text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Качество и безопасность: ключевые задачи руководителя медицинской организации

  • 22 октября 2015
  • 1827
Качество и безопасность: ключевые задачи руководителя медицинской организации

Проблемы контроля качества и безопасности ­медицинской деятельности являются одними из самых бурно обсуждаемых в профессиональной среде специалистов здравоохранения.

<...> Выше представлен перечень лишь основных нормативных документов по рассматриваемой проблеме. При этом необходимо учитывать достаточно большое количество отраслевых приказов, которые регламентируют отдельные положения законодательных требований по контролю качества и безопасности медицинской деятельности<...>

Законодатель впервые предложил такую формулировку – качество и безопасность медицинской деятельности, а не медицинской помощи. Деятельность представляет собой широкое понятие и ею всегда управляли, однако никогда не ставилась задача управлять ею через призму качества и безопасности, что теперь является предметом надзора со стороны государства.

<...> Таким образом, ключевой целью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является обеспечение права пациента на получение медицинской помощи надлежащего качества и обеспечение ее безопасности. В основу решения практических задач по реализации данной цели должны лечь требования статьи 88 Основ, где в п. 2 указано, что государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:

Конференция «Управление медицинской организацией в условиях экономической нестабильности: поиск оптимальных решений»

14 - 15 октября 2015, Москва

Подробнее >>

  1. проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья;
  2. осуществления лицензирования медицинской деятельности;
  3. проведения проверок применения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  4. проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
  5. проведения проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
  6. проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  7. проведения проверок организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами и организациями.

Исходя из положений процитированной статьи Основ и анализа других законодательных и подзаконных актов, в медицинской организации могут быть сформулированы следующие основные задачи внутреннего контроля качества и безо­пасности медицинской деятельности:

  • оценка своевременности оказания медицинской помощи;
  • оценка правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи;
  • оценка степени достижения запланированного результата;
  • оценка соблюдения прав пациента при оказании медицинской помощи;
  • оценка обеспечения предусмотренных законодательством приоритетов интересов пациента при оказании ему медицинской помощи;
  • оценка полноты и эффективности выполняемых медицинских вмешательств и медицинских услуг;
  • получение достоверной информации о качестве оказания медицинской ­помощи;
  • определение соответствия оказываемой медицинской помощи стандартам медицинской помощи, порядкам медицинской помощи, клиническим рекомендациям (протоколам лечения), другим нормативным документам в сфере здравоохранения, устанавливающим требования к качеству и безопасности медицинской по­мощи;
  • анализ качества используемых ресурсов (кадровых, материально-технических, иных) в процессе оказания медицинской помощи;
  • разработка предложений и мероприятий, направленных на устранение причин возникновения дефектов медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи;
  • определение потребностей медицинского персонала в дополнительных профессиональных знаниях;
  • внедрение мотивационных механизмов повышения профессиональной ответственности медицинских работников;
  • выявление зон неэффективности в процессе оказания медицинской помощи, разработка и принятие мер по их устранению;
  • разработка корректирующих и пре­дупреждающих действий;
  • изучение и обеспечение удовлетворенности потребителей медицинских услуг их качеством.

Решение перечисленных задач невозможно без адекватного управления и активного личного участия в этом руководителя медицинской организации. Дефрагментация каждой из перечисленных задач позволяет выделить следующие основные компоненты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности:

  • контроль соблюдения подразделениями и врачами медицинской организации порядков и стандартов медицинской помощи;
  • контроль качества кадровых ресурсов;
  • контроль качества материально-технических ресурсов;
  • контроль качества ведения необходимой медицинской документации;
  • контроль качества и безопасности оказания медицинской помощи конкретному пациенту;
  • контроль качества (оценка) результатов медицинской деятельности;
  • контроль за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья граждан;
  • контроль проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
  • контроль соблюдения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
  • контроль соблюдения медицинскими и фармацевтическими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.

Указанные компоненты контроля представляют собой подсистемы, которыми необходимо управлять. Следуя этой логике, в каждой из подсистем целесо­образно использовать традиционные функции управления: планирование, организация, координация и мотивация, контроль.

Функционирование системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности невозможно без разработки соответствующих внутренних регламентирующих документов (локальных актов). Это важнейший этап работы каждой медицинской организации. Ранее мы уже касались данной темы в наших отдельных публикациях1. Во внутренних документах медицинской организации (положениях, приказах, инструкциях и т. д.) устанавливаются цели, задачи, основные функциональные элементы, права и обязанности участников, этапы работы, организация деятельности, формы планирования и т. д. Фактически система локальных нормативных актов представляет собой подробное описание того, как организован внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Обязательным условием эффективной работы является распределение ответственности между сотрудниками, участвующими в системе, что решается внесением соответствующих изменений в их должностные инструкции.

На следующем этапе руководителю необходимо провести внутреннее обучение всех сотрудников правилам работы в новых условиях. Формы обучения могут быть различными – семинары, собрания, совещания и т. д. Сотрудники должны хорошо знать содержание как отраслевых, так и разработанных в медицинской организации локальных нормативных актов, а также принципы, формы и методы работы. Такое обучение в значительной степени будет способствовать эффективности реализации всех задач в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. Необходимо отметить, что обучение должно осуществляться на перманентной основе для поддержания необходимых знаний в актуальном состоянии, а также с учетом всех новшеств и изменений, вносимых в локальные нормативные акты.

Разработка адекватных внутренних документов и обучение сотрудников создают хорошую почву для управления системой. При этом руководитель медицинской организации использует все функции управления.

Функция планирования предполагает разработку текущих (на один год) и стратегических (на несколько лет) планов в сфере качества и безопасности медицинской деятельности. В эти планы могут включаться:

  • разработка и пересмотр локальных актов (см. материалы в ЭС «Экономика ЛПУ» - получить доступ >>);
  • тематика, частота и направления обучения сотрудников;
  • подготовка необходимых кадров и повышение их квалификации;
  • мероприятия по обновлению ресурсов;
  • приобретение необходимого оборудования и других медицинских изделий;
  • внедрение новых организационных форм работы;
  • мероприятия по полноценной реализации порядков оказания медицинской помощи;
  • мероприятия, направленные на соблюдение прав пациентов и повышение их удовлетворенности качеством медицинской помощи и многие ­другие.

Функция организации включает в себя распределение ответственности между сотрудниками в части выполнения всех требований по качеству и безопасности медицинской деятельности. Смысл этой функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение сотрудниками соответствующих их трудовой функции внутренних процессов, сориентированных в конечном итоге на соблюдение законодательства в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. Это достигается путем выполнения обязанностей, изложенных в должностных инструкциях, а также требований внутренних документов (положений, приказов, регламентов, порядков и т. д.).

При использовании функции координации и мотивации руководителю необходимо грамотно использовать административные, социально-психологические и экономические методы управления. Выполнение сотрудниками требований к качеству и безопасности медицинской деятельности должно быть привязано к оценке и оплате их труда. Это особенно актуально в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, работающих в условиях эффективного контракта. Могут также использоваться и другие общепринятые формы стимулирования труда сотрудников.

Еще одна функция управления – это контроль, который используется как форма получения обратной связи от системы. В данном случае речь идет о контроле за функционированием системы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. Использование данной функции позволяет руководителю оценивать, в каком состоянии находится медицинская организация, насколько полно реализуются текущие и стратегические планы, какие из аспектов деятельности требуют коррекции и изменения. ­Получая обратную связь, руководитель имеет возможность своевременно принимать адекватные управленческие решения, тем самым поддерживая всю систему в рабочем состоянии.

Только комплексный подход с вовлечением всех функций управления позволит реализовать требования законодательства и надзорных органов по контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
3 дня
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
№340987

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.