения (даже не связанных с оценкой соответствия поставленных товаров техническому заданию).

Например, в контракте могут быть предусмотрены обязанности поставщика по обучению сотрудников заказчика работе с оборудованием, по консультированию заказчика в течение определенного срока после поставки, гарантийные обязательства и т. д.

Напомним, что в ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (в т. ч. гарантийных), а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, рассчитать и направить поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Это требование распространяется на все контракты и все обязательства, установленные в контрактах.

В Методических рекомендациях по проведению аудита в сфере закупок, утвержденных Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 21.03.2014 № 15К (961)), прямо указано, что при проверке заказчика контрольно-счетными органами оценке подлежит, помимо прочего, система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком (п. 2.5).

При этом, по мнению Счетной палаты РФ, в минимальный набор документов, который должен быть у объекта аудита (заказчика), входит «документ, регламентирующий проведение контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком».

Справедливости ради, следует отметить, что самим Законом № 44-ФЗ утверждение данного документа заказчиками не предусмотрено. Тем не менее, позиция Счетной палаты РФ вполне логична.

С целью обеспечения надлежащего внутреннего контроля заказчикам целесообразно разработать собственный порядок контроля за исполнением контракта, предусматривающий распределение между структурными подразделениями обязанностей по проведению экспертизы и приемке товаров (работ, услуг), их оплате и ведению претензионной работы с поставщиком.

Аналогичные рекомендации можно дать и в отношении приемочной комиссии. <...>   

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль