Наиболее типичные ошибки при написании памяток для населения

1775
Наиболее типичные ошибки при написании памяток для населения

Автором приведенной ниже статьи были проанализированы 50 отечественных и 20 европейских и североамериканских памяток, посвященных первичной и вторичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.

<...>Понять, почему пациенты не следуют рекомендациям врачей, непросто. Пожалуй, это главная проблема, над которой вот уже много лет бьется медицинское сообщество и которая требует неординарного подхода<...>

Ошибка № 1. Сложные синтаксические конструкции

Одна из главных ошибок при написании памяток для населения – использование очень длинных сложносочиненных или сложноподчиненных предложений. При этом создается впечатление, что автор пытается в одной фразе изложить содержание всей памятки.

Между тем известно, что предложение, которое содержит более 12 слов, с трудом воспринимается читающим. Пока человек дочитает до конца предложение из 30–40 слов, он забудет, что было в его начале. Поэтому по возможности следует излагать информацию более короткими и четкими фразами, используя прием повтора для лучшего усвоения прочитанного.

Пример: «Вследствие частичного недостатка притока крови к мышце сердца, особенно при физическом или психоэмоциональном напряжении, сердце испытывает кислородный голод, развивается ишемия, т. е. недостаточное поступление крови к мышце сердца; продолжение физической работы в этих случаях становится невозможным, и сердце дает сигнал бедствия: развивается острый болевой приступ – стенокардия».

Данное предложение содержит 46 слов. Вместо таких «предложений-монстров» врач в живой речи употребит 2–3 простых предложения, которые будут намного понятнее и действеннее для пациента.

Кроме того, здесь мимоходом объясняются научные термины «ишемия и стенокардия», а ведь только настоящее понимание сути происходящих при них процессов может заставить читателя задуматься об изменении образа жизни, к чему и призывает памятка.

Ошибка № 2. Широкое использование специальных медицинских терминов

Наряду с длинными предложениями памятки для населения зачастую содержат медицинскую терминологию, понять которую человеку, не имеющему медицинского образования, практически невозможно.

Пример: «Необходимо также иметь в виду, что большое значение для поражения артериальной стенки имеют не только абсолютные значения АД, но и гемодинамические особенности артериальной гипертонии: повышение диастолического давления, вариабельность систолического АД, нарушение циркадного ритма АД (отсутствие физиологического снижения АД в ночное время или его повышение, эпизоды чрезмерного ночного снижения АД)».

В приведенном примере используются сразу несколько медицинских терминов: гемодинамика, циркадный ритм, вариабельность систолического АД.

Однако в большинстве случаев пациент знает только цифры своего верхнего и нижнего давления. Некоторые памятки содержат словари, помещенные в конец текста. Неудобства такого размещения очевидны: читатель вынужден постоянно заглядывать в конец памятки, чтобы узнать значения терминов. Прерывается нить восприятия, читатель отвлекается на поиск нужного объяснения; в конце концов такая компоновка текста может вызвать раздражение, и чтение будет прервано. Любой медицинский термин, если нельзя его избежать, необходимо объяснять непосредственно в самом тексте, в той же строке – это позволяет лучше вникнуть в смысл написанного, не отвлекаясь на поиск необходимой информации.

Цель всех образовательных материалов – изменить поведение человека таким образом, чтобы он начал заботиться о сохранении своего здоровья.

Психологами установлена цепочка, которая приводит к изменению поведения: знание – понимание – убеждение – поведение. Если полученные знания обеспечивают понимание сути происходящего, тогда возникает убеждение, что ситуация нуждается в изменении, и затем вырабатываются новые стереотипы поведения. Как правило, почти все медико-просветительные материалы ограничиваются только первым звеном этой цепочки – донесением знаний, однако этого недостаточно для достижения поставленной цели. Если не достигнуто понимание, то не выработаются убеждения и не изменится поведение человека.

Ошибка № 3. Большое количество аббревиатур и формул

В последнее время в научной медицинской литературе появилась тенденция использовать многочисленные сокращения, аббревиатуры терминов, такие как ФР, АГ, АД, САЖ, ЛПНП, ЛПВП и т.д. Иногда статья настолько перенасыщена аббревиатурами, что это делает ее похожей на головоломку. К сожалению, та же тенденция характерна для медико-просветительных материалов для населения.

Пример: «Коварство артериальной гипертонии в том, что в части случаев она протекает бессимптомно, не проявляясь головными болями или головокружением, вследствие чего люди нередко не знают о наличии у них повышенного артериального давления (АД) и не принимают гипотензивные препараты. Иногда в этих случаях они впервые узнают о повышенном АД только после развития НМК».

В отношении приведенного примера следует отметить, что если цель памятки – побудить пациента следить за своим артериальным давлением, то в тексте необходимо везде использовать словосочетание «артериальное давление», а не «АД». «АД» и «артериальное давление» по психолингвистическому воздействию и восприятию совершенно различны.

«Адэ» – практически пустой звук, а «артериальное давление» – жизненно важный показатель для пациента. Предложение содержит 51 слово, две аббревиатуры, и читающему требуется все время возвращаться к предыдущему тексту, чтобы понять, что НМК – это нарушение мозгового кровообращения.

Приведем пример из образовательных материалов для пациентов, авторы которых объясняют, что такое малый круг кровообращения.

Пример: «Кровь из вен поступает в ПП, затем в ПЖ, который выталкивает ее в легкие, где она насыщается кислородом и через легочные вены возвращается в ЛП».

Для читателя этот текст звучит следующим образом: кровь поступает в «пэпэ», затем в «пэжэ» и возвращается в «лэпэ» – т. е. ничего не значащий набор букв, поскольку разъяснения сокращений находятся на предыдущей странице и читатель уже забыл, что они означают.

То же самое относится и к ХС – холестерину, ИБС – ишемической болезни сердца, ИМТ – индексу массы тела, НФА – низкой физической активности и другим сокращениям, которые присутствуют во многих памятках.

А ведь это ключевые слова, которые не только нельзя сокращать, но и необходимо выделять шрифтом, цветом или иными способами.

Необходимо подчеркнуть, что полное написание всех слов памятки относится к приемам, облегчающим усвоение материала, и наоборот – сокращение слов, словосочетаний препятствует хорошему пониманию и усвоению материала. Некоторые авторы полагают, что все пациенты имеют достаточные математические знания, чтобы разбираться в различных формулах. <...>

Ошибка № 4. Решить все проблемы сразу

Большинство авторов памяток хотят заставить своего читателя решить множество медицинских проблем, причем все сразу.

Пример: «8 простых, но важных правил: 1. Регулярно контролируйте артериальное давление. 2. Соблюдайте принципы рационального питания. 3. Старайтесь избавиться от вредных привычек. 4. Повысьте физическую активность. 5. Избавьтесь от избыточного веса, если он у вас есть. 6. Соблюдайте режим, старайтесь полноценно отдыхать. 7. Научитесь противостоять стрессовым ситуациям. 8. Строго следуйте всем советам врача!».

По каждому из этих «простых» советов читатель задаст множество вопросов: что это такое, где, когда, как это сделать, как избавиться, как повысить, как соблюдать, как противостоять, как следовать? Например, много ли людей знает, что существует такое понятие, как «рациональное питание»? Что вообще вкладывается в это понятие? Каковы принципы рационального питания? Как их соблюдать? Как организовать рациональное питание? Дорого это или нет? Сразу становится ясно, что эти восемь «простых» правил невыполнимы.

Для каждого совета необходимо разработать отдельную памятку. Рекомендаций должно быть немного – одна-две, но реально выполнимые: разъяснить, что такое регулярное измерение артериального давления, подробно описать процедуру правильного измерения артериального давления или рассказать об особенностях тех или иных приборов.

Ошибка № 5. Использование повелительного наклонения

Постоянное использование в тексте глаголов в повелительном наклонении и инфинитива может порождать у читателя неприятие, неосознанный внутренний протест и резко снизить желание следовать рекомендациям.

Некоторые памятки напоминают военные команды на плацу: «контролируйте», «откажитесь», «не злоупотребляйте», «придерживайтесь», «ограничьте», «выполняйте» и т. п., что сильно снижает их воздействие. Такую форму подачи материала лучше заменить дружеской интонацией, располагающей к себе беседой.

Пример: «Мы настоятельно рекомендуем полностью отказаться от курения. Прекращение курения значительно облегчает течение ИБС и улучшает жизнь пациента с ИБС. Посоветуйтесь с лечащим врачом о путях прекращения курения и возможности применения пластырей с никотином». «Постарайтесь питаться сбалансированно, включая в рацион фрукты и овощи».

Данные советы и их интонация найдут значительно больший отклик у читателя, нежели «старайтесь, повысьте, избавьтесь, научитесь». Однако здесь присутствует та же ошибка, что и в остальных примерах, – использование аббревиатур.

Ошибка № 6. Превращение читателя во врача или фельдшера

В последние годы появилось много материалов для населения, издание которых спонсируют фармацевтические фирмы. Преподносимые как медико-просветительные, эти материалы представляют собой рекламу того или иного препарата.

В некоторых памятках приводятся целые «фармацевтические справочники», указываются группы лекарств и их торговые названия. Но лекарственные средства даже одной и той же группы имеют свои особенности действия, показания и противопоказания. Поэтому только врач должен назначать лекарственные препараты и контролировать ход лечения, чтобы избежать передозировки или побочных явлений. Такие «просветительные материалы» могут принести больше вреда, чем пользы<...>

Образец правильного написания памятки <...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

     



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль