text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Стандартизация передачи медсестринской смены в соответствии с принципами партнерства с пациентом

  • 12 сентября 2015
  • 2055
Стандартизация передачи медсестринской смены в соответствии с принципами партнерства с пациентом

<...> Изменение концепции взаимоотношений между медицинским работником и пациентом

В большинстве отечественных медицинских организаций по сей день функционирует патерналистская модель взаимоотношений медицинских работников с пациентом.

Патерналистская модель (от лат. paternus – «отцовский») предполагает, что врач, тщательно исследовав состояние больного, устанавливает наиболее приемлемое для каждой конкретной ситуации лечение, направленное на полное выздоровление. Последнее слово в выборе лечения остается за врачом. Подразумевается, что больной может быть не согласен с назначенными процедурами, однако он не вполне компетентен в этом вопросе и впоследствии поймет правильность выбора, сделанного врачом, т. е. при расхождении мнения пациента с объективными медицинскими показаниями предпочтение отдается последним.

В рассматриваемой модели врач действует как опекун (отец), обеспечивая наиболее адекватное, с его точки зрения, лечение. Автономия больного сводится к его согласию с врачебным усмотрением. Эта модель подразумевает постулат о том, что медицинские работники обладают, несомненно, большими познаниями, зависимость пациента от медицинского работника и страх перед ним. Она описана в литературе для взаимоотношений врача и пациента, но также может быть перенесена и на взаимоотношения пациента и медицинской сестры.

Развитие современного общества в корне изменило ситуацию: сегодня пациент много читает о своем заболевании, часто обращается за вторым мнением, требует от врача и медицинской сестры разъяснения целей и задач проводимых процедур и оставляет за собой право на принятие окончательного решения о согласии на предложенный ему метод лечения.

В соответствии с этим в США и странах Европы появилось новое понятие: медицинская помощь, централизованная вокруг пациента (patient-centered care, PCC). Медицинская помощь, централизованная вокруг пациента, – это обеспечение медицинской помощи на принципах уважения и ответственного отношения к личным предпочтениям пациента, его нуждам и ценностям, которые являются определяющими при выборе оптимального метода лечения [6].

В медицинской деонтологии выделяют и другие модели взаимоотношений медицинского работника и пациента (информационную, интерпретационную, совещательную), однако в рамках данной статьи они не будут рассматриваться.

Передача медсестринской смены: возможности улучшения

Во многих медицинских организациях процесс передачи смены между медицинскими сестрами проходит на посту или в ординаторских – один медработник передает другому информацию, причем чаще всего в устной форме. При такой организации передачи смены трудно учесть нужды и потребности пациента, а также получить от него обратную связь в отношении манипуляций и процедур, которые происходили накануне. Велика вероятность различного рода ошибок: неполной или неточной передачи информации, потери важных для пациента сведений, неправильного восприятия информации, полученной устно. В связи с этим организация передачи медсестринской смены должна строиться на принципах эффективной коммуникации и медицинской помощи, централизованной вокруг пациента.

Основными элементами эффективной организации передачи смены у постели больного должны быть:

  • создание стандартизированного чек-листа передачи смены;
  • предоставление пациенту и членам его семьи возможности принимать участие в процессе;
  • разъяснение пациенту и членам его семьи целей процесса передачи медсестринской смены;
  • адаптация стандартного чек-листа к нуждам конкретного отделения (пример адаптированного чек-листа для отделения реанимации и интенсивной терапии, который используется в клинике «Медицина», приведен в приложении 1);
  • получение обратной связи от медсестер и корректировка процесса с учетом их мнения.

На практике это означает, что:

1. При поступлении в стационар пациенту должны быть предоставлены информационные материалы о том, как организован процесс передачи медсестринской смены в больнице и почему важно его участие. После ознакомления пациента с этими материалами медсестра должна найти время ответить на его вопросы (пример брошюры для пациентов, которая используется в клинике ОАО «Медицина», приведен в приложении 2).

2. Пациент должен иметь возможность отказаться от участия в процессе передачи смены. Во многих зарубежных госпиталях пациентам дают специальную табличку «Проводите передачу смены без меня», которую пациент может самостоятельно повесить на свою кровать.

3. Перед внедрением процесса необходимо провести обучение медсестер и подробно разъяснить им цели и задачи новой организации передачи смены. Без вовлеченности персонала, уверенности старших медсестер отделения и рядовых сотрудников в том, что это действительно нужно, успешное внедрение инновации невозможно. При проведении обучения важно развеять опасения и мифы, связанные с процессом (табл. 1).

4. В начале внедрения процесса рекомендуется выбрать двух медсестер, провести с ними обучение и с согласия пациента снять процесс передачи смены на видео – реальная картинка в большинстве случаев убеждает людей лучше, чем слова и инструкции.

Таблица 1. Возможные опасения по поводу процесса передачи медсестринской смены у постели пациента и комментарии к ним <...>

Конференция «Организационно-управленческая деятельность главной медицинской сестры: новые задачи в условиях реформирования сестринской практики»

18 - 19 ноября 2015, Москва

Подробнее >>

Практический опыт клиники ОАО «Медицина»

Клиника ОАО «Медицина» – многопрофильная клиника в г. Москве, которая имеет сертификат качества по международным стандартам JCI с 2011 г. В структуре этой медицинской организации работает многопрофильный стационар на 48 коек.

В отделении реанимации и интенсивной терапии клиники под наблюдением одной медсестры находятся 3 пациента, в стационаре – 9 пациентов в дневную смену и 18 пациентов в ночную смену.

Процесс передачи медсестринской смены у постели больного внедрен в ОАО «Медицина» в марте 2014 г.

Внедрение процесса передачи медсестринской смены происходило в несколько этапов:

1. Анализ литературных данных. Опрос пациентов до внедрения процесса.

2. Создание рабочей инструкции и информационных материалов для пациентов и сотрудников.

3. Выбор «пилотного отделения», в котором в течение 6 месяцев происходила оценка эффективности процесса.

4. Обучение персонала.

5. Выборочное видеодокументирование процесса. Разбор допущенных ошибок с персоналом.

6. Получение обратной связи от сотрудников. Модификация процесса с учетом пожеланий сотрудников.

7. Внедрение процесса в других отделениях.

В клинике ОАО «Медицина» также были получены данные о повышении удовлетворенности пациентов работой медицинских сестер после внедрения процесса передачи смены у постели пациента. Проведено сравнение данных анкетирования по итогам 1-го квартала 2014 г. и в 3-м квартале 2014 г., когда процесс уже был внедрен и работал в течение 6 месяцев (обработаны данные 43 анкет в 1-м квартале 2014 г. и 55 анкет в 3-м квартале).

Пациентам стационара предлагалось в анкете оценить по 5-балльной шкале следующие параметры:

  • дружелюбие и вежливость медсестер;
  • отношение медсестер к просьбам пациента;
  • насколько хорошо медицинские сестры предоставили пациенту необходимую ему информацию.

Результаты опроса пациентов, полученные в клинике ОАО «Медицина», показывают достоверное повышение оценки пациентами качества работы медицинских сестер (рисунок) после внедрения процесса передачи медсестринской смены у постели больного. <...>

Стандартизация передачи медсестринской смены в соответствии с принципами партнерства с пациентом

<...> Приложения <...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

 

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.