«Хартию прав умирающего ребенка» должен знать каждый врач

1 июня 2016 214
Впервые на русском языке опубликована "Хартия прав умирающего ребенка".

Организовал первую публикацию благотворительный фонд "Детский паллиатив". В Хартии собраны биоэтические принципы, которые, по словам главного внештатного специалиста Минздрава по паллиативной медицине Дианы Невзоровой, должен знать каждый медицинский работник.

 "Хартия прав умирающего ребенка" разработана итальянскими специалистами фонда Maruzza при поддержке международных экспертов. Хартия развивает положения Конвенции о правах ребенка (1989 год) и базируется на междисциплинарном подходе к проблеме смерти и умирания. В предисловии к Хартии ее авторы, Франка Бенини и Роберта Веччи, написали: "Умирание - не препятствие для соблюдения прав человека. Наоборот, хрупкость и сложность положения ребенка увеличивает их значение и не оставляет места для отказа".

Основные сложности для практического внедрения хартии в РФ, по словам Невзоровой, связаны в первую очередь с проблемами доступности обезболивания для умирающих детей, реализацией таких прав, как право знать о своей болезни, право на участие в принятии решений, а также право получать помощь в обстановке, когда родные и близкие рядом.

ХАРТИЯ ПРАВ УМИРАЮЩЕГО РЕБЕНКА (ТРИЕСТСКАЯ ХАРТИЯ).

Каждый умирающий ребенок имеет право:

  1. Рассматриваться как личность до самого момента смерти независимо от своего возраста, местонахождения, состояния и условий оказания помощи.
  2. Получать эффективное лечение посредством квалифицированной, полноценной и непрерывной помощи при боли и других физических и психологических симптомах, причиняющих страдания.
  3. Быть выслушанным и правильно проинформированным о своей болезни с должным учетом пожеланий, возраста и способности к пониманию.
  4. Участвовать в принятии решений, связанных с собственной жизнью, болезнью и смертью, на основе своих возможностей, желаний и ценностей.
  5. Выражать свои чувства, желания и ожидания, которые должны приниматься во внимание.
  6. Пользоваться уважением к своим культурным, духовным и религиозным убеждениям, а также получать духовную помощь и поддержку в соответствии со своими пожеланиями и выбором.
  7. Поддерживать социальные и родственные связи, соответствующие его возрасту, состоянию и ожиданиям.
  8. Находиться в окружении членов семьи и любящих людей, организующих и обеспечивающих ему помощь, а также оказывающих эмоциональную и финансовую поддержку в связи с состоянием ребенка.
  9. Получать помощь в обстановке, соответствующей его возрасту, потребностям и желаниям, а также позволяющей членам семьи быть вовлеченными и находиться рядом.
  10. Иметь доступ к специализированным службам детской паллиативной помощи, которые соблюдают интересы ребенка и не допускают бесперспективных или избыточно обременительных вмешательств, а также терапевтической заброшенности.

Подробно:

1. Каждый умирающий ребенок имеет право рассматриваться как личность до самого момента смерти независимо от своего возраста, местонахождения, состояния и условий оказания помощи

Ребенок является личностью во всех отношениях с момента своего рождения.

НАШ ДОЛГ: Уважать личность, индивидуальность, ценности, жизненную историю и повседневные дела ребенка, предоставляя поддержку, позволяющую ему ощущать себя живым и включенным в жизнь до самого ее конца. Всегда оберегать личное достоинство ребенка и относиться к нему уважительно, даже если ребенок находится в бессознательном состоянии (частично или полностью) из-за прогрессии болезни и/или лечения.

ПОЯСНЕНИЯ: Согласно законодательству, ребенок считается гражданином/личностью с момента рождения и, следовательно, имеет такие права, как право на жизнь, охрану здоровья, образование, защиту, равенство, уважение к личной и семейной частной жизни, свободу волеизъявления, вероисповедания и защиту от дискриминации. Согласно законодательству, институциональным протоколам и международным конвенциям, признается, что любой ребенок, демонстрирующий способность адекватно рассуждать, может пользоваться своими правами, которые не имеют ограничений по возрасту, месту жительства, контексту, этнической принадлежности, национальности, культуре, заболеванию или состоянию сознания и должны соблюдаться в полной мере. Однако такой жесткий подход исторически предназначен для регулирования юридических и наследственных вопросов и абсолютно не подходит для прав личности на охрану здоровья. С позиций здравоохранения, статус ребенка как полноправной личности не зависит ни от достижения им определенного уровня физического или когнитивного функционирования, ни от имеющейся или ожидаемой в дальнейшем способности рассуждать подобно взрослому, ни от психофизических качеств ребенка. Следовательно, обязательства по отношению к умирающему ребенку вытекают из его отношений с лицами, осуществляющими уход, в частности, с семьей и лечебной командой. Согласно данной Хартии, права ребенка должны рассматриваться в связи с обязанностями, накладываемыми обязательствами данных лиц. 

2. Каждый умирающий ребенок имеет право получать эффективное лечение посредством квалифицированной, полноценной и непрерывной помощи при боли и других физических и психологических симптомах, причиняющих страдания

Независимо от возраста, дети испытывают на себе все аспекты болезни и смерти. У них есть право получать полноценную медицинскую помощь, которая эффективно удовлетворяет все их клинические, психологические, социальные, этические и духовные потребности.

НАШ ДОЛГ:

  • Предоставлять услуги паллиативной медицины, оказываемые коллективами обученных специалистов разных профилей.
  • Обучать лиц, осуществляющих уход, не только специальным профессиональным навыкам, но также развивать у них способность быть частью команды, осознавать и уважать этические принципы, на которых основан данный вид ухода за больными.
  • Оценивать наличие и уровень боли и других симптомов, причиняющих страдания, с использованием специальных методов, соответствующих возрасту и состоянию ребенка.
  • Обеспечивать эффективную профилактику прогнозируемых симптомов, уделяя особое внимание боли, а также эффективную коррекцию уже имеющихся симптомов.
  • Предлагать стратегии лечения, основанные на уважительном отношении к независимости, достоинству, социальным и частным аспектам жизни ребенка, его суточным ритмам, а также исключающие ненужные инвазивные, болезненные и тягостные процедуры.
  • Назначать паллиативную/терминальную седацию, когда лечение перестает облегчать симптомы.

ПОЯСНЕНИЯ: С детьми постоянно происходят физические, когнитивные и эмоциональные изменения, способные влиять на все аспекты медицинского ухода. Следовательно, оценка симптомов и их лечение должны быть адаптированы к возрасту, физическому и когнитивному развитию ребенка. По возможности следует сообщать ребенку и его семье о стратегиях лечения и сделанном выборе. Почти все умирающие дети страдают как минимум от одного симптома, снижающего их уровень жизни, и 90% из них испытывают сильные страдания. Кроме того, клинические симптомы в конце жизни многочисленны; они могут быть взаимосвязаны и осложнены существенными психологическими и эмоциональными аспектами. Следовательно, крайне важно, чтобы непрерывно оценивались клинические и психологические потребности ребенка, а также применялись фармакологические и нефармакологические стратегии лечения для предотвращения, контроля и устранения груза физических и психологических страданий. Необходимо принимать во внимание качество жизни ребенка и его семьи, а также их пожелания и решения по осуществлению паллиативного ухода. При этом следует признать, что у семьи и специалистов могут быть противоположные мнения в отношении выбора оптимального способа лечения. В таком случае необходимо тщательно оценивать затраты/эффективность лечения с точки зрения его реальной или предполагаемой агрессивности и действовать, прежде всего, в интересах ребенка.  

3. Каждый умирающий ребенок имеет право быть выслушанным и правильно проинформированным о своей болезни с должным учетом пожеланий, возраста и способности к пониманию

Ребенок должен получать адекватную информацию о своем заболевании, динамике его течения и предлагаемом лечении. Необходимо учитывать, что дети имеют собственное представление о смерти, обусловленное многими факторами. К этим факторам относятся возраст и степень зрелости ребенка, характер и ход течения заболевания, культура, обычаи, верования, социально-культурный контекст и отношения в семье.

НАШ ДОЛГ: Общаться с ребенком, предоставляя ему понятную информацию о диагнозе, прогнозе и лечении таким способом, который позволяет вести диалог и дает время и пространство для слушания.

Важные аспекты общения:

  1. учет всех факторов, которые могут повлиять на понимание ребенком жизни и смерти;
  2. оценка способности ребенка понимать и его желания быть информированным;
  3. сообщение о принятых решениях семье, в особенности о решениях, связанных с информированием ребенка;
  4. достижение соглашения с коллективом лиц, осуществляющих уход, в отношении методов и содержания общения;
  5. адаптация вербального и невербального общения к индивидуальным обстоятельствам/потребностям;
  6. предоставление легкой для понимания информации и ответов, способствующих формированию реалистичных надежд и уверенных представлений ребенка о будущем, а также дающих ему время и пространство для вопросов (о заболевании, его развитии и неблагоприятных явлениях).

ПОЯСНЕНИЯ: Предоставление пациентам адекватной информации — это долг врачей и важный компонент ухода за больными. Соответственно, дети имеют право быть проинформированными о состоянии своего здоровья, если это допустимо с точки зрения их возраста, когнитивного развития, способности здраво рассуждать и клинического состояния. Предоставляемая информация должна быть адаптирована к возрасту ребенка, его клиническому состоянию, а также к его ожиданиям и пожеланиям. Ребенку должно быть позволено решать и указывать, кто, где, как и какую информацию будет ему предоставлять. Ребенку следует предоставлять информацию, которая поможет ему понять, что происходит, и сопоставить предлагаемое лечение с его ситуацией. Очень важно, чтобы между ребенком и персоналом, осуществляющим уход, был четкий, открытый и непрерывный диалог, позволяющий давать ответы на все вопросы ребенка. Общение должно оставлять надежду и фокусироваться на достижимых целях и желаниях. Лица, которые общаются с ребенком, не должны делать предположений или выносить предвзятых суждений, связанных с возрастом ребенка, его состоянием или способностью понимания. Они должны постоянно проверять, что ребенок полностью понимает сообщаемую ему информацию, и что ни один аспект не остается неясным. Сокрытие информации или уклончивые ответы, которые обычно рассматриваются как поведение, призванное защитить ребенка, на самом деле являются проявлением страха медицинских работников и членов семьи перед обсуждением сложной темы: это форма защиты или бегства от ситуации, с которой тяжело справиться как с человеческой, так и с профессиональной точки зрения. Уклончивые ответы могут вызвать страх, беспокойство, расстройство, чувство одиночества, изолированности и недостатка понимания; это разрушает отношения и ухудшает качество оставшейся жизни ребенка.  

4. Каждый умирающий ребенок имеет право участвовать в принятии решений, связанных с собственной жизнью, болезнью и смертью, на основе своих возможностей, желаний и ценностей

Даже если ребенок является личностью во всех отношениях и поэтому имеет фундаментальные права, такие как право на жизнь, достоинство, свободу самовыражения и равенство, следует учитывать, что способность самостоятельно осуществлять данные права приобретается постепенно по мере взросления и зависит от многих других факторов, о чем уже говорилось в описании права в п. 3.

НАШ ДОЛГ:

  • Выслушивать ребенка и предоставлять ему возможность вербального и невербального самовыражения в отношении возможного выбора и терапевтических опций независимо от его возраста.
  • Помнить о том, что ребенок является членом семьи, учитывать то, каким образом решения принимались в семье и как они, возможно, будут приниматься в будущем.
  • При уходе за очень маленькими детьми следует помнить о том, что родители являются основными помощниками в понимании предпочтений ребенка относительно лечения.
  • Признавать, что родительский авторитет по мере роста самосознания ребенка постепенно снижается.
  • Стараться разрешить возможные противоречия между желаниями ребенка и его семьи, помня о том, что на первом месте должны стоять интересы ребенка.

ПОЯСНЕНИЯ: Желания и ожидания ребенка должны изучаться и приниматься во внимание при разработке плана лечения и ухода. Дети имеют право на охрану здоровья, физическую неприкосновенность и свободное волеизъявление, даже если нет конкретных правил применения этих прав. Таким образом, проблема заключается в том, как обеспечить соблюдение этих фундаментальных прав в отношении детей разных возрастных групп (от рождения до подросткового возраста), характеризующихся разными уровнями физического, когнитивного, социального развития и жизненного опыта. Новорожденные дети, младенцы, дети младшего дошкольного возраста не способны полностью понять и осознать то, что им сообщается, а также вербально выразить, что они поняли; таким образом, способность самостоятельного принятия решения у них отсутствует. У более старших детей развитие процессов понимания и переработки информации, а также навыков общения позволяет признать за ними определенную способность к принятию решений даже до наступления совершеннолетия. Вместе с тем, данная способность должна оцениваться отдельно в каждом конкретном случае в зависимости от уровня когнитивного и социального развития ребенка. Другие факторы, перечисленные в пп. 1–3, также должны приниматься во внимание.

5. Каждый умирающий ребенок имеет право выражать свои чувства, желания и ожидания, которые должны приниматься во внимание

Ребенок должен иметь возможность выражать чувства и эмоции, которые он испытывает во время болезни и финального этапа своей жизни. Семья и медицинский персонал должны быть готовы принять их и дать соответствующий ответ.

НАШ ДОЛГ:

  • Члены семьи должны быть в состоянии, в пределах собственных способностей и компетенций, обеспечивать ребенку эмоциональную поддержку и распознавать его выраженные и невыраженные чувства, желания и ожидания.
  • Медицинский персонал должен быть обучен, в соответствии со своей профессиональной ролью, распознавать, принимать во внимание и поддерживать чувства и эмоции ребенка.
  • Близкие семье люди должны помогать морально поддерживать ребенка и оберегать его ранимость.
  • Необходимо помогать ребенку в повседневной жизни с реализацией его планов и ожиданий и поощрять выражение его собственных интересов и эмоций через искусство, музыку, игру и т. д.

ПОЯСНЕНИЯ: Дети имеют право выражать свои взгляды на повседневную жизнь. Возможность такого самовыражения равнозначна уважению к личности и свободе. Международное и национальное законодательство уделяет большое внимание вовлечению детей и обеспечению для них возможности принимать собственные решения как для личностей, способных формировать и выражать полноценные мнения. Соответственно, ребенок должен иметь право выражать свои взгляды, мнения и ожидания относительно повседневной жизни, а также собственные чувства, эмоции и страхи, которые он неизбежно испытывает на предсмертном этапе жизни. При взаимодействии с ребенком особое внимание должно уделяться «языку тела» и невербальной коммуникации. Лица, осуществляющие уход, должны также помнить о собственных эмоциях, возникающих при уходе за умирающим ребенком, и держать их под контролем. 

6. Каждый умирающий ребенок имеет право пользоваться уважением к своим культурным, духовным и религиозным убеждениям, а также получать духовную помощь и поддержку в соответствии со своими пожеланиями и выбором

Независимо от национальной, этнической и религиозной принадлежности, необходимо уважать культурные ценности ребенка без ущерба для его основных интересов. Следует поддерживать чувство принадлежности ребенка к собственной семье.

НАШ ДОЛГ:

  • Учитывать интересы ребенка любого возраста и при любых обстоятельствах, уважая и поддерживая культурные, духовные, религиозные и семейные ценности, составляющие основу личностной идентичности.
  • Позволять ребенку и его семье выражать свои эмоции и страдания в соответствии с их культурой и религией.
  • Использовать привлеченных посредников, чтобы ребенок и семья любой этнической и языковой группы могли правильно выразить свои потребности.
  • Выявлять и поддерживать духовные потребности ребенка и семьи в соответствии с их культурными моделями и этническими традициями.
  • Создавать условия/пространство, в которых ребенок и семья могут жить и осуществлять свои ритуалы, связанные со смертью и трауром, в соответствии с собственной культурой и духовной ориентированностью.

ПОЯСНЕНИЯ: Дети принадлежат к конкретному сообществу, определяемому этнической принадлежностью, языком, религией и культурой. Следует относиться к этим аспектам с уважением и поощрять в детях стремление к сохранению всех характеристик и традиций, отличающих их семью, ценности, убеждения и философию жизни. Необходимо избегать любой формы дискриминации по этническому, национальному, религиозному, экономическому и социальному признакам, а также по характеру заболевания. В случае необходимости следует предоставить ребенку и его семье соответствующую духовную поддержку, которая поможет им справиться со многими сложными проблемами, связанными с последней стадией болезни и смертью.

7. Каждый умирающий ребенок имеет право поддерживать социальные и родственные связи, соответствующие его возрасту, состоянию и ожиданиям

Все мы являемся частью общества и живем во взаимодействии с другими людьми, что принципиально важно для жизни и личностного роста. Все дети, даже очень маленькие и очень больные, имеют потребность в социализации, которую следует учитывать, чтобы ребенок не чувствовал себя покинутым, изолированным, не пережил «социальную смерть» раньше, чем физическую.

НАШ ДОЛГ:

  • Поощрять и усиливать взаимодействие ребенка с окружением за счет соответствующего планирования и организации.
  • Упрощать и поддерживать связи ребенка через реабилитацию, поддержку и развитие его моторики, сенсорных, когнитивных, коммуникативных и социальных навыков.
  • Обеспечивать ребенка соответствующими рекреационными приспособлениями, оборудованием, создавать возможности для игры и социального взаимодействия.
  • Предоставлять ребенку возможность продолжать образовательный процесс как при посещении школы, так и при участии в иных образовательных и культурных мероприятиях.

ПОЯСНЕНИЯ: С раннего возраста дети — существа интерактивные, наделенные своей ролью в обществе, они участвуют в жизни сообщества и растут внутри своей социальной группы. Диагноз неизлечимой болезни отягощен многими проблемами, ограничивающими социальную активность и взаимосвязи, это значительно усиливает стресс ребенка и его ощущение изолированности, тем самым оказывая отрицательное влияние на качество жизни ребенка и его семьи. Семья, друзья, школа, местное сообщество и пациентские ассоциации являются важным терапевтическим инструментом, так как дают неизлечимо больному ребенку возможность играть, общаться и расти. Школа также играет важную роль для тяжелобольных детей. Учителя должны быть полноценными участниками команды, осуществляющей уход за больным. Они должны уметь адаптировать обучающие и рекреационные занятия (предлагаемые ребенку либо запрашиваемые им) к его физическим, ментальным и эмоциональным возможностям, поддерживая таким образом ощущение ребенком собственной «нормальности». 

8. Каждый умирающий ребенок имеет право находиться в окружении членов семьи и любящих людей, организующих и обеспечивающих ему помощь, а также оказывающих эмоциональную и финансовую поддержку в связи с положением ребенка

Присутствие родителей, братьев и сестер, членов семьи и близких важно детям для поддержания своего благополучия, защиты и потребности чувствовать себя любимыми.

НАШ ДОЛГ:

  • Откликнуться на потребность ребенка в присутствии членов семьи и близких в соответствии с пожеланиями маленького пациента.
  • Стабильно предоставлять семье своевременную подробную информацию о прогнозе заболевания и текущей клинической ситуации.
  • Выслушивать и просвещать родителей, помогать им ухаживать за ребенком и выполнять свои родительские функции.
  • Оказывать всем членам семьи, включая братьев и сестер, необходимую психологическую, эмоциональную и духовную поддержку на протяжении всего периода заболевания, в момент смерти ребенка и в периоде переживания утраты родными и близкими.
  • Помочь членам семьи справиться с любыми финансовыми, социальными и связанными с трудоустройством проблемами, в том числе предоставить доступ к юридической помощи, привлекая к работе, в числе прочих, объединения волонтеров и благотворительные организации.

ПОЯСНЕНИЯ: Ребенок имеет право на жизнь в семье. Близость родителей, братьев и сестер, родственников и любящих людей повышает качество жизни ребенка, стимулирует и укрепляет ощущение «нормальности», чувство безопасности и ощущение вовлеченности в жизнь. Однако в интересах ребенка могут случаться ограничения, которые необходимо признавать. Родителям очень тяжело справляться с терминальной стадией болезни и неизбежной смертью ребенка, тревога и отчаяние порождают у них чувство беспомощности, фрустрацию, горе, ведущие иногда к таким явлениям, как уход от реальности, равнодушие, безответственность, агрессия, конфликтное поведение как в семье, так и в обществе. В результате меняются потребности смертельно больного ребенка, обычные роли членов семьи, их цели, поведение и границы дозволенного. Могут также стать проблемой социальная изоляция и финансовые трудности. Семья, особенно родители, является неотъемлемой частью команды, осуществляющей уход за ребенком, играет в ней весьма важную роль и часто отвечает за контроль медицинского лечения и психологическую поддержку (особенно если ребенок находится в домашних условиях). Во избежание чрезмерной нагрузки, возникающей в результате повышенной ответственности родителей, необходима круглосуточная поддержка опытного, способного к сочувствию персонала. Братьям и сестрам также предстоит справиться с болезнью и страданиями ребенка. К сожалению, о них могут забыть, и они почувствуют себя изолированными, никому не нужными, иногда даже как бы исключенными из семьи, поскольку на первом месте должен быть критически больной ребенок. 

9. Каждый умирающий ребенок имеет право получать помощь в обстановке, соответствующей его возрасту, потребностям и желаниям, а также позволяющей членам семьи быть вовлеченными и находиться рядом

Место, в котором осуществляется уход за ребенком, имеет важное значение как для его собственной жизни, так и для жизни членов его семьи.

НАШ ДОЛГ:

  • Предоставить ребенку и членам семьи возможность выбрать место оказания помощи в конце жизни.
  • Обеспечить равноценно высокое качество ухода и поддержки независимо от их места, предлагая гибкую схему вмешательств, адаптированную к различным обстоятельствам.
  • В случаях, когда это возможно, предлагать помощь в конце жизни и содействовать ей в домашних семейных условиях, при соответствующей поддержке, позволяющей справиться с болезнью и смертью ребенка.
  • Если оказание ухода на дому невозможно, то следует обеспечить оказание помощи в обстановке, соответствующей возрасту ребенка и допускающей постоянное присутствие членов семьи и близких пациента.

ПОЯСНЕНИЯ: Важно, чтобы ребенок и его семья могли выбирать место оказания помощи в конце жизни, а команда паллиативной помощи поддержала их выбор. Как правило, для детей, как и для большинства пациентов, оптимальным местом ухода является собственный дом; однако на этапе окончания жизни и умирания может быть и по-другому. Если уход на дому невозможен или нежелателен для ребенка и его семьи, оптимальной альтернативой является детский хоспис. Детский хоспис — это специализированное учреждение с постоянным пребыванием, где группа опытных специалистов оказывает пациентам и членам их семей постоянную помощь и поддержку. Хоспис предлагает обстановку, ориентированную на семью и комфортную для ребенка, в качестве достойной альтернативы помощи на дому или в стационаре. Если госпитализация неизбежна, то необходимо обеспечить условия и тип ухода, соответствующие фундаментальным принципам педиатрической паллиативной помощи.

10. Каждый умирающий ребенок имеет право иметь доступ к специализированным службам детской паллиативной помощи, которые соблюдают интересы ребенка и не допускают бесперспективных или избыточно обременительных вмешательств, а также терапевтической заброшенности

Адекватная помощь ребенку в конце жизни — это сложный баланс между терапевтической заброшенностью и чрезмерным усердием. Специализированная паллиативная помощь детям может стать подходящим решением этой проблемы.

НАШ ДОЛГ:

  • Обеспечить доступ к паллиативной помощи, оказываемой опытными специалистами и ориентированной на потребности детей, обеспечивающей продолжение поддержки со стороны учреждений здравоохранения, даже если при имеющемся заболевании выздоровление уже невозможно.
  • Позаботиться, чтобы медицинские манипуляции проводились только в том случае, когда их преимущества для ребенка очевидным образом превышают риск неблагоприятных последствий.
  • Обеспечить непрерывность и высокое качество помощи, оказываемой в разных условиях (на дому, в хосписе, в стационаре).
  • Избегать неоправданных инвазивных или излишне утомительных видов лечения, отрицательно влияющих на качество жизни ребенка и (или) ведущих к ненужному продолжению страданий ребенка и затягиванию процесса умирания.

ПОЯСНЕНИЯ: Как указывалось во многих публикациях и документах, детям должен быть предоставлен доступ к услугам специализированной педиатрической паллиативной помощи. Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение педиатрической паллиативной помощи: «Активный комплексный уход за телом, разумом и духом ребенка и его семьи». Паллиативная помощь детям требует многостороннего подхода на стыке различных дисциплин, она направлена на облегчение физических, психологических и социальных страданий ребенка и вовлекает членов семьи умирающего, а также все имеющиеся в наличии общественные ресурсы. Паллиативная помощь начинается с того момента, когда у ребенка диагностируют неизлечимое заболевание, продолжается независимо от того, проводится ли непосредственное лечение болезни ребенка и требует многопрофильного, междисциплинарного подхода. Дом, где живет ребенок и его семья, является идеальным местом ухода, интегрированным, в случае необходимости, с детским хосписом.

Принципы паллиативной помощи состоят в том, чтобы:

  1. улучшить качество жизни ребенка и его семьи;
  2. вовлечь ребенка и его семью в выявление потребностей;
  3. обеспечить все необходимые медицинские, психологические, поддерживающие, познавательные, просветительские, развлекательные и обучающие ресурсы;
  4. гарантировать круглосуточный уход силами квалифицированных, дополняющих функции друг друга специалистов системы здравоохранения. Для этого необходимы надлежащее обучение, время, терпение и самоотверженность.

Полная "Хартия прав умирающего ребенка" скачать/посмотреть >>



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, будьте в курсе самых важных новостей по медицинскому праву!

Подпишитесь на новости сайта zdrav.ru, получайте информацию о важнейших изменениях сразу в почту!

Присоединяйтесь к 72 000 ваших коллег!

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×