• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Учет и отчетность
  • » Может ли бюджетное учреждение здравоохранения оказывать платные медицинские услуги на оборудовании, купленном за счет бюджетных средств, или же необходимо приобретать дополнительное оборудование за счет собственных (внебюджетных) источников?

Может ли бюджетное учреждение здравоохранения оказывать платные медицинские услуги на оборудовании, купленном за счет бюджетных средств, или же необходимо приобретать дополнительное оборудование за счет собственных (внебюджетных) источников?

4570

Вопрос

Может ли бюджетное учреждение здравоохранения оказывать платные медицинские услуги на оборудовании, купленном за счет бюджетных средств, или же необходимо приобретать дополнительное оборудование за счет собственных (внебюджетных) источников?

Ответ

Отправными точками для ответа на поставленный вопрос служат следующие нормативные правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”. Имущество бюджетные учреждения здравоохранения получают от собственников имущества (муниципальные образования, субъекты Федерации, Российская Федерация) в оперативное управление.

Статья 296 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества… если иное не установлено законом.

Медицинское оборудование обладает правовым статусом вещи, в отношении которой собственник вещи либо владеющий ею на праве оперативного управления иной субъект гражданских отношений осуществляет пользование, под которым понимают употребление, применение, использование вещей в соответствии с их предназначением*.

Так как бюджетное учреждение здравоохранения реализует право оперативного управления вещью, то его вещные права носят ограниченный характер, содержание которых характеризуется целью уставной деятельности, назначением имущества и пределами, установленными законом. Обоснованное желание государства и общества повысить эффективность социальной сферы привело к появлению Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в от дельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”, который внес серьезные изменения в правовой статус бюджетных учреждений.

Данным нормативным актом предусматривается, что бюджетные учреждения осуществляют свою уставную деятельность в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность. Под данные государственные (муниципальные) задания и (или) обязательства предполагается выделение финансирования субсидий.

Вместе с тем деятельность бюджетных учреждений не ограничивается указанными заданиями и обязательствами, которые конечны, ввиду того что их финансирование тоже ограничено. Поэтому законодатель разрешил бюджетным учреждениям участвовать в рыночном обороте, что позволит им иметь дополнительные источники финансирования.

Согласно п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Выполнение работ, оказание услуг как объектов гражданского оборота требует наличие у исполнителя работы (услуги) материальных ресурсов: помещения, оборудования, расходных материалов, квалифицированного персонала (врача, среднего медицинского работника). Без этих составляющих оказать медицинскую услугу, как правило, невозможно. В бюджетных учреждениях имеется медицинское оборудование, приобретенное за счет целевых поступлений от собственника или в рамках Программы и мероприятия по модернизации здравоохранения* либо за счет предпринимательской деятельности. Правой режим пользования оборудованием, приобретенным за счет предпринимательской деятельности бюджетного учреждения, каких-либо вопросов не вызывает.

В отношении правового режима пользования медицинского оборудования, приобретенного за счет целевых поступлений от собственника или в рамках Программы и мероприятия по модернизации здравоохранения, необходимо руководствоваться следующим: безусловный приоритет его использования администрацией бюджетного учреждения должен обеспечиваться в целях выполнения государственного (муниципального) задания и (или) обязательств перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, что вытекает из целей, установленных собственником.

Вне пределов задания режим пользования названного медицинского оборудования определяется пределами, установленными законом*. В настоящее время закон устанавливает пределы лишь для правого режима распоряжения** имуществом за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом, остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом***. Содержание правомочия “пользование” медицинским оборудованием отличается от содержания правомочия “распоряжения” медицинским оборудованием. Это разные понятия с различным объемом содержания. Первое носит более ограниченный характер, характеризуемый нахождением вещи прежде всего у субъекта правомочия, второе предполагает перемещение вещи другому субъекту гражданских отношений.

Так как федеральным законом не установлены пределы пользования имущества бюджетных учреждений, то действует принцип гражданских отношений: разрешено то, что не запрещено. Следует также отметить, что закрепленное за бюджетным учреждением имущество может находиться в собственности муниципальных образований, субъектов Федерации, Российской Федерации.

Поэтому законодательные (представительные органы) названных субъектов гражданских отношений могут и принимают законы, которые регулируют содержание права оперативного управления имущества, переданного от соответствующего собственника. Исходя из вышеназванного принципа гражданских правоотношений в данных законах должна быть изложена правовая норма примерно следующего содержания: бюджетное учреждение не вправе (бюджетному учреждению запрещено) использовать пере данное имущество (имущество, приобретенное за счет целевого финансирования от собственника или иных целевых источников) для оказания услуг, относящихся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом для граждан и юридических лиц за плату.

В подобной ситуации бюджетному учреждению здравоохранения однозначно необходимо приобретать дополнительное оборудование за счет собственных (внебюджетных) источников для оказания платных медицинских услуг.

Изучение ряда нормативных актов, регулирующих на уровне закона отношения по поводу имущества, входящего в собственность субъекта Федерации*, не выявило подобных запретов.

Таким образом, в настоящее время отсутствуют законодательные препятствия для оказания платных медицинских услуг на оборудовании, купленном за счет бюджетных средств, при условии, что оно прежде всего используется в целях выполнения государственного (муниципального) задания и (или) обязательств перед страховщиком по обязательному социальному страхованию и на уровне собственника переданного имущества нет закона, содержащего правовые нормы запрета на использование данного имущества для оказания услуг, относящихся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом для граждан и юридических лиц за плату.

На вопрос отвечал А.В. Панов, юрист, управляющий ООО “Центр медицинского права”, г. Омск

Ответ на любой рабочий вопрос в ЭС «Экономика ЛПУ» Получить бесплатный демодоступ 



Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль