Опыт внедрения новых форм организации работы среднего и младшего медицинского персонала в больнице скорой медицинской помощи

2495
Опыт внедрения новых форм организации работы среднего и младшего медицинского персонала в больнице скорой медицинской помощи

В настоящей публикации мы продолжаем делиться опытом одной из ведущих медицинских организаций страны Больницы скорой медицинской помощи г. Набережные Челны.

Обучение за рубежом

Серьезным стимулом в развитии инновационной деятельности специалистов больницы стала их стажировка за рубежом в сентябре – декабре 2010 г. во время реконструкции БСМП. По инициативе главного врача больницы при поддержке Министерства здравоохранения Республики Татарстан правительством республики совместно с коммерческой инжиниринговой компанией (в рамках контракта) были изысканы средства для обучения 26 специалистов БСМП в Университетской клинике г. Йена (Германия)<...>

Медицинская сестра комплексного ухода и медицинская сестра – координатор

Приказом главного врача БСМП от 11.01.2011 № 14 в коечных отделениях медицинской организации в режиме пилотного проекта внедрена новая должность – «медсестра комплексного ухода». На нее назначаются медицинские сестры, имеющие сертификат по специальности «сестринское дело» и опыт работы в профильных отделениях.

Предпосылками для инновации стали:

  • современные требования к качеству оказания медицинской помощи пациентам;
  • зарубежный опыт;
  • универсальная базовая подготовка медицинского персонала в рамках специальности «сестринское дело»;
  • практический опыт (медсестры в дежурную (ночную) смену еще до введения новой должности уже работали по принципу комплексного ухода, выполняя функции медицинской сестры палатной, перевязочной и процедурной).

Основными функциональными обязанностями медицинских сестер являются выполнение плана лечебных мероприятий, оказание качественного медицинского ухода за пациентами и правильное оформление медицинской документации (см. материалы в ЭС "Контроль в ЛПУ" - получить доступ >>).

В своей ежедневной работе средний медицинский персонал выполняет ограниченный объем лечебных манипуляций, если работает только в процедурной, перевязочной или на посту, тем самым утрачивая многие знания и навыки, полученные в ходе обучения по специальности.

Так, с годами медсестры, работающие на посту, теряют навык выполнения процедур и перевязок. До начала пилотного проекта работа сестринской службы в стандартном отделении на 55 коек была организована следующим образом: в течение дня в отделении работали старшая медсестра, две постовые медсестры (палатные), по две медсестры процедурной и перевязочной.

В традиционной модели оказания сестринской помощи постовая медсестра «ведет» большое количество пациентов – до 30 человек на каждом посту, что снижает качество сестринского ухода. Фактически больной – «ничей», с ним работают разные средние медицинские работники, а лечащий врач не может уделить больному достаточно внимания, т. к. три четверти своего рабочего времени находится в операционной.

Качество сестринского ухода и качество выполнения плана лечебных мероприятий можно повысить, «закрепив» за каждой медсестрой определенное количество пациентов (на одну медсестру – 10–15 пациентов), с которыми она будет работать с момента их поступления в отделение до выписки, выполняя все мероприятия по лечению и уходу, необходимые данным пациентам. Это и есть так называемая медсестра комплексного ухода. В результате получается профессиональный тандем врач – медсестра.

Одним из плюсов такой организационной модели также является и то, что в конечном итоге все медсестры отделения могут выполнить перевязку, инъекцию, инфузию и осуществлять мероприятия по уходу.

В условиях жесточайшего кадрового дефицита это один из положительных моментов – все медсестры взаимозаменяемы. Для координации работы медицинских сестер в единой команде назначается медицинская сестра-координатор. Это медицинская сестра, имеющая сертификат по специальности «сестринское дело», опыт работы в профильных отделениях, обладающая организаторскими способностями, как правило, являющаяся дублером старшей медицинской сестры (или ее резервом) отделения.

Медсестра-координатор и медсестры комплексного ухода подчиняются заведующему отделением и старшей медсестре отделения.

В процессе внедрения новой формы организации работы медсестер в БСМП перестановки внутри отделений происходили в рамках существующего штатного расписания.

На 55 коек в дневную смену теперь работают 6 человек: одна медсестра-координатор (она же – старшая по смене, дублер старшей медсестры), пять медсестер комплексного ухода (на каждую приходится до 15 пациентов) и старшая медсестра.

График работы – 38,5 ч в неделю при пятидневной рабочей неделе. В ночную смену, в дни, когда отделение дежурит по приему экстренных больных по профилю, работают 3 медсестры комплексного ухода, в неприемные дни – по 2 медсестры комплексного ухода.

Одна медсестра комплексного ухода работает с одним врачом, ведет три палаты (до 15 пациентов).

Основными функциями медсестры-координатора являются:

  • организация расстановки медсестер в смене (совместно со старшей медсестрой);
  • распределение поступающих пациентов по палатам;
  • взаимодействие со всеми лечебно-диагностическими службами больницы с целью организации мероприятий по диагностике и оперативному лечению пациента;
  • вызов транспортной службы через диспетчерскую службу;
  • подача заявок в операционный блок;
  • прием и отправление пневмопочты;
  • осуществление контроля за качеством оказываемой сестринской помощи.

Взаимодействие между медсестрой-координатором профильного отделения и диагностическими службами, а также операционным отделением осуществляется следующим образом:

1) медсестра-координатор производит выборку диагностических назначений и предстоящих оперативных вмешательств из истории болезни;

2) формирует и передает заявки в диагностические отделения, операционное отделение (до 14:00);

3) диагностические отделения и оперблок до 17:00 подают заявки в центральную диспетчерскую службу, о которой будет сказано чуть ниже;

4) с 7:30 следующего дня транспортная служба, о которой также будет сказано чуть ниже, под контролем медсестры-координатора начинает забирать пациентов из отделений для транспортировки на операцию или диагностику.

Взаимодействие медсестры-координатора отделения реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) с профильными отделениями осуществляется следующим образом:

1) медсестра-координатор производит выборку из историй болезни пациентов, переводящихся из ОРИТ в профильные отделения;

2) формирует и передает заявки в профильные отделения (до 14:00);

3) профильные отделения подают заявки в центральную диспетчерскую службу (до 17:00);

4) с 7:30 следующего дня транспортная служба под контролем медсестры-координатора начинает забирать пациентов из ОРИТ для транспортировки в профильные отделения.

Основными функциями медицинской сестры комплексного ухода являются:

  • уход за пациентом;
  • лечебные мероприятия: раздача таблеток, внутримышечные, подкожные, внутривенные инъекции, инфузии и гемотрансфузии, постановка клизмы и т. д., а также выполнение различных процедур и перевязок выполнение лечебно-диагностических манипуляций – термометрия, измерение артериального давления, пульса, а также перевязки, уход за дренажами, трубками и т. д.;
  • работа с медицинской документацией.

Решение кадровых вопросов в ходе внедрения пилотного проекта

Одной из главных проблем внедрения проекта «медицинская сестра комплексного ухода и медицинская сестра – координатор» заключалась в том, что соответствующих должностей не предусмотрено Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.

В трудовых книжках, договорах, штатном расписании БСМП специалисты со средним медицинским образованием оформляются согласно номенклатуре специальностей, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 № 176н «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским образованием и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ».

Для соблюдения законодательства записи должностей в трудовых книжках специалистов больницы, осуществляющих функции медсестры комплексного ухода или медсестры-координатора, сохраняются по утвержденной номенклатуре должностей: «медицинская сестра па латная (постовая)», «медицинская сестра перевязочной», «медицинская сестра процедурной». В будущем это обеспечит назначение этим работникам пенсий в соответствии с российским законодательством.

А вот в индивидуальных должностных инструкциях медсестер процедурных, перевязочных и палатных прописаны должностные обязанности в объеме, необходимом для выполнения функций медсестры комплексного ухода или медсестры-координатора.

Оплата за выполнение сотрудниками дополнительных обязанностей (сверх предусмотренных указанной в трудовой книжке работника должностью) осуществляется за счет выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также за счет внебюджетных средств медицинской организации <...>

Решение эпидемиологических вопросов при внедрении проекта

При внедрении проекта «медицинская сестра комплексного ухода и медицинская сестра – координатор» возник вопрос: может ли выпол нение плана лечебных назначений у постели больного нарушать санэпидрежим.

С точки зрения принципов биологической безопасности пациента, принятых в мире, приоритетным является выполнение лечебных назначений (инъекций, инфузий и перевязок) максимально у постели больного.

Кроме того, СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» предусматривают «палатные отделения для иммунокомпрометированных пациентов (отделения для пациентов с ВИЧ-инфекцией, муковисцидозом, онкогематологическими заболеваниями, ожогами)» (п. 10.9); согласно документу «работа отделений организуется по принципу максимального оказания медицинской помощи и обслуживания пациентов непосредственно в палате» (п. 10.9.2). Мероприятия, рекомендуемые для ослабленных больных, приемлемы и для больных хирургического и терапевтического профиля стационара.

Таким образом, проведение инъекций и инфузий у постели пациента, выполнение в условиях палаты чистых (простых) перевязок не противоречит санитарным нормам.

В условиях перевязочного кабинета выполняются перевязки пациентов, имеющих гнойное отделяемое, перевязки, при проведении которых необходимо адекватное обезболивание, имеется обширная раневая поверхность или раневая поверхность в интимных зонах.

В БСМП при методической поддержке эпидемиологической службы отработаны методики подготовки мобильных постов для проведения инъекций и перевязок с выходом в палату, обеспечен достаточный оборот инструментов для создания индивидуальных укладок2, проведено соответствующее обучение персонала.

Как поддерживать профессиональные навыки всех медсестер отделения, к примеру, навык выполнения перевязок?

Необходимо ежемесячно менять медсестер перевязочных, пока все медсестры отделения не освоят методики проведения перевязок (ротация через перевязочный кабинет), как это и было организовано в БСМП<...>  

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль