Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.

| Журнал "Главная медицинская сестра"

Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональной деятельности медицинской сестры


Источник: Главная медицинская сестра №6-2008
Автор: О.П. КОШКИНА, главная медицинская сестра Тобольской городской больницы № 1, ФГУ “Западно-Сибирский медицинский центр Росздрава”, г. Омск

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.

Медицинские сестры, постоянно сталкивающиеся со страданиями людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, иначе им грозит “эмоциональное выгорание”.

Специалист, несущий бремя “груза общения”, вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить утешителем или мишенью для раздражения и агрессии. Человек не может оставаться равнодушным к проявлениям эмоций со стороны окружающих, он как бы “заражается” ими. К этому добавляются вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека еще и стойкое снижение результативности его работы.

Изучение синдрома “эмоционального выгорания” в профессиональной деятельности медицинской сестры особенно актуально в период проведения реформ здравоохранения, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Медицинские сестры обеспечивают результативность производственной деятельности лечебно-профилактического учреждения, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья.

Факторы, способствующие развитию синдрома “эмоционального выгорания”

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в “эмоциональном выгорании”: личностный, ролевой и организационный.

Синдром “эмоционального выгорания” рассматривают как следствие производственных стрессов, процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором “выгорания” является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению, которые вызывают беспокойство, раздражение, гнев, пониженную самооценку на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы.

Организационный фактор “эмоционального выгорания” может быть связан с многочасовой работой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с несоответствием методов руководства содержанию работы. Администрация может смягчить развитие “эмоционального выгорания”, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ

1. Условия работы: основной упор при изучении этих факторов был сделан на временны2е параметры деятельности и объем работы. Повышенная нагрузка стимулирует развитие “эмоционального выгорания”. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень “эмоционального выгорания”, но этот эффект носит временный характер. Уровень “эмоционального выгорания” частично повышается через 3 дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через 3 недели.

2. Содержание труда: количественные и качественные аспекты работы с пациентами, т. е. количество, частота их обслуживания, степень глубины контакта.

3. Социально-психологические факторы: взаимоотношения в организации как по вертикали, так и по горизонтали.

Высокая производственная нагрузка медицинских сестер, круглосуточный режим работы с обязательными дежурствами, ожидание осложнений в состоянии больных требуют высокой функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как ведущие патогенные профессиональные факторы. Кроме того, отягчающее влияние на здоровье работающих оказывает контакт с умирающими больными, когда медицинский работник не видит положительных результатов своих усилий по спасению больного и нередко ощущает собственное бессилие. В результате развиваются церебральные нарушения в форме невроза, соматовисцеральные нарушения в виде гипертензии, стенокардии, язвенных поражений желудочно-кишечного тракта. Профессиональная деятельность нередко оказывает неблагоприятное воздействие на личность, приводит к депрессии.

Чем больше производственная нагрузка, тем меньше медицинский работник испытывает удовольствие от самого процесса работы. Превышение нормативного числа пациентов, большой объем канцелярско-оформительской работы, низкая техническая оснащенность рабочего места и постоянный дефицит лекарственных средств также способствуют проявлениям усталости и нервозности. Из эргономических факторов медсестры часто отмечают напряжение зрения, перегрузку опорно-двигательного аппарата.

Происшедшие в последнее время радикальные перемены в обществе оказывают дополнительную психологическую нагрузку на медицинский персонал, т. к. требуют более качественной работы в значительно более короткие сроки при экономически ограниченном обеспечении учреждений здравоохранения. Инновационная деятельность лечебно-профилактического учреждения направлена на практическое использование научнотехнического результата и интеллектуального потенциала с целью расширения ассортимента предоставляемых услуг, способов их производства, повышения качества медицинской помощи и удовлетворения потребностей пациентов в высококачественных медицинских услугах, а в итоге – на оптимизацию здоровья населения. большинство медиков, работающих в инновационных условиях, имеют ненормированный рабочий день, сверхурочную работу, связанную с совмещением должностей или дополнительной профессиональной нагрузкой (повышение квалификации, освоение новых методов диагностики и лечения). Интенсификация профессиональной деятельности отражается на состоянии здоровья, способствуя увеличению уровня общей заболеваемости и распространенности хронической патологии.

Низкая оплата труда медицинских сестер в условиях развития рыночной экономики заставляет работать, часто пренебрегая временем, предусмотренным на отдых для восстановления физического и эмоционального баланса организма. Огромная ответственность за результат своей деятельности – жизнь пациента – приводит к перенапряжению отдельных органов и систем, возникновению заболеваний.

Медицинский работник находится в рамках медико-экономических стандартов, требований к объему медицинской помощи и диагностических вмешательств, которые он должен выполнить по отношению к пациенту. Однако финансирование здравоохранения не соответствует этому объему. Кроме того, состоянию стресса способствуют перегрузки, связанные с дежурствами, и напряженность труда.

Медицинский персонал подвержен высокому профессиональному риску заражения парентеральными вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией, туберкулезом. Медицинский работник находится в постоянном контакте с лекарственными и дезинфицирующими средствами, что создает опасность аллергических и токсико-химических поражений. Воздействие ионизирующих и неионизирующих излучений (радиация, ультразвук, лазерное) является потенциальной причиной возникновения катаракты, новообразований.

Интенсивная работа в неблагоприятных условиях труда и при высокой изношенности оборудования обусловила высокие показатели выявления и рост профессиональной заболеваемости у медицинских работников.

В качестве факторов, способствующих развитию синдрома “эмоционального выгорания”, исследователи называют чувство социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью и недостатком социальной поддержки.

Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома “эмоционального выгорания”

Развитие синдрома “эмоционального выгорания” носит стадийный характер. Сначала наблюдают значительные энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома “эмоционального выгорания” появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

В развитии “эмоционального выгорания” выделяют последовательно сменяющие друг друга стадии, различаемые по степени вовлеченности человека в этот процесс и соответственно по степени обратимости.

1. Невротическая реакция. Меняется в первую очередь физическое и эмоциональное самочувствие человека. Изменения представляют собой классические черты одной из форм невроза – так называемой неврастении, или синдрома раздражительной слабости. Это такие проявления истощения нервной системы, как повышенная утомляемость, снижение умственной (и, возможно, физической) работоспособности, многообразные проявления телесного дискомфорта, а также раздражительность и повышенная конфликтность, когда человек переносит плохое настроение на окружающих.

2. Невротическое развитие. Меняется отношение человека к работе, вплоть до появления отвращения к ней, результатом становится формальное выполнение профессиональных обязанностей. Это сочетается с социальной отгороженностью. Человек воздвигает невидимый барьер между собой и окружающими. При общении с таким собеседником возникает ощущение, что он находится как будто за стеклом.

3. Стойкое изменение личности. Эти изменения укладываются в русло так называемой профессиональной деформации личности. Обычно они проявляются в форме душевной черствости, циничности, а также подчеркнутой агрессивности (от раздражительности до неприкрытого хамства). Все это протекает на фоне общего эмоционального оскудения, когда человек постепенно утрачивает способность радоваться жизни. Ситуация может усугубляться перепадами настроения, появлением кратковременных эпизодов эмоционального спада или затяжных периодов депрессии (нередко скрытой, в состоянии которой человек может пребывать годами).

Анализируя фазы развития синдрома “эмоционального выгорания”, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома “эмоционального выгорания” профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы “эмоционального выгорания”.

Профессиональная деформация как следствие “эмоционального выгорания” и меры ее профилактики

В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома “выгорания”, но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он предопределяет личностную деформацию.

Заложенный в нас природой механизм сопереживания, сочувствия другому человеку устроен таким образом, что мы сначала подсознательно отождествляем себя с партнером по общению, автоматически отражаем, как в зеркале, его телесно-эмоциональное состояние. Инстинктивно воспроизводя ощущения, вызванные эмоциями другого человека, мы принимаем их за свои и в результате “заражаемся” чужим настроением. Как это ни парадоксально, “эмоциональное выгорание” развивается вследствие действия естественных механизмов психологической защиты, в первую очередь – вытеснения эмоций, с помощью которых человек неосознанно пытается отгородиться от неприятных переживаний. Вытесненные из сознания эмоции превращаются сначала в телесный дискомфорт, а со временем – в расстройства.

Профессиональная деформация развивается постепенно из профессиональной адаптации, которая является необходимой для медицинского работника. Адаптация к новым, а тем более экстремальным условиям достигается ценой затрат функциональных резервов организма. Реакция организма на внешние и внутренние воздействия протекает в зависимости от силы фактора, времени его воздействия и адаптационного потенциала организма, который определяется наличием функциональных резервов. Нарушение регуляторных процессов приводит сначала к функциональным, а затем и к морфологическим изменениям в организме, свидетельствующим о развитии болезни.

Склонность к профессиональной деформации особенно часто наблюдают у представителей определенных профессий, которые обладают трудно контролируемой и ограничиваемой властью. От решения и воли этих людей зависят здоровье и жизнь других людей. Обладание властью приводит к общественной и психической деформации, особенно если отсутствуют действенные обратные связи – общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти. Медицинский работник тоже обладает определенной властью над больными.

У медицинского работника, который в начале своей профессиональной карьеры очень бурно переживал все события, тяжело влияющие на психику больных (страдания, операции, кровотечения, смерть), постепенно развивается определенная эмоциональная сопротивляемость. Профессиональными деформациями являются поведение и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у окружающих создается впечатление бездушности и даже цинизма. Профессионально деформированный лечащий специалист производит на больного впечатление незаинтересованности и безразличия, не осознавая этого.

Следствием “эмоционального выгорания” является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей, желание снизить объем работы, т. к. медсестре в этом состоянии кажется, что ее чувство хронической усталости и напряжения связаны с перегрузкой. У нее появляется желание устраниться от дополнительных нагрузок, увеличить дистанцию в общении с пациентами и коллегами, избегать новых обязанностей. Формализация общения приводит к тому, что медицинская сестра начинает прятаться за правила, инструкции и становится менее открытой для контакта. Одним из очень серьезных следствий профессионального стресса у медицинских сестер считается появление или заметное учащение соматических заболеваний, поэтому следует задуматься над тем, что беспричинно учащаемые головные боли, повышение АД, частые ОРЗ могут быть соматическими эквивалентами эмоциональных расстройств.

Наряду со стремлением снижать эмоциональную нагрузку в ситуации профессионального стресса часто наблюдают обратный вариант, связанный с “трудоголизмом” – стремлением компенсировать ощущение своей недостаточной профессиональной успешности еще большим усердием и напряжением в работе, нередко за счет семейных, дружеских и других значимых для человека отношений. У многих медицинских работников нет никого, кроме сyпpyги/сyпpyга или паpтнеpа, с кем можно обсудить личные вопросы. Внося профессиональные вопросы в семью, они рискуют испортить личные взаимоотношения. Они не в состоянии выполнять другие обязанности и получать от этого удовольствие. Образ родителя, который не способен отключаться от работы и недоступен для своих детей, остается печальным стереотипом.

Многие специалисты, находясь в синдроме “сгорания”, искренне убеждены, что жесткие социальные стандарты медицинской профессии накладывают ограничения не только на стиль поведения, но и на чувства (“я не вправе чувствовать злость, раздражение, страх, вину, иначе я – плохой специалист”). И это создает отчуждение от самого себя. Если же при этом медицинская сестра неосознанно стремится играть роль “родителя” или “спасителя”, отвечающего за все, – это прямой путь к профессиональному стрессу.

Поведение медицинских работников, работающих в экстремальных условиях, характеризуется двумя крайностями – дистанцированием и полным слиянием. При слишком маленькой пространственной и эмоциональной дистанции между индивидуумом и другим человеком специалист “заражается” его состоянием, как бы втягивается в него, как втягиваются в воронку, где растворяется и теряет “чувство себя”. Это один вариант возникновения синдрома “эмоционального выгорания”.

Другой вариант – человек просто не подпускает других к себе. На общение он идет, подстегивая себя, как бичом, словом “должен”. В этой группе находятся люди, компенсирующие недостаточность своей личной жизни. Например, у человека нет своих детей или не складываются отношения с ними, поэтому он компенсирует неудачи частной жизни в отношениях с окружающими. “Сгорание” – не от непосильной включенности в трудовую деятельность, а скорее от плохого знания себя, неполного разрешения личных проблем, которые не дают возможности почувствовать в общении с людьми легкость и радость.

Имеются организационные и экономические обстоятельства, усиливающие деформированный подход к больному. При планировании всегда больше внимания уделяют приобретению диагностической аппаратуры и лабораторного оборудования, чем перестройке больничных отделений в соответствии с требованиями лечебно-охранительного режима. Необходимо помнить, что пациент нуждается в создании хотя бы минимальных интимных условий. Пациенты в этом отношении стихийно дискриминируются. Все это связано с характером профессиональных деформаций, имеющих психологическое значение, которые проявляются в профессиональном жаргоне, применяемом без преград при пациентах. Необходимо следить, чтобы подсознательная и бесконтрольно развивающаяся деформация не стала одним из факторов ятрогенного поражения пациентов. Необходимой и базовой частью профилактики возникновения синдрома “эмоционального выгорания” является личностная психологическая подготовка специалистов “помогающих” профессий. Здесь имеется в виду не только и не столько теоретическое обучение основам психологии (хотя и оно не теряет своей значимости), сколько практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.

Модель предупреждения “эмоционального выгорания” предусматривает следующие направления: повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры); обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста; антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии путем овладения способами саморегуляции и планирования личной и профессиональной карьеры.

Индивиды могут переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если они получают адекватную поддержку. На практике это означает уважение и принятие человеческой природы медицинского работника и такой его жизни за пределами работы, чтобы он мог удовлетворять собственные потребности наряду с потребностями пациентов, а также создание материальной заинтересованности в результатах труда.

Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии.

Еще один важный аспект этой проблемы: “эмоциональное выгорание”, как правило, является следствием неконструктивного общения с коллегами и руководством. Хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной эмоциональной поддержки коллег и администрации – это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищенности в коллективе, наличие надежной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряженность, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления.

Рyководители, принимая на pаботy сотpyдников, должны pассматpивать персонал как свой наиболее ценный pесypс и заботиться о его сохранении. Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела; можно организовать систему наставничества для обеспечения качественной, количественной и клинической сторон работы, а также содействовать закреплению индивидуального наставника.

Существуют конкретные способы преградить путь синдрому “сгорания”: культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью; внесение разнообразия в свою работу; создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций; поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания; овладение техникой медитации; активная социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс; стремление к исполнению желаний без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности; способность к самооценке без упования только на уважение окружающих; открытость новому опыту; умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни; обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя бо2льшую ответственность за пациента, чем он сам); чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу; участие в семинарах, конференциях, где есть возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой; хобби, доставляющее удовольствие, и др.

Необходимость в психотерапевтической помощи и специальной профессиональной подготовке для медсестер, которые сознательно выбирают вид медицинской деятельности, связанный с повышенным риском “эмоционального выгорания”, не вызывает сомнений. Каковы приемы профилактики или замедления “выгорания”? Как, оставаясь чувствительным к страданиям умирающего человека, не утратить профессиональной идентичности, быть рядом и в то же время отстраненным? Общепризнанным на сегодняшний день способом решения этих проблем являются так называемые “балинтовские группы”. Первые тренинговые семинары для врачей общего профиля были организованы в 50-х годах в Лондоне на базе знаменитой Тавистокской клиники М. балинтом – ближайшим соратником З. Фрейда. В работе “Доктор, его пациент и болезнь” М. балинт изложил основы проведения семинаров подобного рода. Программа групповых занятий для практикующих врачей была нацелена на улучшение их профессиональных качеств путем привлечения внимания к психологическим аспектам работы с больным. Представляемый кем-либо из участников семинара случай, вызвавший затpyднения, служил объектом всестороннего, не ограниченного только соматической стороной, pассмотpения. Занятия в “балинтовской гpyппе” позволяли обеспечить определенный сдвиг в самосознании врача, достичь значительных изменений не только в профессиональной жизни, но и во всех аспектах бытия доктора, творчески используя заложенный в отношениях “вpач – больной” терапевтический потенциал в каждодневной клинической практике. Занятия начались с семинаров для врачей общего профиля, а затем “балинтовские группы” распространились и на другие категории медицинских работников, охватив медицинских сестер, студентов-медиков, врачей-специалистов.

Первый шаг к преодолению “эмоционального выгорания” – разобраться с собой, понять не только свои цели и представить образ будущего, а ответить на вопрос о смысле своих действий. Самый распространенный способ – попробовать подняться над ситуацией, посмотреть на свое положение и работу с более глобальной точки зрения.

Другой способ – уход в область, которая лежит рядом. Когда прежние знания, умения, навыки находят новое применение, человек делает так называемую горизонтальную карьеру.

Третий способ – не оставляя занятия, сделать его инструментом для достижения более глобальных целей.

Четвертый способ, который часто применяют, – оставаясь в той же ситуации, сосредоточить внимание не на хорошо известных, усвоенных объектах, а на нерешенных проблемах.

Исследование синдрома “эмоционального выгорания” у медицинских работников среднего звена Тобольской больницы № 1

Предпосылкой исследования послужила следующая гипотеза: синдром “эмоционального выгорания” развивается в процессе профессиональной деятельности медицинских работников и детерминируется таким объективным фактором, как стаж работы.

Исследование проводили на базе Тобольской городской больницы № 1. В тестировании приняли участие 69 медицинских работников с различным стажем работы: 55 медсестер, 5 лаборантов, 3 фельдшера, 6 врачей.

В исследовании использовали следующие методы:

1. Тестирование.

2. Диагностика симптомов “эмоционального выгорания”, уровня сформированности и фаз развития этого синдрома (напряжение, резистенция, истощение) при помощи методики “эмоционального выгорания” В. Бойко.

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Медицинские работники Тобольской городской больницы № 1 получили бланки анкет (см. приложение), а также инструкцию по применению методики исследования синдрома “эмоционального выгорания”.

Тестирование проводили индивидуально и небольшими группами. На основании полученных результатов проводили корреляционный анализ результатов и подсчитывали достоверность полученных данных с помощью коэффициентов Стьюдента по фазам синдрома.

Результаты проведенного исследования позволили установить, что у 60% медработников синдром сформировался на момент обследования, у 39% – находится в стадии формирования. На данном этапе исследования с помощью методики выявили уровень сформированности синдрома “эмоционального выгорания” и его ведущие симптомы у медсестер и врачей в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Результаты исследования свидетельствуют, что существуют доминирующие симптомы, сопровождающие каждую из фаз синдрома “эмоционального выгорания”:

1. У группы медработников со сформировавшимся “эмоциональным выгоранием” в фазе напряжения наиболее выражен симптом “загнанность в клетку” (18%), демонстрирующий ответную реакцию на факторы, способствующие формированию “эмоционального выгорания”; в фазе резистенции доминирующими симптомами являются неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (44%), редукция профессиональных обязанностей (41,5%), представляющие собой приемы психологической защиты; в фазе истощения ведущими симптомами являются эмоциональная отстраненность (24,75%).

2. У группы медработников с формирующимся “эмоциональным выгоранием” доминирующими симптомами являются переживание психотравмирующих обстоятельств (22%), расширение сферы экономии эмоций (17,5%), редукция профессиональных обязанностей (20,25%) .

Таким образом, в результате исследования по методике «Диагностика “эмоционального выгорания”» были выделены три группы медработников по уровню его сформированности: 1) с отсутствием “эмоционального выгорания”, 2) с формирующимся “эмоциональным выгоранием”, 3) со сформировавшимся “эмоциональным выгоранием”.

У медработников с меньшим стажем работы (до 5 лет) сильнее выражены симптомы фазы напряжения (25%). Скорее всего это связано с процессом адаптации начинающего медика к профессиональной деятельности, принятием новой роли, несоответствием ожидаемого и действительного. Для медработника со стажем более 15 лет сильнее выражены симптомы фазы истощения, что свидетельствует о “приедании” профессии с увеличением стажа работы, истощении нервной системы, общей усталости. В целом выраженность фаз синдрома “эмоционального выгорания” не носит монотонный возрастающий характер .

Анализируя показатели фаз на графиках, можно заметить, что для медработников со стажем работы от 1 до 5 лет показатели фаз напряжения имеют наиболее высокие показатели. Сказывается недостаток опыта работы, который приводит к трудностям в общении, психологической дисгармонии. Можно предположить, что низкая зарплата, как правило, отсутствие жилья, дестабилизирующая организацию профессиональной деятельности, приводит к развитию высоких показателей симптомов фаз “эмоционального выгорания”.

У медработников со стажем работы от 5 до 15 лет показатели фаз напряжения имеют тенденцию к снижению. Это объясняется определенным уровнем адаптации. Но для данной группы медработников характерны высокий уровень сопротивляемости и устойчивости.

Наиболее устойчивыми к синдрому “эмоционального выгорания” оказалась группа медработников со стажем от 10 до 15 лет. Этот период деятельности связан с достижением определенного профессионального мастерства. В психологии труда данный профессиональный период называют периодом полной и устойчивой компенсации.

Для медработников со стажем работы от 15 до 25 лет показатели по всем трем фазам имеют тенденцию к повышению. Можно предположить, что это связано с возрастными особенностями медработников данного профессионального периода, а именно с кризисом середины жизни. На этом этапе человек задумывается о достигнутом, реально оценивает профессиональные достижения. Если этого не происходит, человек осознанно или неосознанно начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворенность собой и трудом, переутомление. В физиологии труда этот этап профессиональной деятельности рассматривают как период неустойчивой компенсации.

Таким образом, результаты проведенного уровня исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Проблема синдрома “эмоционального выгорания” является актуальной в медицинской деятельности.

2. Синдром оказывает негативное влияние на здоровье медработников.

3. Выраженность фаз синдрома не носит монотонный возрастающий характер, существует определенная закономерность его проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов личности медработника.

Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу, что синдром “эмоционального выгорания” развивается в процессе профессиональной деятельности и детерминируется таким объективным фактором, как стаж работы.

Основные направления профилактики синдрома “эмоционального выгорания”

1. Просветительная работа о сущности и последствиях профессиональной деформации.

2. Создание комнат “психологической разгрузки” в лечебных учреждениях для медперсонала.

3. Организация работы клинического психолога.

4. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

5. Организация наставничества.

6. Учет мнения сотрудников при выборе предпочтительного коллеги.

7. Психологическое консультирование как возможность проработки профессиональных и личных проблем.

8. Проведение групповых методов работы – тренингов, антистрессовых программ.

9. Посильное решение жилищно-бытовых вопросов.

10. Активный отдых, санаторно-курортное лечение.

11. Постоянная внутренняя работа медицинского работника над собой, переосмысление поведения, рефлексия эмоциональных состояний.

Синдром “эмоционального выгорания” можно преодолеть, соблюдая ряд условий:

  • старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
  • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относитесь к конфликтам на работе;
  • как ни странно это звучит – не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

Помните: работа – лишь часть жизни.

Разработка данной проблематики представляется актуальной в связи с прямым отношением синдрома “эмоционального выгорания” к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, включенных в длительные межличностные коммуникации.

Приложение

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Если вы ощущаете эмоциональное напряжение или затрудняетесь оценить свое эмоциональное состояние, но отмечаете в своей жизни наличие многих перечисленных факторов, заполните специальную анкету. Она предназначена для самооценки психологического состояния. При стремлении к объективности вы сможете определить у себя начальные признаки хронического утомления и переутомления, снижения устойчивости к стрессам и ухудшения физического состояния и вовремя принять нужные меры.

Прочтите вопрос и подберите к нему один из четырех вариантов ответа, наиболее соответствующий вашему самочувствию. Выбранный ответ отметьте галочкой в соответствующей клетке таблицы.

Содержание вопросов

Совершенно верно

Верно

Пожалуй, нет

Нет, это совсем не так

баллы

3

2

1

0

I. Общение

1

В последнее время я стала реже встречаться со своими друзьями, звонить им по телефону, писать письма





2

Иногда бывает такое настроение, что все утро или даже целый день ни с кем не хочу разговаривать





3

Если товарищи по работе высказывают новые перспективные идеи или предложения, я, как правило, отношусь к ним с большим сомнением





4

В последнее время избегаю компаний. Мне просто хочется побыть одной





5

Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, я почти не стараюсь скрыть это от него





6

Мне часто говорят, что в последнее время я стала несдержанной и вспыльчивой





7

Если кто-то пытается пролезть в очередь впереди меня, я сразу высказываю этому человеку все, что о нем думаю





8

Избегаю заниматься общественной работой, считая ее бесполезной и утомительной





9

Я часто злюсь и обижаюсь на товарищей, когда они подшучивают надо мной





10

По отношению ко мне особенно часто стали поступать несправедливо





11

Каждому, кто обращается ко мне по пустякам или отвлекает от работы, иногда хочется нагрубить





12

В последнее время стала чаще конфликтовать и ссориться с сослуживцами и начальником из-за мелочей





13

Очень часто хочу сказать всем окружающим: “Отвяжитесь от меня, оставьте, пожалуйста, в покое!”





14

Не могу спокойно слушать критику в свой адрес, это сразу выводит меня из равновесия





15

В последнее время не хочу никого видеть, ни с кем встречаться





16

В последнее время часто и незаслуженно обижаю своих родных и друзей





17

Друзья говорят, что я перестала понимать шутки и часто обижаюсь на них по пустякам





18

В последнее время меня задевают необдуманные поступки и высказывания подруг в мой адрес





19

В последнее время, чтобы “не сорваться”, я вынуждена принимать успокоительные средства





20

В последнее время надоедают и раздражают близкие и сослуживцы





II. Деятельность

1

Меня все чаще стали волновать возможные промахи и неудачи





2

Часто стала упускать многие важные мелочи (встретиться с кем-нибудь, позвонить, купить что-нибудь и др.)





3

В последнее время на работе бываю очень невнимательной и рассеянной. Решительно все меня отвлекает





4

Часто думаю: “Теперь уже трудно надеяться на то, что я могу достичь успехов в жизни”





5

Работа, которой занимаюсь, стала неприятна. Часто возникает чувство неудовлетворенности





6

В последнее время будущее кажется мрачным и неопределенным





7

Настолько устаю на работе, что иногда не хватает сил на другие важные и нужные дела





8

В последнее время все больше разочаровываюсь в профессии





9

Иногда трудно сосредоточиться, часто не понимаю содержания прочитанного





10

В последнее время чувствую слабость, усталость, разбитость, и это мешает работать





11

Иногда целые дни и даже недели не могу заставить себя серьезно взяться за работу





12

Совершенно не хочется идти на работу – настолько там все опротивело





13

В последнее время часто появляется желание расслабиться и ничего не делать





14

В последнее время стала (много) курить. Это помогает, отвлекает от забот и тревог





15

На работе ничего не получается. Часто думаю: “Зря я занялась этим делом”





16

С трудом принимаю решения; испытываю сомнения, принимая даже простые решения





17

Иногда считаю свою работу ненужной





18

Настолько устаю от работы, что постоянно хочется отдохнуть и испытать только чувство покоя





19

Часто хочется сказать: “Пропади все пропадом! Как это мне надоело!”





20

В последнее время стала меньше следить за своей внешностью





III. Физическое состояние

1

В последнее время испытываю чувство внутреннего напряжения, беспричинной тревоги, и это проявляется в моем поведении





2

По утрам трудно проснуться в назначенный час





3

Сон прерывистый, беспокойный с неприятными сновидениями





4

Временами испытываю чувство безотчетной тоски и печали, у меня “опускаются” руки





5

В последнее время по ночам снится один и тот же неприятный сон





6

В последнее время не покидает чувство, что скоро должно случиться что-то неприятное и непоправимое





7

Часто бываю настолько взвинченной, что ночью долго не могу уснуть





8

В последнее время часто мучает сонливость днем, и это мешает работать





9

В последнее время меня часто знобит, а руки и ноги становятся холодными





10

Сейчас стала разборчивой в пище и не хочу употреблять некоторые блюда





11

Часто появляются боли или неприятные ощущения в области живота





12

В последнее время вдруг покрываюсь холодным и липким потом





13

Сейчас в значительной мере потеряла интерес ко всему окружающему, нередко чувствую безразличие ко всему





14

Часто бывают боли и другие неприятные ощущения в голове, которые мешают работать





15

В последнее время иногда беспокоит чувство давления или стеснения в области сердца





16

Плохо переношу духоту, не могу долго находиться в душном помещении, т. к. возникает чувство нехватки воздуха





17

В последнее время чувствую онемение пальцев и стоп или ощущаю “мурашки” по коже





18

Часто замечаю сама или говорят окружающие, что бываю бледной





19

Довольно часто ощущаю внезапные приливы жара во всем теле, лицо “горит”, шея покрывается красными пятнами





20

В последнее время стала чувствовать себя хуже. болею чаще, и это меня тревожит






Максимальное количество баллов по каждой из трех сфер равняется 60 баллам, минимальное – 0 баллов.

  • Количество от 0 до 10 баллов характеризует благополучное состояние;
  • от 11 до 20 – нормальное;
  • от 21 до 30 – допустимое;
  • от 31 до 40 – настораживающее;
  • от 41 до 50 – неблагоприятное;
  • от 51 до 60 – весьма неблагоприятное.

Если у вас получилось 30 и более баллов (неважно, по какой сфере), следует подумать об отдыхе, снижении повседневных нагрузок и, конечно же, обязательно вспомнить о специальных упражнениях. Получив 40 и более баллов, подумайте о консультации психолога.

Наиболее “мягкими” признаками стрессового состояния (человек их легче отслеживает и корректирует) являются поведенческие признаки (деятельность), а наиболее “жесткими” – физиологические (физическое состояние). Примерно так же они проявляются под воздействием стрессовых факторов: сначала происходят изменения в поведении и общении (которые трудно осознаются), затем появляются эмоциональные и физиологические (физическое состояние) признаки.

Это тестирование полезно проводить периодически. Хорошо, если первый раз вы сделаете его в состоянии, которое сами можете охарактеризовать как спокойное, уравновешенное, удовлетворенное, – так вы узнаете свою норму. Исходный (базовый, обычный) уровень психологического состояния у всех разный (хотя расхождения и не носят принципиальный характер).

Такие периодические исследования своего психологического состояния помогут определить объективные, числовые ориентиры вашего состояния, сформировать привычку внимательно относиться к своему поведению, замечать его изменения раньше, чем вам скажут об этом окружающие. Результаты таких периодических замеров удобно фиксировать в таблице, приведенной далее, и при первых признаках стрессового состояния принимать меры.

№ записи

Дата записи

Сферы

физическое состояние

деятельность, поведение

общение

1





2






Список использованной литературы

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КазГУ, 1987.

2. Абрамова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. М.: Наука, 1985. № 6.

3. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: Кафедра–М., 1998.

4. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика // Медицинская помощь. М.: Медицина, 2003. № 2.

5. Бойко В.В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. СПб: Питер, 1999.

6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1996.

7. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области // Гигиена и санитария. М.: Медицина, 2004. № 3.

8. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. Вып. 1. СПб, 1995. С. 36–47.

9. Творогова Н.Д. Заботясь о других, сгораешь сам? // Сестринское дело. 1999.

10.Трунов Л. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. М.: Изд-во МГУ, 1998. № 8.

11. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. будапешт: Изд-во Академии наук Венгрии, 1981.

Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь
Комментарии
Пока нет ни одного комментария, Вы можете стать первым
Подписаться на новости
Вопрос-ответ
Нас спрашивают
Экономика и финансы ЛПУ

Можно ли отклонить заявки на участие в запросе котировок в случае, если участник представил в одном конверте четыре заявки на различные запросы котировок, проводимых заказчиком в один день?

читать ответ