| Справочник секретаря и офис-менеджера

Выписка из документа


Источник: Справочник секретаря и офис-менеджера 11-2009

Понятие “выписка из документа” в терминологическом стандарте – ГОСТе Р 51141-98 “Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения” – отсутствует. В стандарте есть лишь термин “архивная выписка”, который определяется следующим образом: “копия части текста архивного документа, оформленная в установленном порядке”. Но понятие “архивная выписка” – это частное понятие по отношению к понятию “выписка из документа”. Определение термина “выписка из документа” приводится лишь в Словаре современной архивной терминологии социалистических стран*: “выписка из документа – рукописная или машинописная копия части (частей) письменного документа”. Из приведенных определений следует, что выписка из документа – это копия части (частей) документа и что к оформлению выписок из документов, в принципе, стоит применять те же правила, что и к оформлению копий документов**. Однако это не всегда так.

Оформление выписки из документа

В практике работы с документами выписки готовятся в тех случаях, когда изготовление копии документа по тем или иным причинам невозможно или нецелесообразно, например в случае если документ имеет большой объем или содержит конфиденциальную информацию.

Выписка из документа – это способ извлечь из документа только ту информацию, которая важна для конкретного работника и к которой работнику разрешен доступ.

Для заверения копий документов в делопроизводстве используется реквизит “Отметка о заверении копии документа”. Требования к оформлению этого реквизита установлены ГОСТ Р 6.30-2003 “Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению реквизитов” (далее – Стандарт). Стандарт устанавливает следующее:

“При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита “Подпись” проставляют заверительную надпись: “Верно”; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения, например:

Допускается копию документа заверять печатью, определяемой по усмотрению организации”.

Поскольку выписка из документа – разновидность копии документа, этот реквизит (отметка о заверении копии документа) мы можем использовать и при заверении выписок из документов, но только в том случае, если для конкретного вида выписок не установлен иной порядок заверения. Кроме части (частей) текста документа, которые переносятся в выписку, в выписке полностью воспроизводится заголовочная часть документа, но вместо наименования вида документа указывается: выписка из приказа, выписка из протокола, выписка из постановления и др. Под текстом выписки указывают должность (должности) лица, подписавшего документ, его инициалы, фамилию.

Если оформляется выписка из протокола заседания, в выписку переносятся сведения о председателе (председательствующем), секретаре, лицах, присутствовавших на заседании, в повестке дня указывается только тот вопрос (вопросы), информация о котором переносится в выписку.

Для заверения выписки используется отметка о заверении копии, хотя в практике работы с документами нормативными актами организации может быть предусмотрено правило подписания выписки из документа (протокола, решения) тем должностным лицом, которым подписан документ.

Пример оформления выписки из протокола

Архивная выписка

Ведомственными нормативными актами может быть установлен иной порядок оформления выписки из документа, и таких примеров немало.

В начале статьи приводилось определение понятия “архивная выписка”, иначе говоря, выписки из архивного документа. Порядок оформления этого документа установлен нормативными актами, регулирующими сферу архивного дела. В частности, “Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук”, утв. приказом Минкультуры России от 18.01.2007 № 19 (далее – Правила). Они устанавливают (п. 5.9.2), что в архивной выписке воспроизводятся полностью название архивного документа, его номер и дата. Извлечениями из текстов архивных документов должны быть исчерпаны все имеющиеся данные по запросу. Начало и конец каждого извлечения, а также пропуски в тексте архивного документа отдельных слов обозначаются многоточием. В примечаниях к тексту архивной выписки делаются соответствующие оговорки о частях текста оригинала, неразборчиво написанных, исправленных автором, не поддающихся прочтению вследствие повреждения текста и т. д. Отдельные слова и выражения оригинала, вызывающие сомнения в их точности, оговариваются словами “Так в тексте оригинала”, “Так в документе”. После текста архивной выписки указываются архивный шифр и номера листов единицы хранения архивного документа. Архивные выписки подписываются руководителем архива или уполномоченным должностным лицом и заверяются печатью архива (в муниципальных архивах, не являющихся юридическим лицом, – печатью органа местного самоуправления).

Из приведенного текста Правил следует, что в архивной выписке указывается полностью “название архивного документа, его номер и дата” (например: Выписка из приказа ООО “Авента” от 15.04.1991 № 56), архивные выписки подписываются руководителем или иным уполномоченным должностным лицом и заверяются печатью архива (органа местного самоуправления).

Форма выписки из документа, утвержденная нормативным актом

Форма выписки из документа может быть утверждена нормативным актом. Например, приказом Минобороны России от 24.07.2006 № 280 “Об утверждении Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации” утверждена форма выписки из протокола заседания:

В данном случае выписка, так же как и сам протокол, подписывается председателем и секретарем, но печатью данная выписка не заверяется.

В настоящее время многими органами государственной власти формируются и ведутся автоматизированные базы данных, в т. ч. имеющие статус государственных баз данных, например:

Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Реестр федерального имущества, Реестр паевых инвестиционных фондов и многие другие.

Нормативными правовыми актами предусмотрена выдача заинтересованным юридическим и физическим лицам информации из данных реестров в виде выписок. Нормативными актами, как правило, предусматривается и форма выписки из реестра. Поскольку автоматизированные базы данных формируются на основании официальных документов, то и информация из этих баз данных выдается в виде выписок. Единых правил оформления данных выписок нет, поэтому в каждом конкретном случае нужно руководствоваться теми нормативными актами, которыми регламентирован порядок использования баз данных (реестров, регистров, кадастров). Например, постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 “О Едином государственном реестре юридических лиц” установлена форма выписки из реестра:

Похожая форма утверждена постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 № 630 для выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. И в том и другом случае выписки подписываются должностным лицом и заверяются печатью.

Еще один пример: приказом Минюста России от 25.03.2009 № 84 “Об утверждении форм документов, необходимых для создания и осуществления деятельности на территории Российской Федерации филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций” установлена форма выписки из реестра и правила ее оформления, например (приводится в сокращении):

В приказе, в частности, отмечается, что выписка заполняется на официальном бланке Министерства юстиции РФ на русском языке. В качестве даты выдачи выписки указывается дата ее подписания. Выписка подписывается уполномоченным должностным лицом министерства, при этом указывается полное наименование должности лица, его фамилия, инициалы. Выписка заверяется печатью.

Приведенные примеры показывают, что при оформлении выписок из документов применяются различные правила. В одних случаях выписки заверяются, как копии документов, в других они подписываются должностными лицами, в одних случаях выписки заверяются печатью, в других – нет. Из этого следует, что при оформлении выписки из документа нужно основываться на нормативных актах, и только в случаях, не регулируемых законодательством, можно пользоваться теми правилами оформления выписок, которые приняты для заверения копий документов.


* Словарь современной архивной терминологии социалистических стран: Главархив СССР, ВНИИДАД. – М., 1982.
** Согласно ГОСТ Р 51141-98 “Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения”, копия документа – документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы; заверенная копия – копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

Подписаться на новости
Вопрос-ответ
Нас спрашивают
Экономика и финансы ЛПУ

Имеет ли право медицинская организация приобретать бахилы для пациентов за счет средств ОМС?

читать ответ