Тариф ОМС как критерий инвестиционной привлекательности здравоохранения

1892
Тариф ОМС как критерий инвестиционной привлекательности здравоохранения

<...> Проблемы необоснованности и недостаточности тарифа ОМС

Тарифы ОМС на оплату медицинской помощи устанавливаются региональным тарифным соглашением7. До недавнего времени тарифным соглашением должна была быть указана не только структура тарифов на оплату медицинской помощи, но и доля расходования средств в процентах (в т. ч. минимальные и (или) максимальные значения) по направлениям расходования средств. Приказом ФФОМС от 14.04.2015 № 64 «О внесении изменений в Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения» исключено требование об установлении долей расходования средств в процентах (в т. ч. минимальные и (или) максимальные значения) по направлениям расходования средств.

Тарифы рассчитываются на основании Методики расчета тарифов, утвержденной в составе Правил обязательного медицинского страхования. С 2013 г. возможен выбор метода определения затрат8 в зависимости от условий оказания медицинской помощи, территориальных и иных особенностей оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>) .

По мнению директора Медицинского центра «XXI век» А.А. Соколовой, существующая методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи не является прозрачной и понятной всем участникам процесса оказания медицинской помощи по ОМС.«Отсутствие необходимого уровня прозрачности приводит во многих случаях к несоразмерности значения тарифа и реальных расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи».

Тарифы ОМС имеют соответствующую структуру, состоящую из расходов на оказание медицинской помощи пациентам, которые прямо закреплены Законом об ОМС.

Тариф ОМС включает в себя статьи операционных расходов и расходов на приобретение оборудования до 100 тыс. руб. за единицу. Таким образом, любая медицинская организация вправе направлять средства ОМС только по статьям расходов, соответствующим указанной структуре.

По словам председателя правления группы компаний ЛДЦ МИБС А.З. Столпнера: «Структура тарифа – вещь более страшная и неправильная, чем даже низкий тариф».

Установленная структура не содержит в себе норму прибыли, что не позволяет медицинской организации добиваться экономии и переноса средств ОМС на последующие периоды. Отсутствует возможность использовать средства ОМС для модернизации процесса оказания медицинской помощи. При этом следует отметить, что в последние годы оборудование устаревает морально раньше, чем успевает устареть физически. Организации вынуждены осуществлять замену оборудования за счет собственных средств.

Важно! Достаточно острой в настоящий момент остается проблема необоснованности и недостаточности тарифа ОМС

По словам Министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой «Тарифы увеличились за год более чем на 17% в 2014 году и более чем на 18% в 2015 году»9. Официальная позиция министра сводится к тому, что тарифы ОМС являются «не просто достаточными, но и экономически привлекательными».

В то же время представители частного сектора едва ли разделяют указанную позицию. По мнению А.А. Соколовой, «существующие тарифы ОМС соответствуют расходам медицинских учреждений лишь в отдельно взятых случаях, на очень ограниченный перечень медицинской помощи, куда прежде всего входит высокотехнологическая медицинская помощь». При этом, как отмечает А.А. Соколова, «уровень тарифов ОМС не соответствует уровню расходов медицинских учреждений на оказание услуг по ОМС».

Полагаем, что само по себе регулярное повышение тарифа ОМС не сможет решить проблему необоснованности тарифа до тех пор, пока не будет реформирована система расчета и обоснования нормирования уровня затрат на оказание услуг на единицу помощи. Краткосрочность установления тарифов ОМС – это скорее достоинство указанной системы, нежели ее недостаток. Установление долгосрочных необоснованных тарифов в условиях нестабильности российской экономики и внешнеполитической обстановки лишь усугубило бы существующую ситуацию и не позволило бы участникам рынка рассчитывать на возможность изменения тарифов в перспективе на несколько лет.

ГЧП в здравоохранении – панацея или миф? <...>

Подходы к реформированию тарифного регулирования

Следует выделить несколько потенциально возможных подходов к реформированию тарифного регулирования в сфере ОМС:

1. Введение в структуре тарифа «инвестиционной составляющей».

2. Отмена структуры тарифа и изменение методов расчета тарифов

3. Дифференциация тарифов ОМС – для медицинских организаций в рамках текущей деятельности (без капитальных и амортизационных затрат) и тариф для медицинских организаций при реализации инвестиционных проектов (индивидуальный тариф).

4. Введение повышающего коэффициента для тарифов медицинских организаций, реализующих проекты ГЧП.

5. Создание системы софинансирования гражданами оказания медицинской помощи.

Проанализируем подробно каждый из этих вариантов.

В качестве наиболее распространенного предложения по изменению тарифного регулирования в системе ОМС является включение в структуру ОМС «инвестиционной составляющей» на покрытие капитальных расходов, вложенных медицинскими организациями в модернизацию. Указанное предложение следует рассматривать в качестве направления дальнейшего развития российской системы в связи с официальными заявлениями министра: «Мы постараемся ввести инвестиционный компонент в тарифы на оказание первичной помощи, что очень рентабельно и выгодно в финансово-экономическом плане, а следующим шагом планируем применить инвестиционный компонент для крупных многопрофильных госпиталей и специализированных центров»16.

Указанное предложение позволит решить проблему модернизации системы здравоохранения при условии, что сама по себе система станет более конкурентной и гибкой в части доведения объемов до частных медицинских организаций.

По нашему мнению, в условиях рыночной экономики структура тарифа как явление должно постепенно уходить в прошлое.

Тариф должен определяться рыночными механизмами с расчетом на конкурентную среду, а не с целью лишь обеспечить достаточность покрытия основных расходов государственных учреждений.

Полагаем, что реализация указанного предложения должна происходить по­этапно, путем апробации метода расчета инвестиционной составляющей для установления индивидуальных тарифов инвесторам, реализующим проекты ГЧП на основе инвестиционных программ, разрабатываемых последними в соответствии с условиями соглашения о ГЧП. Механизм разработки инвестиционных программ для последующего возврата вложенных инвестиций можно встретить, например, в тарифном регулировании сферы обращения с отходами.

<...>

Полагаем, что установление индивидуальных тарифов не является рациональным решением вопроса с точки зрения административной экономии ресурсов. Реализация данного подхода потребует существенных затрат публично-правового образования на материально-техническое обеспечение деятельности соответствующих уполномоченных лиц.

Введение повышающего коэффициента для тарифов медицинских организаций, реализующих проект ГЧП, безусловно, повысит привлекательность таких проектов.

Однако возникают вопросы относительно порядка подготовки универсальной шкалы соответствующих коэффициентов, применение которых действительно позволит качественно улучшить ситуацию с использованием тарифов ОМС в проектах ГЧП.

В качестве возможного способа реформирования системы ОМС следует указать внедрение системы софинансирования гражданами оказания медицинской помощи. В частности, речь идет о создании конкурентной среды поставщиков услуг в сфере ОМС, оказывающие весь спектр услуг, входящих в базовую программу ОМС. При этом позволить медицинской организации устанавливать надбавки, размер которых будет регулироваться исключительно рыночными механизмами – механизмами спроса.

Низкое качество услуг и низкий спрос предполагает наличие минимальной надбавки или ее отсутствие. Таким образом, государственные учреждения будут вынуждены повиноваться рыночным механизмам и повышать общий уровень качества предлагаемой медицинской помощи.

Указанный подход представляется справедливым с точки зрения идей свободной экономики, но, к сожалению, труднореализуемым в социальном государстве.

С учетом вышеизложенного в ближайшей перспективе глобальных изменений существующей системы ожидать не стоит, однако грамотные точечные настройки позволят повысить эффективность существующей системы и тарифного регулирования, а также привлекательность сферы здравоохранения для частных инвестиций.

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной или интерактивной версии журнала



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×