Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.

22.04.2014 08:00:00

Одноканальное финансирование

Тема: ОМС

Эксклюзивное интервью засл. экономиста РФ,зам. Председателя Федерального фонда ОМС Светланы Карчевской журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах».

«Когда законодатель установил, что ответственными за оказание медицинской помощи будут субъекты РФ, он исходил из приоритета интересов граждан. Здравоохранение не должно быть “привязано” к границам муниципальных образований и регионов».

- Светлана Александровна, с 1 января 2013 г. медицинские организации во всех регионах перешли на преимущественно одноканальное финансирование. Для чего были нужны эти изменения?

Смысл одноканального финансирования – аккумуляция в бюджете Федерального фонда средств для финансового обеспечения базовой программы ОМС.

Однако стратегические цели не ограничились 2013 годом. С 2015 г. планируется следующий этап, когда финансовое обеспечение “растиражированной” высокотехнологичной медицинской помощи также будет осуществляться за счет средств ОМС.

Сбалансированность системы государственных гарантий должна быть достигнута на основе утвержденных порядков и стандартов медицинской помощи, полного финансового наполнения тарифа на оплату медицинской помощи и эффективного функционирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи в каждом субъекте РФ.

В дальнейшем перечень страховых случаев базовой программы ОМС может быть дополнен и “нестраховой” частью, т. е. социально обусловленными заболеваниями…

- Согласно Федеральному закону № 212-ФЗ, все страховые взносы на ОМС перечисляются в Федеральный фонд ОМС. Насколько порядок предоставления субвенции в территориальные фонды учитывает региональные особенности – например, различия половозрастного состава застрахованных, уровень заболеваемости и т. д.?

Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ разграничивает полномочия Российской Федерации и регионов в сфере ОМС (получите тестовый доступ и узнайте подробности в электронной системе "Экономика ЛПУ"). Полномочие Российской Федерации – утвердить базовую программу ОМС, а полномочие субъекта Российской Федерации – реализовать ее непосредственно на территории региона за счет субвенций, предоставляемых Федеральным фондом территориальным фондам.

Отмечу, что сама программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (включая базовую программу ОМС) формируется с учетом особенностей половозрастного состава населения РФ, уровня и структуры заболеваемости. Но программа содержит не только “медицинское” наполнение, но и ее финансовый эквивалент, “оцифрованный”, исходя из соответствующих статистических данных по подушевому, организационному и “профильному медицинскому” принципу. Размер субвенции, являющейся финансовым обеспечением базовой программы ОМС, определяется, исходя из ее финансового эквивалента.

Эта взаимосвязь отражена и в методике распределения между регионами субвенций на плановый период 2014–2015 гг. (утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 462). Она довольно проста: объем субвенций определяется как произведение численности застрахованных по ОМС (по состоянию на 1 апреля года расчета субвенции) на норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС на год расчета субвенции и коэффициента дифференциации региона.

“Выравнивающая” составляющая изначально предусмотрена законом об ОМС как гарантирующая выполнение обязательств государства – чтобы медицинская помощь на территории всей страны соответствовала уровню, определенному базовой программой ОМС. Коэффициент дифференциации – это также “выравнивающий” показатель, учитывающий не только “северные” районные коэффициенты к заработной плате, надбавки за стаж работы, и уровни средней заработной платы в регионах, но и расчетные уровни индекса бюджетных расходов, которые позволяют учитывать повышенные расходы на предоставление услуг в конкретном регионе в силу особенностей его социально-экономического положения.

Таким образом, размер субвенции увеличивается с учетом “удорожающих факторов”, обеспечивая реализацию базовой программы во всех регионах. В соответствии с законодательными нормами региональные особенности программы ОМС учитываются в территориальных программах, утверждаемых региональными органами государственной власти… 

- С 1 января 2013 г. финансирование скорой медицинской помощи производится за счет средств ОМС. В Методических рекомендациях Минздрава России “Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития”, есть целый раздел “Нерешенные вопросы СМП в системе ОМС”. В их числе указаны, например, способы оплаты, оплата сверхплановых объемов, помощи, оказанной не идентифицированным в системе ОМС пациентам и вызовов, не связанных с оказанием медицинской помощи и т. д. Когда планируется принять решение по этим вопросам?

Отмечу, что законодательно неурегулированных вопросов по оплате скорой медицинской помощи за счет средств ОМС в настоящее время нет.

Федеральным законом № 326-ФЗ установлены требования к базовой программе ОМС, которая должна определять не только виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату, но и способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным гражданам за счет средств ОМС, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.

Базовая программа ОМС как составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на плановый период 2014–2015 гг. утверждена постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074 и устанавливает конкретные способы оплаты медицинской помощи. Так, при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), могут применяться следующие способы оплаты:

– по подушевому нормативу финансирования; 

– за вызов скорой медицинской помощи;

– по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.

Субъекты РФ самостоятельно определяют способы оплаты скорой медицинской помощи, которые мотивируют медицинских работников на эффективную работу.

Хотелось бы отметить и соответствующие новации в разделе “Критерии доступности и качества медицинской помощи”, относящиеся к оценке скорой медицинской помощи:

– количество вызовов скорой медицинской помощи в расчете на 1 жителя, число лиц, которым оказана медицинская помощь;

– доля лиц, которым скорая медицинская помощь оказана в течение 20 мин после вызова, в общем числе лиц, которым оказана скорая медицинская помощь.

По вопросу источников финансирования страховых случаев. На основании законодательных норм по разграничению полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере здравоохранения программа государственных гарантий определяет источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи: средства федерального бюджета, региональных бюджетов, местных бюджетов (в случае делегирования обязательному медицинскому страхованию отдельных полномочий в сфере здравоохранения) и средства ОМС.

В рамках базовой программы ОМС определены виды медицинской помощи (включая скорую медицинскую помощь, за исключением санитарно-авиационной, эвакуационной), перечень страховых случаев и условия оказания медицинской помощи застрахованным лицам.

За счет средств региональных бюджетов осуществляется финансовое обеспечение скорой (скорой специализированной) медицинской помощи – в части помощи, не включенной в базовую и территориальную программу ОМС. Кроме того, в случае необходимости выездов, не связанных с оказанием медицинской помощи (например, при проведении культурных, спортивных и других мероприятий), могут быть заключены соответствующие договора на оплату таких услуг (с организаторами мероприятий).

Что касается вопроса оплаты сверхплановых объемов медицинской помощи. Чтобы такая ситуация не возникала, стоит обратить внимание на два момента. Во-первых, государственная программа устанавливает средние нормативы объема скорой медицинской помощи, которые целесообразно корректировать с учетом региональных особенностей (территориальные, демографические, структуру сети ЛПУ и т. д.) – то есть нужно правильно рассчитать плановые объемы. Во-вторых, в соответствии со ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи территориальной программы ОМС распределяются между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС. Деятельность этой комиссии регулируется в соответствии с приложением правил ОМС, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н.

Подчеркну, что комиссия создается не только для формирования программы; в случае необходимости, ею может быть рассмотрен вопрос перераспределения объемов медицинской помощи. Безусловно, для своевременного рассмотрения вопроса о перераспределении объемов медицинской помощи должен проводиться постоянный мониторинг фактических объемов ее оказания…

*Материал приведен с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии журнала "Экономика ЛПУ в вопросах и ответах"

Инструменты "МЦФЭР Медицина" для экономистов и главных врачей:


Электронная система "Экономика ЛПУ"

Получите тестовый доступ и читайте о том, что должна включать в себя маркетинговая политика медицинской организации, оказывающей платные медицинские услуги
Журнал "Правовые вопросы в здравоохранении"

Подпишитесь и читайте в журнале "Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, по адвокатскому запросу"
Подписаться на новости
Вопрос-ответ
Нас спрашивают
Кадры ЛПУ

Можно ли осуществлять доплату заместителю главного бухгалтера за исполнение обязанностей главного бухгалтера на период отпусков?

читать ответ